Консультация для родителей Как укрепить память


Как укрепить память?

1. Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а надо только выучить наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку и пр.), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном. 2. Любой материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все, что только можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до тех пор, пока удается все припомнить, ничего не упустив. 3. Любой материал по любому предмету нужно делить на две части: самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть крупный и мелкий шрифт, выделения жирным шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно. 4. Чтобы усвоить материал, обычно нужно прочесть его, например, 6 раз, однако не следует делать это подряд; лучше прочитать сначала 2 раза, через некоторое время – еще 2 раза, потом еще 2 раза, то есть не надо стремиться доучивать материал до конца сразу, в один присест. 5. По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно умение бегло прочитывать большие порции материала. Развивая память, способности, учиться правильно организовывать свой умственный труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для более плодотворной работы никогда не поздно. Итак, все дело за вами. И лучше, если вы не будете откладывать это до завтра.
 
СМЕХ
 Смех оказывает благоприятное воздействие на организм. Это утверждение старо, как мир. В чем же заключается древний феномен смеха? Это программа, которая задействует все тело целиком. Мы слышим шутку – процесс начинается в слуховых нервах, смотрим комедию – программа срабатывает через глаза, когда отец щекочет своего сына – нервные окончания на коже ребенка посылают импульсы в спинной мозг, а оттуда в головной мозг. Ученые доказали, что смех стимулирует высвобождение дофамина – нейромедиатора, который обеспечивает чувство удовольствия и эйфории. Это превращает смех своего рода наркотик: чем больше мы смеемся, тем больше нам хочется делать это снова и снова. Если производство дофамина выходит из-под контроля, это может привести к возникновению зависимости. Этот факт объясняет, почему дети так любят играть в глупые игры, которые доводят их родителей до белого каленья. Смех доставляет удовольствие, и, возможно, вызывает привыкание.
 
Твоя поза говорит о твоём характере... Психологи считают, что поза человека свидетельствует об определенных чертах его характера или психологическом состоянии. Предлагаем проверить это утверждение на себе. Итак, стань перед зеркалом и прими наиболее характерную для себя позу… А теперь выбери свой тип: 1. Ты опираешься всем весом на одну ногу, а второй только на каблук? Значит, ты непосредствен в общении с людьми, любишь компании. В то же время ты излишне категоричен и порой стараешься навязать свою волю другим. Но такое поведение часто бывает лишь ширмой, за которой скрываются робость и неуверенность в себе. 2. Ты стоишь, скрестив ноги, опираясь всем весом на одну, а вторую ставя на носок? Это свидетельство неуверенности, которую ты проявляешь, когда приходится сталкиваться со сложными жизненными ситуациями. Для тебя характерна осторожность, граничащая с подозрительностью. А это затрудняет отношения в семье и на работе. 3. Ты ставишь ноги по принципу "носки вместе, пятки врозь"? Эта поза характерна для людей инфантильных, либо чрезмерно простых. Чаще она присуща юному возрасту, но бывают и исключения из правил. 4. Ты ставишь ноги по-военному: "пятки вместе, носки врозь"? Это поза делового человека, на которого можно положиться. Ты решителен, в нужный момент смело даешь отпор, за словом в карман не полезешь. Но порой ты бываешь слишком уж нетерпим, и это усложняет жизнь. 5. Ты приняла спортивную стойку – ноги на уровне плеч (возможно, одна чуть впереди, другая – позади)? Такая поза говорит, что ты… устал, тобою владеют равнодушие и безразличие.
 
Психологи утверждают, что человек способен довольно точно себя оценить, т.е. обычно он знает, над чем ему надо работать, что преодолеть и что развить, укрепить в себе. Помочь вам выяснить, насколько вы приятны в общении, сможет предлагаемый тест.
