Статья на тему Саморазвитие обучающихся с ОВЗ посредством уроков развития речи


Ефремова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа №1» г. Волжска, РМЭ.
Саморазвитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8 вида посредством уроков развития речи.
Сегодня обществом востребован человек образованный, ответственный, думающий, способный к ценностной самореализации, интенсивному саморазвитию. Это нужно и самому человеку, чтобы состояться как личности.  В силу этого в учебно-воспитательном процессе необходимо создать условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Поэтому актуальной проблемой современного образования является обеспечение необходимых условий для самореализации и саморазвития учащихся. Процесс саморазвития является основным для достижения жизненного успеха. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе - одна из главных задач обучения в коррекционной школе 8 вида. Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений является необходимым условием успешной социальной адаптации обучающихся. Серьезное внимание на уроках развития речи уделяется обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.Работа над деловым  письмом осуществляется в несколько этапов. Подготовительный этап - постановка проблемной задачи. Моделирование различных жизненных ситуаций, анализ которых позволяет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.Основной этап - анализ готового образца. Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и творческих бумаг.Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных работ, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совершенствование написанного. Например, в 7 классе изучается такой вид деловой бумаги, как «Объяснительная записка». На подготовительном этапе учитель знакомит с ситуациями, когда придется писать объяснительную: опоздал на урок, прогулял занятие, не выполнил задание и т.д.
Далее предлагается образец объяснительной записки. Обращаем внимание на форму написания, краткость, точность, ясность ( это важно для детей с ограниченными возможностями).
На этом этапе целесообразно предложить коррекционные задания по исправлению ошибок в готовых объяснительных записках(объявлениях, заявлениях, расписках и т.д).
Задание. Устрани смысловые неточности в текстах объяснительной записки, запиши верный вариант.
Объяснительная записка.
Я, Иванов Иван, пропустил занятия 25-27 сентября, потому что уезжал с родителями к бабушке в деревню.
Иванов.
При изучении темы «Расписка» предлагается такой ошибочный вариант:
Задание. Прочитайте текст. Исправьте допущенные неточности. Запишите верный вариант.
Расписка. Я, Петрова Лена, получила деньги от учителя на покупку моющих средств для кабинета.
Петрова.
Коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствуют повышению уровня общего образования и социальной адаптации.
На заключительном этапе дети самостоятельно пишут объяснительную записку на имя классного руководителя.
Такие уроки обучают навыкам написания деловых бумаг через практическую деятельность, развивают речь, логическое мышление, память учащихся.
Обучение детей с ОВЗ требует применения более активных и гибких способов и приёмов, рассчитанных не только на передачу тех знаний, умений и навыков, которые ребёнок узнает из книг и от взрослых, но и тех, которые умственно отсталый, в отличие от нормального школьника, самостоятельно, из личного опыта, приобрести не может. В то же время обучение должно быть направлено на развитие активности и самостоятельности учащихся. Уникальную роль в становлении и развитии личности человека играет речь. Она является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности.
Словарный запас умственно отсталых детей беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. Часто путают названия предметов, у них плохо сформированы обобщающие понятия. Ученики не могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно-два значения многозначных слов.
Развитию активного и пассивного словаря способствуют лексические упражнения над синонимами и антонимами (с терминами «синоним» и «антоним» школьники с нарушением интеллекта не знакомятся). Здесь можно использовать игровые технологии. Так, например, игра «Упрямцы» по подбору антонимов. Учитель называет слово- существительное, а дети подбирают антонимическую пару: грязь - чистота, ложь- правда, горе -радость, отвага — трусость и т.д.
Такие упражнения обогащают словарь ребенка, приучает его наиболее ясно, точно выражать свои мысли, делают речь более яркой, выразительной. А элемент игры поможет создать ситуацию успеха, что важно для ребенка с ограниченными возможностями.
На уроках чтения учитель имеет возможность использовать такие, например, задания для речевого развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, как пересказ, многократное перечитывание текста с определенным заданием, чтение той части рассказа, которую можно подписать под иллюстрацией, подробный рассказ по плану , по опорным словам, постановка проблемных вопросов, ответ на которые потребовал бы от учащихся развернутого высказывания и подбора доказательств, подтверждающих правильность суждения.
Таким образом, правильное коррекционно-развивающее обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития стимулирует детей в саморазвитии. Уроки развития речи помогают сформировать у обучающихся жизненно важные компетенции, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Литература.
Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
Материалы сети Интернет.
Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель З.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: ИКП РАО.
Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель С.Ю. Ильина. РГПУ им. А.И. Герцена.
2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –