Рабочая программа по УМКГармония светская этика 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Левобережного района г. Воронежа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ковалевой Антонины Яковлевны
по учебному курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
4 «Б» класс

Рабочая программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлева
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка:
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.
Однако каждый из них имеет свою специфику. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своѐ поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребѐнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребѐнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. В соответствии с образовательной программой , каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Общая характеристика учебного предмета : Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4 классе . Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить еѐ богатство. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несѐт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников. Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные. Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития. Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать еѐ, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже. К 1-й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своѐ отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своѐ мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определѐнной светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в еѐ традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребѐнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем.
Тематическое планирование внеаудиторной занятости
№ Дата Тема Форма внеаудиторной занятости
6 08.10 «Граница между добром и злом»
Проект по теме: «Граница между добром и злом».
11 19.11 «Честь и достоинство» Проект по теме: «Честь и достоинство».
12 26.11 «Счастье и смысл жизни» Дискуссия по теме «Счастье и смысл жизни».
14 10.12 «Ради чего живёт человек?» Маленький детективный спектакль «В поисках смысла жизни»
26 17.03 Тема «Обычаи нравственной культуры» Сообщение-доклад «Добрые сказки разных народов»
27 07.04 Тема «Обычаи нравственной культуры» Фестиваль одноклассников «Добрые песни разных народов»
32 12.05 «Равновесие школьных прав и обязанностей» Проект по теме: «Правила поведения в школе»
35 26.05 «Этикет – форма для содержания этики» Проект по теме: «Этикет – форма для содержания этики»

п/пНаиме-
нованиераздела
программы Тема урока (страницы учебника). Тип
урока Элементы содержания Планируемые результаты обучения Вид
контроля.
Измерители Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания Дата проведения
план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Как отличить добро от зла?
Знакомство с предметом Светская этика.
(стр.4-7) Комбинированный Понимать и объяснять значение важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России. Знать:
– определять свое отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России:
Уметь:
– организовывать свои действия (ставить цель, планировать работу, действовать по плану):
-работать с информацией:
-развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки.
Тематический.
Проблемный диалог. 03.09. 2 Россия - наша Родина.
(стр.8-12) Комбинированный Мое Отечество. Знать:
– общие по смыслу слова в языках разных народов мира:
Уметь:
-формулировать признаки понятий ценностей и идеалов.
Текущий.
Народы России. 10.09. 3 Чем богат духовный мир человека?
(стр.12-14) Комбинированный Духовность человека его особый внутренний мир. Знать:
– что объединяет людей, живущих в нашей стране:
Уметь:
– решать жизненные ситуации.
Текущий.
Духовные ценности общества, духовные идеалы человека. 17.09. 24.09. 4 Решение жизненных задач.
(стр.14) Комбинированный Текущий.
5 Граница между добром и злом.
(стр.15-19) Комбинированный Добро и зло.
Мораль, этика. Знать:
–что означают слова добро и зло:
Уметь:
– делать добрые дела.
Текущий.
Мудрость сказок. 01.10. 6 Проект по теме «Граница между добром и злом». Комбинированный Многообразие материалов. Организация трудовой деятельности: постановка цели, планирование, исполнение и оценка деятельности. Знать:
– правила поведения;
Уметь:
– вести себя правильно в обществе.
Текущий. Практическая работа. Анализ
работ. 08.10. 7 Долг и совесть.
(стр.20-23) Комбинированный Долг денежный, долг моральный, чувство стыда. Знать:
– свой долг;
Уметь:
–объяснять своими словами
(отдать долг, исполнить долг,моральный долг, по зову долга). Текущий. Долг в жизни людей разных профессий. 15.10. 8 Народные пословицы о совести и долге. Комбинированный Подготовка материалов к работе. Знать:
– пословицы;
Уметь:
–составлять словесные композиции о совести и долге.
Текущий. Практическая работа. Анализ
работ. Пословицы. 23.10. 9 Честь и достоинство.
(стр.24-26) Комбинированный Добро и зло. Мораль и нравственность, долг и совесть.
Честь рыцарская воинская, дворянская,
гражданская. Знать:
– значение изучаемых слов;
-чем честь отличается от достоинства;
Уметь:
– объяснять смысл следующих выражений:
«Честь - сосуд, покров души, под которым душа хранится живой». «Незапятнанная честь».
Самостоятельная
работа.
У. Шекспир «Ричард 3» 30.10 10 Честь рыцарская воинская, дворянская,
гражданская.
(стр.27-29) Комбинированный 12.11. 11 Готовим проект по теме «Честь и достоинство». Комбинированный Подготовка материала к работе. Знать:
–материал темы;
Уметь:
-осуществить проект в действительность. Текущий. Практическая работа. Анализ
работ. Создание моделей по собственному замыслу 19.11. 12 Счастье и смысл жизни.
(стр.30-32)
Дискуссия «Счастье и смысл жизни». Комбинированный Счастье-это когда… Знать:
– материал изучаемой темы;
Уметь:
– отвечать на вопросы учителя.
