Пояснительная записка по предмету Русский язык 1 класс Планета Знаний

1. Пояснительная записка
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта общего начального образования, письма департамента образования Администрации Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 г., Образовательной программы и учебного плана школы, а также примерной программы по русскому языку.
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией И.А.Петровой.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
курса «Русский язык».

№ п/п
Название пособия
Класс
Год издания
Авторы

1
Учебник «Русский язык»
1
2011
Т.М. Андрианова,
В.А. Илюхина

2
Рабочие тетради
1
2011
Т.М. Андрианова
В.А.. Илюхина

3
Методическое пособие «Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык» Т.м. Андриановой, В.А. Илюхиной»
1
2011
Т.М. Андрианова
В.А.. Илюхина


Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2011/12 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, Программа соответствует Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту общего начального образования.
На изучение русскому языку в 1 классе отводится 5 часов в неделю. При 12 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 50 часов. Резервные уроки распределены на проверку знаний учащихся и повторение.
Изменений в программу не внесено, так как она полностью соответствует требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту общего начального образования.
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса «Русский язык» каждым учеником, выбирая форму учёта по технологическим картам.

Раздел № 2. Цели обучения
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 610 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
семиотический помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
системно-функциональный способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
этико-эстетический направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.


Раздел № 3. Тематическое планирование

№ п/п
Тема раздела
Кол – во часов
Формы проверки
Развитие речи

1
Предложение и текст
5

№1, №2, №3

2
Фонетика, орфоэпия и графика
20
ПЗ №1, №2, №3
№4

3
Орфография
10
ПЗ №4
№5, №6

4
Слово и его значение (лексика)
7



5
Повторение
9
АПС №1
№7, №8


Всего часов:
50
5
8


Предлагается следующую систему учёта знаний:
Проверка знаний – 4.
Административное проверочное списывание – 1.
Развитие речи- 8
В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению на уровне программы и не является предметом итогового контроля.
В содержание программы 1 класса включён материал, закладывающий основы для овладения знаниями на более поздних этапах обучения.


Раздел № 7. Анализ выполнения Программы

№ п/п

Кол – во часов по авторской программе
Кол –во часов по рабочей программе
Проверка знаний
Проверочное списывание
Развитие речи
Фактическое проведение








III четверть
I V четверть
Проверка знаний
Проверочное списывание
Развитие речи
















































































Тема











1
Предложение и текст
4
5


3






2
Фонетика, орфоэпия и графика
18
20
3

1






3
Орфография
9
10
1

2






4
Слово и его значение (лексика)
7
7









5
Повторение
12
9

1
2







Всего часов
50
50
4
1
8










· 8. Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся должны знать:
звуки и буквы русского алфавита;
алфавит;
гласные и согласные звуки и буквы;
гласные звуки ударные и безударные;
согласные звуки твёрдые и мягкие;
согласные звуки звонкие и глухие;
правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
правила переноса слов;
правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
правила оформления предложения на письме.


Обучающие могут знать:

Правила проверки безударного гласного звука;
Правила оформления текста;
Более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и правило их написания с большой буквы.

Обучающиеся должны уметь:

звуки и буквы русского алфавита;
распределять слова по алфавиту;
различать гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
вычленять из текста предложения, из предложения- слова, а из слов – слоги;
делить слова на слоги и для переноса;
определять в слове ударение;
передавать различную интонацию предложения в устной речи;
правильно оформлять предложения;
правильно списывать слова, предложения и текст, проверять написанное, сравнение с образцом;
отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;
соотносить число букв с числом звуков в словах;
обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и е, ё, ю, я;
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания;
использовать большую букву в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
знать гигиенические правила письма;
чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);
соблюдать пробел между отдельными словами;
соблюдать красную строку;
удержать заданный отступ от края каждой следующей строки;
писать по диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;
списывать текст (13-15 слов).

Учащиеся могут уметь:

находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
переносит слова с удвоенными буквами согласных звуков;
находить родственные слова и обозначать их общую часть;
распределять слова по алфавиту в более сложных случаях;
ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
записывать слова с предлогами;
составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся будут учиться на доступном уровне
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Познавательные
Учащиеся будут учиться на доступном уровне
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные
Учащиеся будут учиться на доступном уровне
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
При составлении рабочей программы использовала нормативные документы:
Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 30.08.2010г. №889.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования II поколения от 06.10.2009г. № 373.
Примерные программы, созданные на основе Федерального Государственного образовательного стандарт начального общего образования II поколения.
Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом от 24.12.2010г. №2080, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального Государственного образовательного стандарт начального общего образования II поколения.


)ђ Заголовок 2 Заголовок 415