Урок и презентация по биологии на тему Какие секреты таит кровь


Урок «Решение генетических задач на определение группы крови» (9 класс)
Педагогическая цель Сформировать у учащихся умение решать генетические задачи на определение группы крови
Задачи урока Образовательная: дать представление о группах крови человека, резус-факторе; формирование у учащихся навыков решения генетических задач, сравнивать, обобщать.
Развивающая: продолжить развитие умений работать с различными источниками информации, развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности.
Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение человеческого организма, основные навыки учебной деятельности.
Тип, вид урока Урок формирования новых знаний; комбинированный
Планируемые результаты
(предметные) Учащийся научится решать генетические задачи на определение группы крови; уметь составлять схему решения задачи; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять фенотипы и генотипы родителей и потомства групп крови при решении задач.
Личностные результаты Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе.
Универсальные учебные действия
(метапредметные) Регулятивные - научиться: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получить возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получить возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научиться: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получить возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с ЭУР); практические (составление схем решения задач, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).Понятия и термины Резус-фактор, агглютиноген, агглютинин
Организационная структура урока
Этап урока, цель Методический прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Текущий контроль
Осуществляемые действия Формируемые умения Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок. Фронтальная беседа Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку Осуществляют самопроверку, самоконтроль Наблюдение, устные ответы
2. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Фронтальная беседа Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.
- Что вам известно о группах крови человека?
- Какие группы крови вы знаете?
- Знаете ли вы свою группу крови? Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устные ответы
3. Мотивация к изучению нового материала.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности Вводная беседа Рассказ учителя с использованием слайдов презентации.
Опорные точки объяснения.
Резус фактор.
Группа крови человека.
Агглютинация.
Вопрос: Почему Карл II не имел детей в законном браке с Екатериной Браганской?
Хотя у него было 16 признанных незаконнорожденных детей? Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои мнения, формулируют предположения. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устные ответы
Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Фронтальная беседа
Физкультминутка
Объясняет новый материал, используя слайды презентации:
Резус-фактор:
Антиген, содержащийся в эритроцитах человека, впервые обнаружен у обезьян макака-резус. По химической природе это липопротеид, передающийся по наследству и не изменяющийся в течение жизни. У 85% людей кровь резус - положительна (содержит резус-фактор), у 15% - резус – отрицательна. При резус-конфликтной беременности (мать резус – отрицательная, плод резус – положительный или наоборот) могут возникнуть осложнения. Различие резус - систем учитывается при переливании крови, поскольку эритроциты донора разрушаются образующимися антителами реципиента (иммунная защита).
Группа крови человека:
Группа Агглютиноген в эритроцитах Агглютинин в плазме крови
I(0) нет α или β
II(А) А β
III(В) В α
IV(АВ) АВ нет
Фенотип Генотип
I группа (00) Ι0 Ι0II группа (АА, А0) ΙА ΙА , ΙА Ι0
III группа (ВВ,В0) ΙВ ΙВ , ΙВ Ι0
IV группа (АВ) ΙА ΙВ
Агглютинация:
Склеивание эритроцитов (агглютинация) обусловлено присутствием на эритроцитах донора вещества – агглютиногена (А или В), а в плазме крови реципиента – склеивающего вещества – агглютинина (α или β) . При этом склеивание происходит в том случае, если встречаются агглютиноген А с агглютинином α и агглютиноген В с агглютинином β.
Проводит релаксационные упражнения.
Учитель, объясняя, решает первую генетическую задачу на доске.
Задача 1.
Какие группы крови будут у детей, если у матери I группа крови, а у отца – IV? Резус – фактор у обоих положительный, оба родителя гетерозиготы.
Задача 2.
Попробуем смоделировать семью.
У матери … группа крови, а у отца – …. Какие группы крови будут у детей? Резус-фактор у обоих положительный, при это надо учесть генотип родителей (гомо- гетерозиготность).
Задание второй генетической задачи моделирует вместе с классом и решают. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.
Решают генетическую задачу.
Моделируют задачу.
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Решение задачи на доске, устные ответы
Рефлексия учебной деятельности.
Фронтальная работа Самостоятельная работа – решение генетической задачи.
Задача 3.
В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Можно ли, используя полученные знания на уроках биологии, определить, кто чей ребёнок?
Самостоятельно решают генетическую задачу. Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками. Решение задачи на доске, устные ответы
Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Беседа по вопросам Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивают работу учащихся во время урока, комментируют оценки. Слушают учителя. Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию. Устные ответы
Домашнее задание Домашняя работа - решение задачи:
Какие группы крови будут у детей, если у матери I группа крови, а у отца – IV? Резус – фактор у обоих положительный, у матери гены гетерозиготы, у отца гомозиготы?
Записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы. Наблюдение