Конспект урока Г.Х. Андерсен Пятеро из одного стручка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Торжок









Конспект урока литературного чтения
2 класс
Тема урока:
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
УМК «Начальная школа ХХI века»










Составила: учитель начальных классов
Пегаева Светлана Анатольевна


2016 год





Г. – Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Цель: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков выразительного чтения;
2. Развивать речь обучающихся, творческой деятельности, читательских умений;
3. Воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
4. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пользоваться приёмами анализа текста;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
определять и сохранять цель;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД
ориентироваться в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные УУД
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
осознавать цель своего высказывания;
строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
работать в паре и группе.
Личностные:
овладевать мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения;
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
способность к самооценке.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, картинки, учебник «Литературное чтение» 1 часть Л.А.Ефросинина.










Ход урока:

Самоопределение к деятельности (психологический настрой)
Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Как ваше настроение?
- Пора нам заниматься!
- МЫ будем все стараться?
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

- Проверьте готовность к уроку.

Целеполагание и определение темы.
- Послушайте отрывок из произведения и посмотрите на слайд, для того чтобы ответить на мои вопросы. слайд 2
- Назовите произведение.
- Кто автор? (Андерсен)
- Какие ещё сказки Ганса Христиана Андерсена вы уже читали? слайд 3
- У нас сегодня на уроке присутствует необычный гость.
(1 ученик в виде сказочника кратко рассказывает об авторе)
слайды 4-10
- Произведения, какого жанра писал Андерсен?
(заставка «В мире много сказок»)
Приложение 1
ПОИСК НУЖНОГО МАТЕРИАЛА (работа с содержанием учебника)
- Я приготовила вам ещё один сюрприз. Для этого скажите, где в книге мы можем найти нужное нам произведение?
(1 ученик находит в учебнике загадку)
- А чтобы узнать название произведения, над которым мы сегодня будем работать, отгадайте загадку: (читает ученик)
- Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
- А вы любите горох? - Что вы знаете об этом растении? (1 ученик) слайд 12
Горох - всеми любимое растение и очень полезное. Незрелые горошины называют горошком, в нем много сахара, белка и витамина C. Однолетнее травянистое растение, благодаря усикам он цепляется за опору и удерживает растение вертикально.

- Найдите в содержании учебника название сказки Ганса Христиана Андерсена, в названии которой спрятана отгадка на нашу загадку.
- На какой странице учебника находится?
- Назовите тему нашего урока (слайд 13). Какая это сказка: народная или авторская?
- Какова цель нашего урока?
- Как вы думаете, может ли у горошин быть свой характер?
- А Андерсен считал, что может. Итак, мы читаем сказку «Пятеро из одного стручка», а к концу нашего урока мы выпустим книгу по сказке. Посмотрите, у меня есть напечатанная сказка Андерсена. Но интересно ли нам её читать? Чего нет в этой книге? (обложки и иллюстраций)
У нас будет работать группа художников-оформителей, которые будут не только работать вместе с нами, но и делать зарисовки к каждой части сказки.
Первичное восприятие произведения.
Прежде чем мы начнём знакомиться со сказкой, давайте прочитаем слова: тщедушный, затхлая вода, чердак, голубиный зоб.
слайд 14
Чтение по цепочке 1-ой части сказки.
- Найдите в тексте, что говорила 1 горошина? 2? 3 и 4? 5?
- Как это их характеризует? Соотнесите характеристику с горошиной. (работа в парах)

113 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
скромная

213 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сонная и ленивая

3 и 413 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
мечтательная

513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
хвастливая

- Встаньте у своих парт и изобразите действия горошин, как они улетали?

Чтение 2-ой части. Дети читают самостоятельно, составляя вопросы по содержанию 2-ой части.
– Задайте вопросы определённому ученику.
- Я тоже приготовила вам задания.
(Дети вынимают из коробочки вопросы и отвечают на них)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Проверьте, соответствует ли иллюстрация содержанию 2-ой части сказки? Найдите и прочитайте отрывок, который соответствует данному изображению.
(работа в парах)
Физминутка:
По дороге Федя шёл,
(ходьба на месте)
Он горошину нашёл.
(присесть, встать)
А горошина упала,
(поворот туловища вправо-влево, руки в стороны)
Покатилась и пропала.
(Наклоны головы)
Ох, ох, ох, ох!
(руки на голову)
Где-то вырастет горох.
(повороты)

4. Первичная проверка понимания.
4) - Раньше не было почтальонов, а вести разносили гонцы. Вот и к нам сегодня пришёл гонец. Послушайте его (четверостишие)
Остальные горошины
Попали кто куда.
Только одна горошина
Была источником добра.
(АВТОРСКОЕ СОЧИНЕНИЕ)
- Что же он нам сообщил, кто из вас догадался?
- Давайте проверим нашу догадку. Послушайте окончание сказки. (учитель читает окончание сказки)
- А теперь послушайте У1 и скажите всё ли правильно он рассказал.
( 1 подготовленный ученик рассказывает конец сказки)
Обобщение и систематизация знаний.
1) - Посмотрите на лист 3. Какое задание мы должны выполнить? (вставить пропущенные слова в текст)
(работа в группах)
2) - Посмотрите на картинке и расположите их в том порядке, как развиваются события в сказке. Расскажите.
(приклеивают картинка в правильном расположении) (работа в группах)

3)
- Ребята, какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?
- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит к нашей сказке. слайд 16
-Какой вывод вы можете сделать для себя?

4) - Подумайте и выскажите своё предположение: «Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то ..».
5) - Что же получилось у наших художников? (демонстрация рисунков)
- Мы с вами сегодня поработали издателями и выпустили книгу по сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Итог урока. Рефлексия.
- Над каким произведением мы сегодня работали?
- Понравилась ли вам сказка Андерсена? Чем?
- Что вы усвоили из нашего урока?
О добре складывали не только сказки, но и сейчас пишут современные песни. Послушайте. (Шура «Твори добро») приложение 2

Домашнее задание: рабочая тетрадь с. 40 №3,4

Приложение 1
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания).
В четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года стал студентом университета.
В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку.
И сказка никогда не заставляла себя ждать. Ее героями становились синий дракон, нарисованный на китайской вазе, пролетевший за окном воробей, старая перчатка.
С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
Сказки Андерсена быстро «разбежались» по свету, их перевели на разные языки. В России они появились в середине XIX века.
В 1965 году была организована премия имени Г. Х. Андерсена - литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы.
Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля - в день рождения Ганса Христиана Андерсена.
Что увидела больная девочка?
Как девочка ухаживала за растеньицем?
Что произошло с девочкой, пока она ухаживала за горошком?

113 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
скромная

213 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сонная и ленивая

3 и 413 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
мечтательная

513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
хвастливая


Остальные горошины
Попали кто куда.
Только одна горошина
Была источником добра.
15