Проверьте себя. Отвечайте "да" и "нет" 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? Да - 1, нет - 0. 2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? Да - 1, нет - 0. 3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? Да - 1, нет - 0. 4. Вы любите давать советы? Да - 0, нет - 1. 5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? Да - 0, нет - 1. 6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? Да - 1, нет - 0. 7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу? Да - 1, нет - 0. 8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать? Да - 1, нет - 0. 9. Вы любите быть центром внимания? Да - 1, нет - 0. 10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? Да - 1, нет - 0. 11. Вы хороший оратор? Да - 1, нет - 0. Исключите вопросы 4 и 5, по остальным подсчитайте баллы. 1 - 3 балла - с вами тяжело общаться (вы или молчун, или настолько общительны, что вас избегают). Избегайте крайностей! 4 - 9 баллов - вы не слишком общительны, но достаточно внимательный собеседник, хороший слушатель. 10 - 11 баллов - вы очень приятны в общении, друзья вряд ли могут без вас обойтись. Как молчаливость, так и излишняя общительность в равной мере создают затруднения в общении. Приятный собеседник - тот, кто соблюдает умеренность в общении, сбалансирование говорит и слушает других. Тренируем память Каждый день мы забываем какие-то бытовые вещи. Где оставили ключи и документы? Когда назначена встреча? Подобные жизненные ситуации все чаще напоминают, что память несовершенна. Так что же такое память и как ее тренировать? Законы памяти: 1. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное «зазубривание» материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Однако систематические умственные упражнения позволят глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, будут способствовать появлению навыков рационального запоминания и припоминания. Все это усиливает нашу власть над процессами памяти. Даже в зрелом и пожилом возрасте можно добиться улучшения памяти. 2. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так и сознание человека не сохранит туманных впечатлений. 3. Поскольку впечатления напрямую связаны с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания. 4. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу, прочно и надолго и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются. 5. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. 7. Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений. 8. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы. 9. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся. 10. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяет человеку сконцентрировать свое внимание, а следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации. 11. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае информация лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание. 12. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные - препятствуют. 13. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния способствует припоминанию. 14. Внимательность, внимательность и еще раз внимательность.
 
 Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета и формы предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом сможет ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать какой цифрой, римской или арабской, изображена цифра шесть на циферблате их механических часов. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил этого факта. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если разбить его на части. Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Кроме того, следует помнить, что новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилием внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено. Желательно, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. ТВОЯ РЕЧЬ Будь вежлив и внимателен в разговоре, не перебивай собеседника, внимательно выслушай его. Если не понял или прослушал, скажи; "Извините, мне не ясно”,— и попроси повторить и разъяснить сказанное. Не вмешивайся в разговоры старших, пока тебя не спросят или попроси разрешения сообщить известное тебе по интересующему вопросу. Говори только то, что знаешь. Не будь многословным, рассказывай четко по порядку, не повторяйся, не перескакивай с одного на другое. Не говори слишком громко, стараясь перекричать собеседника. При разговоре не "проглатывай” слова. Подбирай слова, которые лучше выражают твою мысль, то, что хочешь сказать. Во всех подходящих случаях употребляй такие слова, как: "прошу”, "пожалуйста”, "благодарю” и т. п. Следи за своими манерами, не размахивай руками во время разговоров, не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ. Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно. Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз. Второе упражнение. На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо. Повторить 8 раз. Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три – смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повторить 8 раз. Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре вправо. Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях. Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза. Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё. Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза. Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону – три раза. Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз. После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин). Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат. Не трать время даром… Придя из школы домой, посмотри, сколько уроков задано на завтра и насколько они трудные? Прикинь, сколько примерно времени займет выполнение заданий. Прибавь к этому еще полчаса на непредвиденные обстоятельства. Заранее определись, когда ты будешь делать домашнее задание. Например, скажи себе: "После обеда работаю два часа, а остальное - личное время". И как решил(а), так и сделай. Следуй принципу: "Сделал дело - гуляй смело". Старайся готовить уроки в тот же день, когда они заданы, а не потом - например, через два дня. Так тебе не придется долго вспоминать, как вы решали такие же задачи в классе. Начинай готовить уроки с наиболее трудных, лучше с письменных заданий - легче разберешься, пока еще не устал(а). Когда делаешь уроки не отвлекайся, не думай о посторонних вещах и не мечтай. Не сиди над уроками дольше, чем два часа, без перерыва. После этого времени необходимо передохнуть, а лучше всего прогуляться. Невнимательность на уроках - это потеря времени! Если ты отвлекаешься, то позже потратишь больше времени, чтобы выучит то, что могла бы узнать за 45 минут. Держи все свои вещи и книги в порядке, чтобы у каждой было свое определенное место. Тогда тебе не придется по полчаса тратить на поиски линейки или словаря. Приготовь с вечера все, что понадобится завтра, чтобы утром не тратить времени на поиски нужной вещи или не забыть ее в спешке. Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти раньше на две-три минуты, чем опоздать. Никогда не обещай того, чего не можешь выполнить. Например, если завтра у тебя контрольная по математике, нужно сдать книги в библиотеку и забежать на минуточку к бабушке, то не обещай подруге (другу), что пойдешь с ней (с ним) гулять. Умей рассчитывать свои силы. Не взваливай на себя слишком большую нагрузку. Конечно, интересных занятий - великое множество, и хочется попробовать себя во всем. Но посещать одновременно три кружка и спортивную секцию не по силам никому. Меньше слов - больше дела. Даже если ты целый час будешь жаловаться окружающим, как много задали тебе сегодня в школе, заданий от этого меньше не станет. А вот времени на его выполнение точно останется меньше. Но если вместо того чтобы болтать о жутких нагрузках, ты сядешь за стол и возьмешься за работу, то постепенно справишься со своими уроками. Если ты будешь беречь свое время и поймешь, какое оно дорогое, ты будешь успевать все: и приготовить вовремя уроки, и поиграть, и погулять и почитать.
 
Цветотерапия Лечебные свойства цвета были известны издавна. Древние египтяне и греки использовали различные цвета для лечения конкретных заболеваний. Современные ученые обнаружили зависимость лечебных свойств цвета. При лечении применяют семь цветов радуги и их оттенки. Красный - это цвет действия и физической энергии. Это цвет страсти, мужества и жажды жизни. Он помогает преодолеть депрессию и страх, улучшает все обменные процессы в организме, активизирует деятельность желез внутренней секреции. (Противопоказан людям с повышенным артериальным давлением и людям раздражительным.) Оранжевый - это теплый, активизирующий цвет, цвет жизнедеятельности. Он способствует оптимизму и открытости. Оранжевый цвет стимулирует щитовидную железу, помогает бороться с икотой, судорогами, а также способствует рассасыванию гнойников. При возникновении боли в желудке представьте себе ярко-оранжевый мигающий цвет - и боль вскоре утихнет. Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией. Стимулирует интеллект, внимание, умственные способности. Он нужен для концентрации и ясности мысли, приносит удачу! Желтый цвет повышает аппетит, стимулирует нервы, печень, укрепляет сердце и контролирует уровень сахара в крови. Во время депрессии вытащите из шкафов все желтое и «искупайтесь» в этом солнечном цвете. Зеленый помогает справляться с перебоями в работе иммунной системы, вызывает чувство уравновешенности, гармонии, обладает общим оздоравливающим действием. Этот цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, подавляет микроорганизмы, понижает артериальное давление Голубой - цвет душевного покоя. Вибрации синего цвета уничтожают инфекции, помогают при бессоннице, снимают психическое возбуждение. Синий цвет стимулирует вдохновение и творчество, используется для снижения боли. Если в комнате преобладает синий цвет, при болезни снижается температура, исчезает раздражение, а в семье обязательно царят спокойствие и умиротворение. Фиолетовый тоже успокаивает и умиротворяет, развивает интуицию и способность мыслить абстрактно. Это очень мощный цвет. Он способен снижать аппетит, поэтому желающим похудеть необходимо есть из тарелок фиолетового цвета. Белый цвет - цвет чистоты и совершенства. Содержит в себе мощь преобразования и является сильным исцеляющим цветом.
