Презентация на тему Современный урок с позиции реализации компетентностного и системно — деятельностного подхода


Современный урок с позиции реализации компетентностного исистемно-деятельностного подхода «…Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий…" Н.М. Верзилин Выживает не самый сильныйи не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения.Ч. ДарвинХотеть мало.Надо действовать.Гете. современный урок Дифференцированный подход Интегральный потенциал Деятельност -ный подход Компетентностный подход Стандарты II-го поколения Педагогические технологии Структура урока Традиционный урок Современный урок I этап Актуализация опорных знаний(учитель транслирует свою цель) Целеполагание (учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания) II этап Изучение нового материала(выполнение задания, определяемого учителем) Самостоятельная продуктивная деятельность(самостоятельная работа – это работа, спланированная учеником) IIIэтап Закрепление изученного(решение предложенных учителем задач, на доске вместе с классом) Рефлексия (ответственность за результат несет ученик) Д/з Стандартное (§ 1 упр.1) Дифференцированное, имеющее элементы исследовательской деятельности Распределение деятельности субъектов образовательного процесса с учетом закономерностей современной структуры урока Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Целеполагание Самостоятельная мыслительная деятельность (мысленный эксперимент, выдвижение гипотезы, постановка цели) Создание проблемной ситуации (постановка проблемного опыта и пр.) Самостоятельная продуктивная деятельность Деятельностное усвоение материала (проведение эксперимента, изучение литературы, учебника и т.п.) Показ/демонстрация способов деятельности, обеспечение методическими пособиями, литературой, выстраивание структуры деятельности (карты, задания и пр.) Рефлексия Составление схем, таблиц, написание выводов, выполнение тестов, решение поисковых задач, проведение самооценки Подбор проблемных заданий, творческих работ, проведение мониторинга формирования ключевых компетенций Этапы урока(учитывая компетентностный подход) целеполагание самостоятельная продуктивная деятельность рефлексия Промежуточная рефлексия Промежуточная рефлексия Творчески ориентированное домашнее задание Итоговая рефлексия Типология уроков Урок изучения и первичного закрепления новых знанийУрок закрепления знанийУрок комплексного применения знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся.Урок обобщения и систематизации знанийУрок проверки и коррекции ЗУН учащихся Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель: восприятия учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.наличие мотивации на процесс познания,активная познавательная деятельность всех уча­щихся по получению новых знаний или умений,суммирование учащимися (под руководством учителя) «добытой» новой информации,решение практической задачи на новый материал с целью его закрепления Урок закрепления знаний Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний:1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.2. Определение границ (возможностей) применения этихзнаний. [Что с их помощью можно определить? Где определить?].3. Пробное применение знаний.4. Упражнение по образцу и в сходных условиях с цельюбезошибочного применения знаний.5. Упражнения с переносом знаний в новые условия. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.Логика процесса комплексного применения ЗУН:1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческогоприменения знаний.2. Обобщение и систематизация знаний и способовдеятельности.3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. Урок обобщения и систематизации знаний Цель: усвоение знаний в системе. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы, вопросов, литературы.Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, схемами и пр. Главное в методике обобщения – включение части в целое. Урок проверки и коррекции ЗУН учащихся Цель: определение уровня знаний, сформированности ЗУН, их комплексного применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция ЗУН.В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний и применение их на разных уровнях. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.Компетентность рассматривается как «... самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях, и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики». Компетенция Ценностные ориентации Умениедобыватьзнания ЗУН Иерархия образовательных компетенций: ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Ключевые образовательные компетенции Ценностно-смысловая Общекультурная Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Компетенция личностного самосовершенствования Компетентностный подход предполагает решение следующих задач: Освоение структуры деятельности учащихся с позиции компетентностного подхода.Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.Создание простой и объективной системы мониторинга (рефлексии). этап самостоятельной продуктивной деятельности Самостоятельная продуктивная деятельность ученика. Деятельность учителя, содержание, формы, методы Самостоятельная деятельность по приобретению новых знаний:выбор способов действий;планирование деятельности;самоконтроль;представление знаний;самооценкарефлексия Организует деятельность по определению способов (путей) решения учебной задачи.Организует самостоятельную деятельность по приобретению необходимых знаний: по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы и оформления их, в каком либо виде;через самостоятельную поисковую экспериментальную деятельность;через поиск и систематизацию знаний из источников;через групповое взаимодействие по обмену информацией.Организует деятельность по самоконтролю, представлению результата, самооценке Перспективные задачи в реализации компетентностного подхода • Обеспечение дифференциации содержания дидактическим материалом, создание учащимся условий выбора.• Выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету, индивидуальных учебных планов.• Системное применение в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов, конструктивное использование информационно-коммуникационной технологии. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА Этапы разработки урока ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Триединая цель урока- это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики, учитель должен четко представлять пути и способы ее достижения, в противном случае об эффективности урока трудно говоритьПриступая к формулировке целей урока, учитель:- изучает требования программы ;- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме –изучает стандарт; - определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность школьника в результатах обучения. Общедидактические цели Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение.Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. Общедидактические цели Урок изучения нового -создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации; - способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного. Урок комплексного применения знаний -усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос на новые условия. Показ учащимся жизненной значимости знаний.Урок обобщения и систематизации знаний - организация деятельности обучаемых по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности обеспечить применение знаний и способов деятельности и в новых условиях.Урок закрепления знаний- обеспечить закрепление знаний и способов деятельности и организовать работу учащихся по первичному обобщению знаний и способов деятельности.