Исследовательская деятельность как метод повышения мотивации на уроках истории и обществознания


Представление педагогического опыта учителя географии МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия
«Исследовательская деятельность как метод повышения мотивации на уроках истории и обществознания»
В связи с разработкой и поэтапным внедрением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, «Концепции федерального компонента государственных стандартов общего образования», таким образом, современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска.
Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Проблема. Предъявляемые требования к выпускнику XXI века, сильно расходятся с существующими реалиями образа современного ученика. Как добиться поставленной цели? Перед учителем при подготовке к уроку стоит целый комплекс проблем, которые сводятся к пространственному вопросу «Как организовать работу обучающихся на уроке так, чтобы…
- ученикам было интересно;
- охватить необходимый объём учебного материала и «успеть всё задуманное»;
- урок был наполнен практической деятельностью;
- подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ;
-возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания;
- глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения;
- владеть основами умения учиться;
- быть способными к организации собственной деятельности.
Цель. Анализ существующей ситуации показал, что для того, чтобы развить способности к самореализации, к самостоятельному мышлению школьников с учётом психофизических особенностей формирования памяти требуется:
- Активизировать познавательную деятельность через развитие мышления с учётом психофизических особенностей мозга по формированию осмысленного запоминания. Так как осмысленное запоминание намного эффективнее механического, осуществляющееся без установления логических или ассоциативных связей между элементами, запоминаемого материала;
- Повышение мотивации через исследовательскую деятельность с помощью проблемно-познавательных вопросов и задач, которые бы интересовали учащихся, вызвали бы у них стремление к изучению темы, а следовательно, и предмета.
     Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.
       Мотив  — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Поэтому основным направлением для развития познавательного интереса у обучающихся был выбран метод исследования на уроках истории и обществознания, который требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. В исследовательской деятельности развивается способность к самостоятельному познанию, что соотносится с требованиями ФГОС: «Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего»
Истоки педагогического опыта. Что принято понимать под исследовательской деятельностью? А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов…: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; выводы [2]. Главный СМЫСЛ исследования в сфере образования — то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Особенности организации исследовательской деятельности, специфику деятельности учителя, организующего работу юного исследователя, раскрывает в своей работе «Исследовательская деятельность школьников» Л. Б. Прокофьева. Она показывает роль образовательных технологий в развитии интереса учащихся к поисковой деятельности. Технологию организации проблемного обучения в школе раскрывает И. М. Махмутов. Методические рекомендации по проведению учебного исследования разработаны М. Н. Арцевым, им даны инструкции по проведению самостоятельного исследования учащимися: от формулировки темы до презентации результатов.
Разработкой тех или иных аспектов исследовательской деятельности занимались Борзенко В. И., Обухов А. С., Воровщиков С.Г., Новожилова М. М., Гурвич Е. М., Демин И. С., Поддьяков А. Н., Пазынин В.В. и др. В общем контексте все сходятся в одном, что исследовательская деятельность даёт возможности учителю перевести свою деятельность из режима транслирования и информирования в режим консультирования и коорденирования, а обучающимся обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей. Опыт применения исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
Опыт формировался и апробировался на базе МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа" Старошайговского района Республики Мордовия.  Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях в условиях сельской школы.
Я предлагаю ознакомиться с приемами, которые применяются мной. Примеры, предлагаемые ниже, могут быть использованы для работы с различными видами учебного материала (текст, иллюстрации, карты, видео и т.д.). При отборе материала необходимо учитывать, что он должен быть интересным и увлекательным для учеников.
Приём 1.Проблемный вопрос – Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Такой вопрос провоцирует противоречивые суждения учащихся, на основании которых разворачивается дискуссия. Например, при изучении в 9, 11 классах темы «Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны» начинаю урок с вопроса: советские историки считают виновным в развязывании « холодной войны»- «Запад». Западные историки считают виновным – СССР. Предлагаю учащимся выяснить: кто виноват?
Для ответа на данный вопрос необходимо изучить сложившуюся ситуацию, проанализировать сложившиеся отношения. Для этого делю класс на две группы. Одна выступает в роли западных историков, другая – в роли советских. Затем группам выдаю карточки с заданиями, дидактическим материалом для поиска ответов. После выступления групп учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны.