 
Способствует развитию творческого воображения и самореализации. Он очищает наше внутреннее пространство . Упражнения на саморегуляцию Упражнение «Лимон» Упражнение помогает управлять состоянием мышечного напряжения и расслабления. «Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закры- ты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленное его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Представьте, что лимон находится в левой руке… В двух обеих руках… » Упражнения «Волчьи игры»( снятие напряжение и коррекция агрессии) Молодые волки очень любят играть, бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый – это голова волка, последний – хвост. Голова должна схватить хвост, а тот должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих руках. Молодые волки тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона складывается дом. Задача молодого волка – подуть так, чтобы разрушить дом. Волки могут объединить свои силы. Упражнение «Стойкий оловянный солдатик» (обучение саморегуляции) Учитель говорит: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя де- лается, кто чем занят, кому надо помочь» Упражнение «Передай улыбку по кругу» (коррекция и развитие эмоциональной сферы) Участники встают в круг, берутся за руки. Ведущий, поворачиваясь к соседу, говорит: «Я дарю тебе свою улыбку» - и широко улыбается. Следующий повторяет то же самое. Задание «Тропинка»( развитие сплоченности коллектива) Все встают в круг и под музыку начинают движения. Дается команда «Копна!» - все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде «Кочка!» - дети приседают, положив руки на голову. По команде «Тропинка!» - возвращаются в круг и продолжают движение по кругу, опустив голову и положив руки на плечи впереди сидящего. Тренинг «Воздушный шарик» ( умение выражать ощущения и чувства через метафору наполняющегося и сдувающегося шарика) Все дети встают в круг. Затем делают медленный и глубокий вдох, представляя, что они – воздушные шарики, которые наполняются воздухом. Некоторое время «шарики» летают, потом лопаются шумно и громко, падая на пол. Упражнение повторяется несколько раз. Коррекция и развитие слухового восприятия Учащегося просят закрыть глаза и предлагают по голосу узнать того, кто назвал его имя. Также можно попросить угадать закрытыми глазами по шумам и стукам действия, производимые учителем или одноклассниками. Игра «Чувства и настроения» (коррекция и развитие эмоциональной сферы) Детям предлагается рисунок дома, где в каждой из квартир изображен человек. Задание 1. Помоги человечкам подобрать цвет для обоев. Раскрась стены квартир в те цвета, которые больше всего подходят к настроению жильца. Задание 2. Чтобы ты всегда точно знал, в какую квартиру стоит заходить в гости, а какую лучше обойти, подбери для них двери с табличками. Данная игра помогает педагогу оценить эмоциональное отношение ребенка , способствует развитию у ребенка внимания к собственному душевному состоянию и состоянию окружающих людей. Упражнение «Фигуры» (коррекция и развитие тактильно-двигательного восприятия) На полу мелом изображают геометрические фигуры, буквы, цифры. Ученику предлагается пройти по контуру фигуры сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Или – ученик сам задумывает фигуру или букву и проходит ее, остальные учащиеся должны назвать полученное «изображение». Игровые задания по коррекции и развитию межанализаторных взаимодействий. - Подпрыгнуть на месте столько раз, сколь покажут предметов. - Присесть столько раз, сколько раз хлопнут в ладоши. - Отсчитать на ощупь столько предметов, сколько раз прикоснуться к руке. Игра «Возьми и передай» (коррекция и развитие ориентации в пространстве) Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Аня передает Наташе «горячий утюг», та боится обжечься, показывает, как он горячий. «Снежный ком» Ведущий называет свое имя. Следующий участник (по часовой стрелке) повторяет имя ведущего и добавляет к нему свое, третий имена двух предыдущих участников и свое и так далее. «Снежный ком» катится, обрастая все новыми именами. Последний должен назвать имена всех присутствующих и свое собственное. «Запутанный узел» Все встают в круг. По сигналу ведущего дети стремятся быстрее схватиться за руки. Заранее сообщается условие: нельзя брать за руки соседей, в каждой руке должна оказаться одна рука, в правой - рука одного участника, в левой - другого, то есть нельзя образовывать пары. Таким образом, получится запутанный узел из переплетенных рук. Дается задание распутать этот узел и снова образовать круг, но делать это надо, не разрывая рук. Можно нагибаться и пробираться под руками, переступать через них, но нив коем случае не разъединять. Если участников много, можно разделить их на две группы, создать два «запутанных узла» и устроить соревнование: кто быстрее распутается. «Атомы и молекулы» Ведущий объявляет детям, что они - атомы и находятся в хаотическом движении. Все, кружась, можно под музыку, движутся по площадке. По сигналу ведущего и его команде: «Объединимся в молекулы из двух атомов» - дети бросаются друг к другу, стремясь скорее образовать пары. Затем молекулы снова разрушаются, и движение атомов продолжается. Снова раздается команда ведущего и называется уже другое количество атомов. И так продолжается до тех пор, пока все не объединятся а две или одну большую молекулу. Игра способствует единению детей, возникновению чувства «мы вместе», осознанию своей идентичности с другими. «Характерные черты» Все дети садятся в круг. Ведущий стоит в центре круга и называет определенный признак, свойство человека, характеризующий внешность, эмоциональное состояние, интересы, ценности и Т. д. Все, кому данный признак или свойство присущи, должны пересесть, поменяться друг с другом местами. Например: всем, у кого есть часы, пересесть. Все, кому нравится в лагере, пересесть. Всем, у кого дома есть животные, пересесть. Всем, кто оптимист, пересесть и т. д. В тот момент, когда участники игры меняются местами, ведущий стремится занять один из стульев. Оставшийся без места становится ведущим. Он называет новые признаки, импровизирует, придумывая различные другие характерные черты, присущие участникам. Игра создает не только бодрый, радостный эмоциональный настрой в коллективе, но и помогает детям и вожатому узнать многое друг о друге, осознать себя: свои эмоциональные состояния, черты характера и другие свойства. «Запомни лицо» Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и по истечении 2-3 минут просит всех закрыть глаза. Каждый должен с закрытыми глазами представить себе лица других детей. В течение 1-2 минут нужно зафиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить, и открыть после этого глаза. Все это следует делать в полной тишине, и только позже поговорить о своих ощущениях и впечатлениях. «Конверт откровений» Ведущий предлагает каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из большого, красиво оформленного конверта один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. Начинает он сам. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу (обычно такое желание возникает у самих участников). Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д. Примерные вопросы: Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это? Если 6ы ты смог на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал? Почему? Если 6ы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал? Если бы ты в течение одного дня был невидим, то как бы ты этим воспользовался? Твоя любимая книга? Какого человека ты считаешь великодушным? По каким критериям ты выбираешь себе друга? В какой стране ты хотел бы жить? Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Назови три качества, которые ты больше всего ценишь в человеке и т. д. «Закончи предложение» Дети сидят по кругу, вместе с ними учитель. Он начинает предложения, которые все по очереди заканчивают: Больше всего в себе мне нравится... Я хотел бы стать... Моя любимая игра - это... Я хотел 6ы узнать о... Я чувствую себя счастливым, когда... Мне грустно, когда... Я хотел бы быть более... Мне больше всего нравится в моих друзьях... Объединение и взаимопомощь важны потому, что... «Секрет» Все участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает им воображаемую ситуацию: представьте, что ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник похож на вас во всех деталях. Но поскольку он - орудие зла и вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас, попробуйте отыскать в себе секрет: - Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? - Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Каждый по кругу рассказывает о своих особенностях. Если он затрудняется, другие могут помочь ему отыскать эти особенности, но только позитивные. «Комплименты» Все встают в круг. Ведущий берет в руки мячик и бросает его тому, для кого у него припасены комплименты. Тот, у кого оказывается мяч, бросает его следующему, также с комплиментами. Необходимо предупредить детей, чтобы они стремились разнообразить их палитру, не повторяться, были искренними и постарались у каждого найти что-то хорошее, чему можно научиться. Естественно, педагог должен позаботиться о том, чтобы мяч побывал в руках у всех детей. Для этого он должен сам приготовить комплименты для каждого. «Что мне в тебе нравится?» Дети садятся в круг, классный руководитель вместе с ними. Каждый готовит длинный свиток - листок бумаги, в нижней части которого отмечает свое имя и фамилию. Лист отдается соседу слева. Тот записывает сверху как можно компактней то, что ему нравится во владельце листка. Затем лист загибается так, чтобы следующий не смог прочитать написанное, и передается по кругу. Таким образом, свиток каждого участника попадает к каждому, и все отмечают в нем те качества, которые привлекают их в его владельце, каждый раз загибая запись. Наконец свиток проходит полный круг и возвращается к адресату, который получает полную информацию о том, что ценят в нем окружающие. «Мнения» Один из играющих, по желанию, выходит из комнаты. Все оставшиеся по очереди называют одно, но лучшее с точки зрения каждого, качество этого человека. Каждое качество записывается, од-новременно отмечается, кто его назвал. Тот, кому адресованы эти мнения, должен отгадать, кто о нем это сказал. Игра позволяет увидеть, чье мнение особенно значимо для каждого. И даже если его предположения не совпадут, возможность узнать затем, кому принадлежат эти мнения, способствует созданию доброжелательных отношений между детьми. «Метафоры» Это модификация предыдущей игры. О каждом участнике мнения оформляются метафорично, например: «вечный двигатель», «головоломка», «лед и пламень» и т. д. Можно провести эту игру в два этапа. Сначала предложить каждому задуматься, что в нем, в его характере является самым важным, самым существенным, и выразить это в определенном художественном образе, метафоре или стихотворной форме. По кругу, по очереди участники представляются группе. На втором этапе игры присутствующие делятся своими впечатлениями, ассоциациями: Какой образ возникает у них в связи с данным человеком? Какую картину можно дорисовать к этому образу? Игра не только дает возможность детям получить обратную связь о том, как воспринимают его окружающие, но и развивает творческое воображение, ассоциативное мышление, позволяет проявить свою эрудицию, находчивость и доброжелательность. «Чей это портрет?» Каждый из играющих берет в руки лист бумаги и выбирает в группе человека, который по многим своим качествам импонирует ему. Он указывает на листке пять качеств, которые особенно нравятся ему в этом человеке. Никто не должен сообщать другим, о ком идет речь. Когда все завершают эту работу, каждый по очереди зачитывает эту характеристику, а все окружающие пытаются определить человека, к которому она относится. «Памятная смела» Класс делится на несколько групп, в которых предлагается провести референдум вокруг воображаемой ситуации: «Представьте себе, что в школе устанавливается такая памятная смела, на которую можно вписывать имена самых лучших своих товарищей. От своего класса можно назвать сколько хотите ребят, можно всех. Только после имени должна идти краткая аннотация, например: «самый мужественный мальчик в классе», «самая отзывчивая», «самая скромная» и Т. д. На размышление группам дается несколько минут. Другой вариант: называем имя каждого по кругу и просим всех сформулировать запись на памятной стеле, касающуюся этого человека. Звучат разнообразные аттестации, из которых выбирается самая точная. «Отверженный» Один из играющих, по желанию, принимает на себя роль «отверженного». Он выходит из комнаты и обдумывает, за что его могут отвергать товарищи. В это время все участники группы обсуждают и определяют качества «отверженного», которые не устраивают их в общении. Вернувшись в комнату, он сам пытается отгадать эти качества. Если три из них совпадут, ребята принимают его в свой круг снова. Естественно, что они примут его, в конце концов, даже если все три качества не будут названы. Обычно играющего интересует, какие свойства он не отгадал, и они ему сообщаются. Игра развивает самокритичность детей, позволяет тактично сообщить каждому о его качествах, опасных для общения. «Любящий взгляд» Ведущий предлагает одному из участников, по желанию, выйти из круга. В его отсутствие назначается три человека, которые будут смотреть на него любящим взглядом. Игрок возвращается и пытается определить, кто эти три человека. Затем выходит другой желающий, и задание дается уже пяти участникам. Игра повторяется снова, причем каждый раз число смотрящих любящим взглядом увеличивается. Игра развивает способность понимать и выражать эмоциональные состояния, чувства человека. Кроме того, каждому приятно, когда на него смотрят с любовь.