Урок контроля, оценки и коррекции знаний – обеспечить контроль, оценку и организовать работу по коррекции знаний. Критические точки усвояемости Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 34-45 мин. Усвояемость 60% 80% 45-60% 6% Кризисы внимания:1 - на 14-18-ой минуте2 - через 11-14 минут3 - через 9-11 минут4 - через 8-9 минут(по Высоцкой С.И Структура оформления проекта урока Тема урока:ТДЦ: позновательнаяРазвивающаяВосптательнаяОбщедидактическая цель:Уровневые цели:Тип урока: изучение нового материалаМетоды: проблемный, …Формы: групповая работа, …Оборудование:Ключевые понятия: Как выстроить компетентностно ориентированный развивающий урок компетентностно ориентированный развивающий урок Урок, построенный на различной познавательной деятельности учащихся;Изучение нового материала или его отработка, углубление, повторение происходит в процессе самостоятельной продуктивной деятельности учеников. компетентностно ориентированный развивающий урок Основой такого урока является деятельность школьников.Выстроенная по следующей структуре:Потребность Мотив Цель и задачи Действия Операции Результат Корректировка результата Рефлексия Этапы компетентностно ориентированного развивающего урока Этапы урока Цель Начальный Целеполагание Создать потребность в познании (показать значимость данных знаний или умений) Основной Самостоятельная продуктивная деятельность Изучение материала силами самих учащихся Итоговый Сведение воедино всей информации добытой учащимися Заключительный Рефлексия Применить полученные знания для решения важных практических задач;Проведение рефлексии (обдумывание выполненной работы: ее этапов, сложностей и удач) Действия педагога по конструированию урока Этап 1 Создание потребности в знании Проблемный опыт;Интересный вопрос;Рассказ о необычном явлении;Показ нескольких красочных слайдов;Рассказ о применении на производстве;Рассказ о случае в жизни. Этап 2 Создание мотива к познанию Мотив – это направленность на познание (необходимо сделать так, чтобы захотелось работать на уроке, изучать новый материал)Познавательный мотив «Интерес» - самый распространенный Этап 3 Конструирование основной части урока Шаг: Выполняем поэлементный анализ темы (выписываем в столбик то, что именно должны узнать ученики).Шаг: Каждый выписанный элемент знаний «переводим» в вопрос.Шаг: Решаем, что должны сделать учащиеся для ответа на каждый поставленный вопрос.Шаг: Обдумываем, какие компетенции ученик будет развивать при выполнении и каждого намеченного действия. Такая форма записи позволяет в дальнейшем четко обеспечить связь всех элементов Поэлемент-ный анализ темы Задаваемый вопрос Деятель-ность учащихся Развивае-мые компетенции Другой подход к планированию урока Этап урока Действия учителя Действия ученика Резуль-тат Развиваемые компетенции Анализ урока Чаще всего выделяют 10 видов (форм) анализа урока «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.»А. Дистервег 1 - краткий (оценочный) анализ -это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации; 2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся; 3 - системный анализ -это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, а также усвоения ими способов учения - компетенций; 4 - полный анализ -это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся (т.е. формирование ключевых компетенций), реализация дидактических принципов и результативности урока; 5 - структурно-временной анализ -это оценка использования времени урока по каждому его этапу; 6 - комбинированный анализ -это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов; 7 - психологический анализ -это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа); 8 - дидактический анализ -это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.); 9 - аспектный анализ -это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. 10 - комплексный анализ -это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков). Структура анализа современного урока изучения нового материала , построенного на деятельностной основе Изучаемые закономерности этапов урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Этап целеполагания 1. Четко ли, конкретно и наглядно они поставлены?2. С помощью каких педагогических приемов они доведены до учащихся?3. Поставлены ли перед школьниками задачи? Мотивация1. Была ли мотивация, нацеливающая на овладение знаниями? 2. Вводился ли в действие мотив «Интерес», «Достижение», «Профессиональный»? Этап самостоятельной продуктивной деятельности Учебная деятельность школьников 1. Осуществлялась ли она на уроке?2. Была ли она исполнительской, самостоятельной, вполне самостоятельной?3. С помощью каких методов учителю удалось осуществить ее?4. «Добыли» ли учащиеся новые знания?5. Овладели ли новыми умениями?6. Как были сделаны выводы по уроку (С участием ли учеников были сведены все элементы полученных знаний в единое целое?) Этап рефлексии 1. Каким образом осуществлялась промежуточная рефлексия? (Присутствовала ли она на уроке?)2. Как была выстроена итоговая рефлексия?3. Какие ключевые компетенции формировались в ходе урока? Домашнее задание:Соответствует ли оно современным требованиям? Какое и в какой форме задано? Общее впечатление об уроке Памятка – алгоритм для самоанализа урока. 1.Каков был замысел урока и почему?Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему? Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему? Какие задачи ставились на уроке и решались и почему? Почему была избрана именно такая структура урока? Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся.Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое содержание методов, средств и форм обучения? Как   осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников ( стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками и почему)? Какие условия были созданы для проведения урока ( учебно–материальные, психологические, гигиенические, эстетические). Как осуществлялась экономия времени?     2. Были ли отклонения от  этого плана в ходе урока, если да, то почему? 3. Удалось ли решить на необходимом  уровне поставленные задачи и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока. 4. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока? 5. Каковы выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?  Схема самоанализа урока 1.Каково место данного урока в теме, разделе , курсе; Связан ли он с предыдущими , на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?2.Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?3.Какие задачи я решаю на уроке:       а) общеобразовательные;              б)воспитательные;    в) развивающие (что)? Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенность класса и отдельных групп школьников?4.Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рациональна ли выделено время опроса изученного нового материала, закрепления,  разбора домашнего задания ( если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.5.На каком содержании ( на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке  и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?6.Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим  ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?7.Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?8.Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?9.За счет чего на уроке поддерживалась психологическая  атмосфера, в чем конкретно проявлялась культура вашего общения с классом, группой? Как  учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?10.За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?11.Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?12. Удалось ли полностью реализовать все