Конструкт открытого урока по ИЗО Осень в твоем натюрморте с аргументацией действий обучающихся и учителя


Конструкт урока по теме «Осень в твоем натюрморте»
Тип урока:«открытия» новых знаний
Цель урока (для учителя):создать условиядля развития творческого мышления в процессе художественно-творческой деятельности
Задачи урока (для учителя):
Образовательные:
Продолжить знакомство с жанром натюрморта, основами композиции и правилами постановки;
Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета;
Формирование навыков работы над натюрмортом в различных техниках
Развивающие:
Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления;
Формирование у учащихся пространственного мышления;
Совершенствование у учащихся навыков конструктивного анализа формы предмета;
Развитие у учащихся глазомера;
Развивать творческий потенциал личности, художественный вкус.
3. Воспитательная:
содействовать формированию у обучающихся целостной картины мира;
создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда в группах;
продолжить формирование умений слушать собеседника и вести диалог в классе, в группе.
Средства обучения: электронная презентация, ПК учителя, проектор,пакет с заданиями для групп.предметы для постановки (молоток, яблоко, ваза с цветами, карандаши).
Цель урока (для ученика): Нарисовать натюрморт.
Задачи (для ученика):
Узнать правила составления натюрморта.
Составить (нарисовать) композицию в соответствии с этими правилами.
Придумать название композиции.
Организация пространства: 4 парты «елочкой» с проходом между ними по 5-6 человек за партой, одна группа обучающихся с медленным темпом работы.
Структура урока
Этапы урока (время), задачи Содержание этапа Деятельность (УУД): Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные, Оценивание (показатели выполнения задачи)
учитель ученик Организационный (1‘), Цель: подготовка обучающихся к работе, определение
содержательных рамок. Приветствие,
Проверка готовности к уроку.
Приветствие. Здороваются, садятся.
На столах раздаточный пакет с заданиями и учебными принадлежностями. Визуальный контроль. Наличие на столах пакетов с раздаточным материалом.
II. Актуализация знаний(3‘)
Цель:самоопределение к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Формулирование цели урока.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Постановка цели урока
Определение понятия «Натюрморт»;
История натюрморта. Формулирует тему урока;
Помогает поставить цель к уроку. К:слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, обосновывают и доказывают свою точку зрения.
Л:осознают свои возможности. Предлагают формулировки целей урока.
П:строят осознанные речевые высказыванияв устной форме
П: дают определения понятиям. Визуальный контроль.
Полно формулируют значение понятия «натюрморт».
Формулируют цель урока близкие по содержанию к эталону.
III. «Открытие» учащимися новых знаний(6‘)
Цель: создание условий для «открытия» новых знаний Приведение примеров «неправильных» постановок натюрморта
Формулирование требований к постановке натюрморта. Помогает решить проблему дисгармоничной композиции натюрморта и сформулировать требования к постановке. П:анализируют условия задачи, умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, систематизируют знания.
К: вступают в диалог; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.Р:используют личный опыт; принимают и сохраняют учебную задачу. Формулируют требования к постановке натюрморта.
Обосновывают и доказывают свою точку зрения.
Физминутка(1‘)
Цель:развитие межполушарного взаимодействия Применение здоровье сберегающих технологий.Развитие произвольного внимания и самоконтроля. Проводит инструкцию по выполнению. Р: встают на верных ответах Визуальный контроль.
IV. Первичное закрепление(2‘)
Цель:
обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. Инструктаж по работе в группах. Объясняет план работы в группах.
Отвечает на уточняющие вопросы Р: определяют последовательность действий длярешения задачи по инструкции.
К: слушают и слышат собеседника.
П: применяют полученные знания о составлении композиции из овощей и фруктов с соблюдением выявленных правил композиции. Следуют инструкции в дидактических материалах.
Умеют планировать работу до ее начала.
Правильно устанавливают последовательность действий.
Верно выбирают темп работы для достижения положительного результата.
Составляют натюрморт по требованиям к композиции.
VПрактическая работа в группах. (10`)Цель: создать условия для реализации творческого потенциала участников групп Работа в группах:
Выполнение натюрморта из пластилина в технике барельефа
Выполнение натюрморта в технике бумагопластики.
Выполнение натюрморта в технике коллажа.
Выполнение натюрморта в технике монотипия (группа с медленным темпом работы). Целевые обходы:
1. Визуальный контроль: проверка организация рабочего места и правил техники безопасности. Отвечает на уточняющие вопросы.
2. Визуальный контроль: правильное выполнение композиционных правил, законов.Регулирует споры, порядок работы. В случае крайней необходимости оказывает помощь индивидуально или всей группе.
3. Визуальный контроль: проверка завершающего этапа работы Коррекция. П: подготавливают рабочее место,соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание работать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
Р, К: обсуждают и составляют план и последовательность действий методом «мозговой штурм»
Р, К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Визуальный контроль: составленный натюрморт соответствует предъявленным требованиям;
в творческой работе участвуют все члены группы.
Выполняют работу в отведённый промежуток времени.
Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь.
VI. Рефлексия(5`) Самооценка
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
Р:оценивают свою работу,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.
К:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Обсуждают и оценивают работу других групп.
VII. Домашнее задание (3‘).
Сформулировать задание на дом. Подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов. Объясняет домашнее заданиез зультатов заполнения черновика таблицы, коррекция записей.ление инированности (соблюдение эстетических правил оформления т. Р: записывают домашнее задания Визуальный контроль учителя (записи в дневниках).
Аргументация действий учителя и обучающегося
Действие Учитель Обучающий
Приветствие, проверка готовности к уроку. Установление дисциплины, обеспечение необходимыми инструментами для качественной работы Проверка наличия инструментов и материалов для творчества, настрой на плодотворную работу.
Актуализация знаний
Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через структурирование и обобщение знаний обучающихся Выявление непонятных понятий для дальнейшего обсуждения, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.
«Открытие» учащимися новых знаний
Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через создание ситуации несоответствия дисгармоничной постановки натюрморта и интуитивного представления о гармонии и красоте Демонстрация понимания композиционных правил, принципов законов через формулирование требований к постановке натюрморта.
Первичное закрепление
Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через организацию работы в группах Демонстрация навыков определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата через составление алгоритма действий.
Практическая работа в группах Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций обучающихся через самостоятельную творческую работу в группах. Закрепление навыков построения композиции согласно требованиям к постановке натюрморта и составленному группой плану.
Рефлексия Фиксация успехов и трудностей работы, формирование коммуникативной компетенции Закрепление умений рецензирования работ одноклассников, закрепление изученного на уроке нового материала.
Ожидаемые результаты:
Личностные. Проявление интереса учащихся к поставленной задаче, мотивация к учебной деятельности.
Предметные. Формирование представлений о жанре натюрморта, умение составлять натюрморт, следуя композиционным требованиям. Формирование навыков осознанного восприятия произведений искусства, композиционного мышления.
Метапредметные. Формирование умений определять цель и проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение, делать выводы, планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели, оценивать свою работу; корректировать своё мнение.
Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ (баллы суммируются).
Оформление. 1б
Компоновка листа.
Организация плоскости листа:
- многоплановость (ближе- ниже, дальше – выше, ближе – больше, дальше – меньше, 1, 2, 3 …план);
- линия горизонта;
- способ загораживания;
2. Без ошибок. 1б
Использование композиционных правил, принципов, законов:
- ритм;
- центр композиции;
- симметрия/ асимметрия;
- статика/ динамика;
- цельность;
- жизненность;
-линейная перспектива.
Для живописи:
- теплые цвета/ холодные цвета;
- многочисленность оттенков.
3. Содержание. 1б
Декоративная переработка форм растительного мира.
Владение техникой выполнения.
Оригинальность работы.
4. Полнота. 1б
Самостоятельность выполнения работы.
Законченность работы.
5. Аккуратность. 1б
Приложение №1.
Презентация к уроку по теме «Осень в твоем натюрморте»
Приложение №2
Пакет с заданиями для 1 группы.
Состав пакета: инструкция, основа-фон для композиции, примеры работ, пластилин, стеки.
Инструкция для группы №1
Задание: выполнить осенний натюрморт из 3-4 предметов в технике барельефа*.
Алгоритм работы необходимо составить по порядку.
Придумать, что вы хотите изобразить.
Каждый участник лепит свой предмет натюрморта.
Распределить предметы натюрморта для лепки каждому участнику.
Силуэты предметов прикрепляем к основе.
Декорируем их, тонкой палочкой рисуем рельеф.
Определить местоположения предметов.
Советы мастера:
Следите, чтобы пропорции предметов соответствовали их реальному изображению.
Отметьте, что рельефное изображение можно выполнять разными способами: маленькими кусочками постепенно наращивать выпуклые формы или сразу готовые вылепленные формы налеплять в нужные места рисунка.
________________________
*Барельеф - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма.
-21590633730Пример работы.
Пакет №2: инструкция, основа-фон для композиции, примеры работ, цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы.
Инструкция для группы №2
Задание: выполнить осенний натюрморт из 3-4 предметов в технике бумагопластики.
План работы необходимо составить по порядку.
Придумать, что вы хотите изобразить.
Каждый участник вырезает свой предмет натюрморта.
Распределить предметы натюрморта для каждого участника.
Силуэты предметов приклеиваем к основе.
Определить местоположения предметов.
Советы мастера:
Для большей выразительности используйте темные и светлые оттенки.
Объем также подчеркнет вашу работу.
Возможно использование техники оригами