Особенно интересны учащимся уроки, на которых обсуждаются личностно значимые проблемы. Например, на уроках обществознания обсуждаем проблемы, которые актуальны для каждого ученика:
- Проблема «отцов» и «детей»: кто прав? (10 класс, тема «Семья в современном обществе»)- Жестокость в обществе: как жить дальше? (6 класс, тема «Конфликты в межличностных отношениях»)
Приём 2. Исследовательские задания - элементарно организованный комплекс исследовательских действий (моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы.), сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Возможны задания на сбор материала, на анализ существующих интерпретаций и, разумеется, на анализ материала. Исследовательские задания провоцируют движение мысли учащихся от одного из этапов исследования в сторону обнаружения новой информации. Чтобы обеспечить выход к новой информации, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.
Например. Тема «Внешняя политика Ивана IV». (10 класс, частично 6 класс)
Формулируя задачи урока, я обращаю внимание учащихся на то, что им сегодня предстоит самостоятельно выявить основные направления внешней политики, определить основные внешнеполитические цели и выяснить были ли они достигнуты, если да, то в ходе каких событий, если нет, то почему.
Для выяснения основных направлений внешней политики учащиеся анализируют карты учебника «Россия во второй половине XVI века» и «Ливонская война» и высказывают свои предположения о направлениях и внешнеполитических целях. Выслушав мнения, прошу сделать вывод, обобщить (сильных учащихся), вывод записываем в виде схемы.
Для выяснения достигнуты ли были цели, изучают карты, документы:
- Завоевание Казанского ханства и документ
- Присоединение Астраханского ханства.
- Покорение Западной Сибири.
Перед изучением Ливонской войны ставлю проблемный вопрос: почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе? В ходе работы с подобранным материалом у учащихся вырабатывается понимание происходящих событий, своя точка зрения. В результате работы с документами учащиеся открывают для себя движущие факторы, расстановку сил в мире, интересы разных государств. Работая с документами учащиеся учатся анализировать, сопоставлять факты, выявлять влияние отдельных инцидентов на политику стран. В итоге выполняя задание, изучая документы, учащиеся узнают много сопутствующей информации формулируют свою точку зрения, учатся анализировать и сопоставлять.
Внеурочная исследовательская деятельность. Во внеурочной деятельности происходит закрепление и дальнейшее освоение теоретических знаний, а также выход на практику.
 Работа над исследовательским проектом проходит     по следующей схеме:
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.  
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
7. Презентация проектов.
8. Коллективное обсуждение. Выводы.
При этом   основным принципом является   - использование  исследовательских проектов разных типов, например:
Исследовательские проекты:  «Формирование органов местного самоуправления через процедуру выборов» работа заняла 1 место в муниципальной олимпиаде по гражданским дисциплинам и избирательному праву опубликован на сайте 
 Творческие  проекты (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, реферат и т.д.) - «Безумству храбрых- поем мы песню…», «Мораль без политики бесполезна,  политика без морали безнравственна». 
  Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении, проблеме) -    «В моей семье война оставила свой след» (о Великой Отечественной войне). Работа заняла 1 место в республиканской олимпиаде по школьному краеведению, опубликована https://infourok.ru/user/ovchinnikova-tatyana-nikolaevna8?owner=guest.
Результативность. Результат урока можно определить уровнем усвоения знаний учениками. Поэтому на всех этапах урока важную роль отвожу рефлексии, так как она дает возможность учащимся оценить и осмыслить результаты собственной деятельности.
Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:
-повысить творческую активность учащихся на уроке;
-развивать их логическое и критическое мышление;
-повысить уровень их конкурентоспособности;
-расширить кругозор школьников.
Достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
• опыт работы с большим объемом информации;
• опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.
Исследовательская деятельность даёт ребёнку возможность научиться видеть актуальные проблемы, формулировать собственные цели, планировать их достижение и добиваться успеха. К результатам работы следует отнести и такие показатели: ежегодно дети принимают активное участие в школьных, муниципальных предметных олимпиадах по истории и обществознанию в исследовательских конференциях, творческих конкурсах разного уровня и достигают хороших результатов - первые и призовые места. Но главный результат - это личностное самоопределение и саморазвитие моих учащихся, которые способны самостоятельно ставить цели и строить жизненные планы. Помочь ребёнку в выборе собственного пути, на котором он может успешно самореализоваться, и принести пользу обществу вот, – с моей точки зрения, глав главное предназначение педагога.