Конспект урока на тему Добро пожаловать! Урок-знакомство с библиотекой. Путешествие по библиотеке. Знакомство с книжным царством.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЕПИНИНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ 51 АРМИИ»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Библиотечные уроки
Составитель:
Соломаха Ольга Юрьевна,
педагог-библиотекарь
МБОУ «Клепининская школа
имени 51 Армии»
с. КлепининоТема: Добро пожаловать! Урок-знакомство с библиотекой. Путешествие по библиотеке. Знакомство с книжным царством.
Цели:
1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».
5. В игровой форме познакомить детей с «Правилами пользования библиотекой».
Оборудование: книжная выставка, компьютер, листочки с ручками, картонные ключики за правильные ответы.
Ход урока:
Дети заходят в библиотеку под «Библиотечную песню» и рассаживаются по местам.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как называется дерево под твоим окном.
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными,
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай!
Библиотекарь: Правильно! Это библиотека, «библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Значит, библиотека – это хранилище книг. А как вы думаете, сколько лет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. И хранили в них книги, только не такие как сейчас. Раньше книги писались на глиняных пластинах (Междуречье), на папирусе (Египет), на пергаменте, на бересте, книги составляли из нарезанных пальмовых листьев (Индия), делали из кожи и даже шёлка (Китай). Некоторые из первых книг сохранились до наших дней и теперь очень бережно хранятся в самых больших библиотеках.
Но в древности букв еще не придумали и письма писали с помощью рисунков. А давайте попробуем написать такое письмо. Я вам раздам листочки, ручки у вас есть свои, и вы напишете письмо маме, что ушли к бабушке.
(Дети рисуют письмо)
Библиотекарь: Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своём месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.
В нашей библиотеке три отделения: абонемент, читальный зал, книгохранилище. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать:
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).
Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
• Нельзя книги перегибать.
• Нельзя загибать книжные страницы.
• Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
• Нельзя писать и рисовать в книгах.
• Нельзя читать книги во время еды. Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши народные сказки.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели. К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов. За каждый правильный ответ, вы получите ключик. Кто к концу нашего урока больше всех наберет этих ключиков, получит медаль.
«Спасите! Нас съел серый волк!»
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»
«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»
«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»
«В гости не прилечу. Мотор забарахлил»
А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка? – Вот вопрос?
(Золотой ключик)
Был похож на мяч немножко.
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей», вот так смех!
(Колобок)
Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)
Рыбка не простая,
Чешуёй сверкает,
плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льёт бедняжка.
(Снегурочка)
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Машенька и медведь)
Хвост засунул в прорубь волк
И какой же в этом толк?
(Лиса и волк)
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны бока молока,
Полны рога творога,
Полны копытца водицы.
(Волк и семеро козлят)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Доктор Айболит)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её.
(Красная шапочка)
Ну, молодцы, читатели! Все отгадали.
Библиотекарь: Засиделись вы немножко. Давайте разомнемся и поиграем в игру под названием «Соберитесь в книжку». Я раздам каждому карточки с именами сказочных героев. Ваша задача – пока звучит музыка, отыскать героев своей книжки и встать в кружок. Как только соберетесь все вместе, назовите свою книжку.
Еще раз внимательно посмотрите на карточку с именем героя, определите, в какой книге он живет. Итак, приготовились…
(Звучит музыка)
Библиотекарь: Ну-ка, проверим, правильно ли вы «нашлись»?
(Раздаем команде, первой выполнившей задание правильно, ключики)
Библиотекарь: Ну что, еще поиграем? Я раздаю вам карточки с именами героев сказки «Репка». Ваша задача – пока звучит музыка, встать друг за другом так, как написано в сказке. Прочитайте имена героев, вспомните сказку.… Приготовились.… Начали!
(Звучит музыка)
Библиотекарь: Молодцы! Правильно вспомнили сказку.
А теперь посчитаем ваши ключики. 
(Считаем ключики, награждаем победителей медалями).
Библиотекарь: Давайте похлопаем нашим победителям, ребята.
А теперь я предлагаю вам просмотреть мультфильм «Гришкины книжки».
(Просмотр мультфильма.)
Библиотекарь: На этом наш библиотечный урок подходит к концу. Надеюсь, что вы запомнили все правила поведения в библиотеке. Давайте их повторим.
(Повторяем Правила поведения в библиотеке).
Что означает слово библиотека?
Что такое библиотечный фонд?
Что такое абонемент?
Что такое читальный зал?
Что такое читательский формуляр?
Как надо обращаться с книгой?
Ребята, книга просила вам передать:
Я – книга,
Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной!
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня облил!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Запомни: я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Константин Паустовский сказал: «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги!»
Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке. Думаю, что вы будете активными читателями. А в память о нашей встрече я дарю вам наше Напутствие юному читателю.
Очень просим, заходите
В наш просторный книжный дом!
Очень просим, заходите,
Мы всегда, всегда вас ждем!
(Под «Библиотечную песню» наша встреча закончилась)

4200525671512500167703567151250016776704248150004201795434340000-72009041281350043065702232660001896745223266000-624840213741000-624840000-62738067151250042017951085850017849856096000
275272565532000035242565532000039147754742815001571625474281500-63817546856650039852602308860001718310230886000-48196523088600039852603810001765935381000-481965381000
28352750003325495242316000-5200652131060003204210677862500-2438406661785003188335462661000-524510445833500-529590381000