Пример работы.

Пакет №3: инструкция, основа-фон для композиции, примеры натюрморта, кусочки ткани, газет, журналов, клей, ножницы.Инструкция для группы №3
Задание: выполнить осенний натюрморт в технике коллажа*.
План работы необходимо составить по порядку
Определи, какой материал вы будете использовать для коллажа
Силуэты предметов приклеиваем к основе.
Нарвите или нарежьте кусочки подготовленной цветной бумаги, разложите их по цвету, чтобы заполнить разные фрагменты композиции
Начните работу с больших пятен, затем продолжите по задуманному эскизу
Выберите эскиз натюрморта или придумайте свой.
Определить местоположения предметов.
Советы мастера:
Для большей выразительности используйте темные и светлые оттенки.
_________________
Коллаж – это особая техника создания изображения с включением различных материалов.Например: кусочки газет, журналов, обоев, цветной бумаги, тканей, веревок.
-4445513080Пример работы.
Пакет №4: инструкция, основа-фон для композиции, примеры работ, гуашь, баночка с водой, листья, трафареты.
Инструкция для группы №4
Задание: выполнить осенний натюрморт в технике монотипии*
План работы необходимо составить по порядку
Ровным слоем нанеси краски на лист или трафарет.
Положи лист, пока краска не высохла на фон-основу натюрморта и слегка прижми его.
Приподними за уголок и аккуратно сними лист.
Выбери цвета красок наиболее подходящие для натюрморта
Советы мастера:
Для большей выразительности используйте темные и светлые краски
Ягоды рябины можно сделать, используя обратную сторону карандаша с ластиком.
________________
Монотипия – вид печатной графики, в которой с каждой пластины можно получить только один отпечаток.

Пример работы.
71120103505