«Сиамские близнецы» Все играющие разбиваются на пары и ведущий предлагает им представить на время, что они - сиамские близнецы: одним боком и ногой срослись друг с другом и представляют собой единый организм. Надо попробовать ходить в таком состоянии, передвигаться по комнате в течение определенного количества времени. Затем дети возвращаются в круг, рассаживаются по своим места и обмениваются впечатлениями: какие чувства возникали во время выполнения задания? Было ли трудно или легко это сделать? При каком условии удается добиться согласованности действий? «Контакт руками» Ведущий образует из участников два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу. Все закрывают глаза и движутся по кругу в разные стороны. Затем по команде останавливаются и, не открывая глаз, находят руки партнера, оказавшегося напротив. Задание: потрогать кисти рук, постараться понять, кто перед вами. Затем, не открывая глаз, все продолжают двигаться по кругу. Останавливаются по команде ведущего, находят руки стоящего напротив и пытаются побороться, отталкиваясь ладонями друг от друга. Ведущий предлагает каждому определить, кто перед ним. Затем по его команде все открывают глаза. Рефлексия возникших в ходе игры ощущений. «Неваляшка» Класс делится на группы по 7-8 человек. Группа становится тесным кружком, плечом к плечу, в центре круга - один человек. Ведущий предлагает ему представить, что он - кукла-неваляшка. Он может свободно падать, закрыв глаза и расслабив тело. Те, кто стоит в кругу, поддерживают его, раскачивают мягкими толчками ладоней, Каждый из участников по очереди становится «неваляшкой», раскачиваясь и падая с одной стороны на другую, заботливо поддерживаемый окружающими. Необходимо после окончания игры дать детям возможность поделиться своими впечатлениями: какие ощущения испытывали они в роли «неваляшки», какие чувства появлялись, когда они ее поддерживали обсудить, в каких случаях возникало или не возникало доверие. «Общее настроение» Сначала в группе организуется конкурс на лучшее изображение трех эмоций: радости, страха, гнева. Затем все договариваются, какая поза, мимика, жесты и звуки будут обозначать каждую из этих эмоций, вырабатывают общий знак радости, страха и гнева. Учащиеся повторяют эти знаки в разной последовательности и запоминают их, затем разделяются по трое. В каждой тройке выбираются два игрока и судья. Игроки становятся друг к другу спинами, на счет судьи «Раз, два, три!» резко поворачиваются друг к другу и изображают одно из трех настроений. Если их настроения совпадают, то они радостно приветствуют друг друга (обмениваются рукопожатиями, похлопывают по плечу, обнимаются) и продолжают игру. Если настроения не совпадают, один из игроков становится судьей, а новая пара пытается достигнуть взаимопонимания. Игра в забавной, шутливой форме учит школьников понимать настроение собеседника и подстраиваться под него, что является условием подлинного и глубокого взаимопонимания. «Зеркало» Играющие разбиваются на пары и встают лицом к лицу друг друга. Один из них исполняет роль ведущего, другой - «зеркала». Ведущий выполняет различные движения (они могут быть заданы ему заранее): пришивает пуговицу, печет пироги, убирает комнату и Т. д. «Зеркало» копирует движения своего партнера, стремясь достигнуть наибольшей синхронности. Затем партнеры меняются ролями. «Скульптура» Участники разбиваются на пары. Один партнер становится «скульптором», а другой «глиной». «Скульптор» лепит из «глины» все, что задумает, осторожно прикасаясь к материалу и придавая ей не только внешнюю форму, но и выражение лица, соответствующее определенной эмоции. При этом «скульптор» не имеет права делать «глине» словесные указания. Он обязан действовать осторожно и бережно, чтобы не вызвать сопротивление материала.