Текущий.
Смысл жизни. 26.11. 13 Ради чего живет человек?
(стр.32-33) Комбинированный Смысл жизни. Знать:
- в чем заключается твое счастье;
Уметь:
– применять полученные знания.
Текущий.
03.12 14 Маленький детективный спектакль
« В поисках смысла жизни». Комбинированный Смысл жизни. Знать:
- ради чего живет человек?
Уметь:
- применять полученные знания. Текущий. Практическая работа. Анализ
работ. Счастливые минутки жизни. 10.12 15 Справедливость и милосердие.
(стр.34-36) Комбинированный Знать:
- золотое правило нравственности;
Уметь:
– применять в жизни золотое правило нравственности.
Тематический. 17.12 16 Ценные качества человеческой души.
(стр.36-40) Комбинированный Золотое правило нравственности. Знать:
- ценные качества человеческой души.
Уметь:
-уметь прощать.
Текущий. Практическая работа. Анализ
работ. Случаи из жизни. 24.12 17 Рассказ «Случай из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость или милосердие». Комбинированный 14.01 18 Каковы истоки правил морали?
Какие правила морали особенно важны в школе?
Ценность рода и семьи.
(стр.42) Комбинированный Обучение самостоятельномувыполнению задания в соответствии со словесным указанием учителя.
Знать:
- своих родственников;
Уметь:
– рисовать свое родословное дерево.
Самостоятельная
работа. Ценности, духовность,
добро, зло. 21.01 19 Как появилась семья?
(стр.43) Комбинированный Рода, семья, любовь,
традиции. Знать:
- свою семью;
Уметь:
– рассказывать про свою семью.
Текущий. Анализ
работ. Родословное дерево. 28.01 20 Зачем нужны семье традиции?
(стр.44) Комбинированный Традиции. Знать:
- свое семейные традиции:
Уметь:
– отвечать на вопросы учителя;
-рассказывать про свои семейные традиции.
Текущий.
Семейные традиции. 04.02 21 Что дает человеку семья?
(стр.45-47) Комбинированный Семья - близкие родственники. Знать:
- любимые семейные традиции;
Уметь:
–создать фотоальбом с семейными традициями.
Текущий.
Забота, любовь, жизнь. 11.02. 22 Фотоальбом с подписями «Добрые традиции нашей семьи». Комбинированный Самостоятельная
работа. 18.02. 23 Образцы культуры народов.
(стр.48-49) Комбинированный Нравственность,
мораль, культура. Текущий.
Достижения культуры народов мира. 25.02. 24 Различия культуры народов.
(стр.50-51) Комбинированный Культура, народные сказания. Знать:
–народы России;
-различия в культуре народов России;
-обычаи народов России; Текущий.
Башкиры, Ненцы, Камчадалы. 03.03. 25 Обычаи нравственной культуры.
(стр.52-53) Комбинированный Культура народов
России.
Духовно-нравственная культура народов России. Знать:
-главные человеческие ценности;
Уметь:
– жить в мире и в добре.
Тематический. Пословицы народов России. 10.03.
17.03 26 Сообщение – доклад
«Добрые сказки разных народов». Комбинированный Создание моделей по собственному замыслу 27 Фестиваль одноклассников
« Добрые песни разных народов». Урок-отчет Религия.
Буддизм.
Иудаизм.
Христианство.
Атеисты. Текущий. Практическая работа. Анализ
работ. Добрые песни разных народов. 07.04. 28 Взгляд светский и религиозный.
(стр.54-59) Комбинированный 14.04. 29 Сообщение «Как основатели мировых религий формировали
«золотое правило нравственности»».
(стр.60-61) Комбинированный Золотое правило нравственности. Знать:
– добрые заповеди богов;
Уметь:
– применять «золотое правило нравственности».
Текущий.
21.04. 30 Правила поведения в школе.
(стр.62-63) Комбинированный Правила школьной жизни. Знать:
– правила поведения в школе.
Уметь:
– решать проблемы общения.
Самостоятельная
работа. Роль ученика. 28.04. 31 Равновесие школьных прав и обязанностей.
(стр.63-66) Комбинированный Важнейшие правила школьников. Знать:
– важнейшие правила школьников;
Текущий. Практическая работа. 05.05. 32 Готовим проект по теме «Правила поведения в школе». Комбинированный Правила поведения в школе. Уметь:
– создавать проекты на данную тему.
Практическая работа. Документ «проект конституции нашего класса». 12.05. 33 Этикет-форма для содержания этики.
(стр.67-71) Комбинированный Этикет.
Этика.
Мораль.
Нравственность. Знать:
- правила этикета;
-правила морали;
Уметь:
– решать жизненные ситуации.
Текущий. Практическая работа. Анализ
работ. Правила этикета. 16.05. 34-35 Решаем жизненные ситуации. Готовим проекты по теме:
«Этикет-форма для содержания этики». Комбинированный 19.05.
26.05.