Доклад на тему: Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами инновационных педагогических технологий


Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами инновационных педагогических технологий
«Страшная опасность - безделье за партой,
безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы.
Это развращает, морально
калечит человека …»
В.А. Сухомлинский
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Поэтому обучать по-прежнему, по формуле «послушай-повтори – выполни- получи отметку», сегодня невозможно. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне учебных действий.
Сегодня деятельностная направленность обучения школьной географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение такими умениями, которые необходимы для дальнейшего становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности.
Целью моей педагогической деятельности на современном этапе является повышение качества географического образования через формирование УУД средствами инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач, которые вытекают из основных компонентов учебной деятельности:
Создать условия для формирования мотивации обучения у учащихся различными средствами и методическими приемами;
Использовать исследовательскую и проектную деятельность для выбора учащимися целевых и смысловых установок в своих действиях по усвоению нового материала, первичному закреплению и применению знаний в новой ситуации;
Применять ИКТ для развитие коммуникативной компетенции школьников.
В своей работе использую идеи проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности, ИКТ-технологии, системно-деятельностный подход.
Новизна представляемого педагогического опыта заключается
- в расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий, при этом основными педагогическими принципами являются научность, вариативность, интегрированность, диалогичность.
- в активном использовании инновационных методических средств и методов, технологий и подходов.
Качество усвоения знаний определяется многообразием видов универсальных учебных действий.
В ФГОС выделяют личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:
сформировать первичный опыт выполнения этого действия;
основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) его выполнения;
сформировать умение выполнять данное действие посредством включения его в практику учения на предметном содержании;
Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) посредством географического знания на уроках и во внеурочной деятельности.
Отличительные особенности урока в режиме формирования метапредметных умений начинается с проектировочной деятельности при планировании урока. Проект урока строится с учетом гарантированного результата обучения для каждого учащегося и результат обучения описывается на языке действий. Для повышения эффективности обучения необходимо планировать и использовать не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной. Например, при изучении темы «Реки России», каждый ученик:
представляет, знает:
реки, речные системы России;
Режим рек, речные бассейны;
выполняет, умеет:
устанавливать связь между климатом и режимом рек, рельефом и скоростью течения рек;
говорит:
перечисляет составные части рек и речных долин;
называет и показывает реки бассейнов океанов на карте;
объясняет значение рек в жизни человека, выявляет проблемы использования рек и предлагает пути решения.
Для формирования познавательных УУД в системе урочной формы организации образовательного процесса использую следующие методические приемы:
Работа с картой.
Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:
1.Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2.Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.
3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
2. Кроссенс - Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года С. Федин и В. Бусленко. Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Задача ученика найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками.кроссенс на уроке можно применять как на этапе мотивации, так и на этапе первичного усвоения материала, итоговом повторении изученного.
3. «Работа с учебной литературой». Учу хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат.
В ходе обучения географии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника, некоторые вы видите на слайде.
4. «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников.
5. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия географических объектов.
6. «Решение исследовательских задач». На уроках географии применяю открытые задачи, которые не имеют однозначных решений их выполнения. Открытая задача может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытые задания предполагают лишь возможные направления ответа, задавая его структуру или отдельные элементы. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ.
Животный мир тайги богат и разнообразен. (Из учебника географии). Нет смысла приводить более точную библиографическую ссылку: эта фраза кочует из учебника в учебник многие годы. Не правда ли, «исчерпывающая» информация? Попробуйте рассказать о животном мире тайги в стихах.
Это животное тайги хорошо охарактеризовал Борис Заходер:
Ты не знаешь, что такое рысь?
Рысь – преувеличенная кошка,
Чуть пушистей, покрупней немножко –
Вот и всё. Но ей не скажешь «брысь»!
Коммуникативные УУД формируются через проблемный метод обучения.
Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы. Для решения проблемы необходимо взаимодействие в группе и умении выражать свои мысли и ожидания.
Вот некоторые приемы, которые используются на моих уроках для формирования коммуникативных УУД.
Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку.
Прием "Ассоциация".
В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Вулкан".
1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.
2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.
3 этап: Объединят ассоциации в группе.
4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о вулканах", используя все ассоциации группы.
5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы вулканологи. Для изучения вулканов какой материк вы выберите и почему?
ПОПС - формула - прием, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.
П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…
О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…
П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…
С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…
Например, при изучении темы "Влияние хозяйственной деятельности на внутренние воды России" обучающимся предлагается самостоятельно рассмотреть материал по теме. Наиболее удобной здесь является групповая форма работы. По рассмотренной выше схеме группы предлагают аргументы в виде формулы ПОПС, позволяющей сформулировать и представить свое мнение в четкой сжатой форме, обосновывая и доказывая свою точку зрения.
Например: Я (Мы) считаю (-ем), что Хозяйственная деятельность человека негативно сказывается на реках и озерах России; потому, что происходит выброс загрязняющих веществ в водоемы; Братский ЦБК сбрасывает в Байкал отходы от производства и происходит гибель уникальной флоры и фауны; поэтому требуется жесткий контроль на предприятиях и строительство очистных сооружений.
Данный прием способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.
Особое внимание работе с информацией, которая включает и формирование навыков целенаправленного поиска информации, развитие критического мышления, умения понимать скрытый  смысл  того или иного сообщения - адекватное понимание медиатекстов, формирование навыков восприятия и переработки информации, а так же умения  противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ.
Овладение регулятивными учебными действия в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Личностные универсальные учебные действия формируются через проектную и исследовательскую деятельность школьников.
Цель исследовательской деятельности, осуществляемой во внеурочное время: развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков.
Исследовательской работой с учащимися занимаюсь с 1997 года, что позволяет сделать вывод о том, что в процессе выполнения исследовательской проектной работы идет развитие всех видов УУД, а именно поисковые, организационные и менеджерские умения и личностное самоопределение.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого, экологического принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии. Исследовательская и проектная работа основывается на краеведческом материале, работы имеют следующие направления:
Изучение экологических проблем своей местности
В процессе выполнения исследовательской проектной работы идет развитие всех видов УУД.
Формирование УУД сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы».
На слайде показаны основные виды ЦОР используемые на уроках, которые позволяют сформировать
активность,
самостоятельность,
креативность,
адаптацию к условиям среды,
информационную культуры личности.
Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Помимо готовых электронных образовательных ресурсов мной создана и собрана собственная коллекция-копилка по различным темам и разделам школьной программы. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point.
Результатом моей педагогической деятельности можно считать:
Высокое качество знаний по предмету;
Победители и призеры в районной олимпиаде по географии; участники всероссийской олимпиады;
Ребята умеют грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения проблем.
Стабильны ли результаты моей работы?
Перспективой своей педагогической деятельности вижу более глубокое внедрение технологии критического мышления, как одной из перспективных технологий.
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
Мультимедийные возможности современного урока: дидактические качества и интерактивное взаимодействие. /Якушина Е.В. К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО  /