Проект занятия изобразительной студии «Синий квадрат» для 5 класса. Тема занятия: «Сказка превращений, или как из трёх цветов сделать шесть».


Проект занятия изобразительной студии «Синий квадрат» для 5 класса.
Тема занятия: «Сказка превращений, или как из трёх цветов сделать шесть».
Прошлый опыт учащихся: основные цвета, символика цвета в народном искусстве, особенности ахроматического цвета.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Технология: проблемное обучение.
Основная художественно-педагогическая концепция занятия: рождение образного представления о цвете.
Основные проблемы занятия: символический смысл цвета как язык живописи и мифологем.
Цель занятия:
Усвоить цветоведения через смешивание цветов, способствовать умению применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Развивать коммуникативные качества личности в групповой работе, ассоциативно - образное мышление, творческую и познавательную активность.
Воспитание эстетического вкуса как способность чувствовать и воспринимать произведения искусства через колористическое решение.
Средства, используемые в процессе обучения:
Наглядный материал: репродукции, таблица «Основные и смешенные цвета».
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, магнитная доска.
Учебно-практическое оборудование: мольберты, бумага А3, мелки, гуашь, акварель, кисти, ёмкости для воды, пластилин.
Текстовые материалы: пронумерованные рабочие листы с заданием, альбомы.
Продолжительность занятия 40 минут.
Теоретические основы:
Знакомство с искусствоведческими терминами: контраст, колорит; основы цветоведения, символика цвета.
Особенности цветового спектра.
Правила цветоведения.
Практические основы:
Получение цвета в технике монотипии.
Выполнение цветовой композиции на плоскости.
Мини-сочинение на заданную композицию.
Завершение работы, оформление.
5. Подведение итогов занятия, выставка ученических работ, анализ.
Результат занятия: колористическая композиция из шести цветов.
Содержание занятия:
I. Вводно-мотивационный этап:
1.Организационный момент.
- Приветствие.
2.Мотивация учебной деятельности.
Экспозиция произведений живописи: И. Левитана, К. Малевича, В. Ван Гога, П. Синьяка, М.Врубеля, К. Коровина, Н. Рериха, К. Моне.
Учитель: В мировом искусстве, а конкретно в живописи известны произведения искусства И. Левитана, К. Малевича, В. Ван Гога, П. Синьяка, М.Врубеля, К. Коровина, Н. Рериха, К. Моне, в которых ярко выражено колористическое решение, цветовое богатство палитры и своеобразие колорита.
(Обращение внимания обучающихся, в произведениях живописи, на особенности колорита, как чистый, открытый цвет, фактурное многообразие, игра света, пленэрный цвет).
Учитель: Сегодня у нас необычное занятие, в котором будет и волшебство, и превращение цвета через смешивание.
3.Актуализация.
-Какие цвета относятся основным?
(красный, жёлтый, синий)
- Какая техника смешивает краски?
(монотипия)
Творческое задание.
(Дети в технике монотипии смешивают основные цвета: синий+красный, красный+жёлтый, жёлтый+синий).
4.Формулирование темы занятия.
Учитель: О чём мы сегодня поговорим, что мы будем делать?
(Дети формулируют тему «Сказка превращений, или как из трёх цветов сделать шесть»)
5. Постановка и формулировка учебной задачи.
Учитель: Итак, мы сегодня на занятии создадим, композиции в колорите из трёх разных цветов, превращая в шесть.
II. Операционно-содержательный этап:
Учитель: Вы собрались в группы не случайно, а по предпочтению цвета (синий, красный, жёлтый).
Учитель: У меня приготовлено для вас пакеты с волшебными заданиями, которые помогут понять символический смысл, колористическое значение цвета в живописи.
Учитель приглашает к себе по одному представителю от каждой группы (в руках несколько пакетов с различными вариантами заданий). Эти задания помогут вам достичь нашей цели занятия. Вы должны проделать свою работу в течение 8 минут. В каждой группе обсуждаются и создаются живописные композиции (применяя составной цвет).
1. Самостоятельная работа учащихся в группах (слайд).
1 группа. Работает над композицией из составного цвета: зелёный. Сочинение сказки на тему «Зелёный город».
2 группа. Создают композицию в фиолетовом колорите. Мини-сочинение «Сказка о божественной птице».
3 группа. Выполнение рисунка в оранжевом колорите. Сочинение сказки «Оранжевая планета».
На столах памятки, словарики, альбомы, схемы, спектр цвета.
Выступление групп, презентация композиций и сказки.
Учитель: А теперь мы попытаемся создать композицию из шести цветов.
2. Художественно-творческая деятельность в группах.
Создание композиции из шести цветов: красный, жёлтый, оранжевый, синий, фиолетовый и зелёный. Для воплощения художественной идеи, дети выбирают по своему выбору художественный материал.
Выставка творческих работ.
III. Рефлексивно-оценочный этап:
Учитель: Что нового для себя узнали? В чем затруднялись и как выходили из данной ситуации? Какой новый опыт приобрели и чему научились? Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? (высказывание детей по группам).
К какому выводу каждый из вас пришёл? (Каждому выдаётся критерии самооценки).
Самооценка участника занятия.
-Как я усвоил новый материал (Получил прочные знания, усвоил весь материал, частично, плохо и т.д.)?
-Чему я научился на занятии?
- Могу ли я определить основной цвет от дополнительного цвета?
- Могу ли я сравнивать цвета?
-Умею ли я пользоваться приёмами нанесения цвета и смешивание их?
-Умею ли я понять точку зрения другого (при работе в группе)?
-умею ли я сочинять сказку по рисунку?
-Умею ли я создавать композицию в технике монотипия?
Домашнее задание (слайд):
1. Написать творческую работу в форме сказки о шести цветах .
2. Выбрать эпизод из сказки «Изумрудный город», «Солнечный город» и выполнить к нему иллюстрацию в технике монотипии.
3. Работа над исполнением композиции из разных цветов (цвета радуги).
Спасибо всем участникам занятия.