Творческая (индивидуальная) работа по литературе на тему: ”Басня. Внеклассное чтение.


Творческая (индивидуальная) работа по литературе на тему: ”Басня. Внеклассное чтение".
Выполнила
Михайленко Наталья Александровна.
(возможный вариант)
Литература. М. Л. Гаспаров и И, Ю, Подгаецкая “Классическая
басня”, серия “Однотомники классической литературы”; издательство “Московский рабочий”, 1981 год,
Статья Елены Поповой “Мал да удал”. Газета “Моё”, М38 (305), 2000 год.
План.
М. А. Дмитриев. “Плющ и фиалка”.
О чём сказал автор?
Что сказал автор?
Как построено это произведение? Язык басни.
“Человеческая” версия басни на сегодняшний день, подтверждённая документально.
МЛ. Дмитриев “Плющ и Фиалка”.“Ты жалко, бедное растение! -
Сказал Фиалке Плющ, надменный высотой. -
Удел твой - жить в тени; что ждёт тебя? - Забвенье!
Ты с самой низкою равняешься травой.
Какая разница со мной!
Смотри, как я вкруг дуба вьюся;
Смотри, как вместе с ним я к облакам взношуся!”
“Пожалуй, не жалей! — фиалочка в ответ. -
Высок ты, спору нет;
Но я сама собой держуся”.
Как-то Гавриил Романович Державин сказал: “На вопрос,о чем
пишет М.А. Дмитриев, может ответить лишь человек разумный, а узнать себя в его произведениях способен лишь человек самокритичный и мужественный”.
Басня “Плющ и Фиалка”- одно из творений известного баснописца. О чём же она? Представим себя людьми самокритичными и попытаемся ответить на этот вопрос.
Плющ и Фиалка... «Надменная высота» и абсолютная (по мнению плюща) незаметность; самовлюблённость одного и завидное достоинство другого. Действительно, какая разница! А суть-то в чём? Да в том, что разницу эту «плющи» и «фиалки» ощущают неодинаково. Надменность и напыщенность высокого Плюща объясняется лишь одним - способностью «взноситься к облакам». Но способность эта - достоинство не Плюща, а дуба, по- настоящему сильного, крепкого и жизнестойкого. Не стань дуба, что станет с плющом? Свалится, погибнет, не возродится ни при каких стараниях, потому что, подобно трутню, существовал всю жизнь за счёт других. Плющ не только эгоистичен, он ещё и глуп, потому что не в состоянии правильно оценить ситуацию и, принижая достоинства других, выпячивает свои, на самом деле отсутствующие.
А фиалочка-малышка крепка своим «Я», она способна жить полноценно, не нуждаясь в чужой помощи. Маленький рост не мешает ей цвести и радовать всех, кто её видит, она чарует своим ароматом и горда тем, что “сама собой держится
Вы хотите знать, о чём эта басня? Она о предназначении каждого в этой жизни, она о скромности и ложной способности понять, «кто я?», о том, тнасколько мы, люди, порой бываем несправедливы к кому-то,быть может,
незаметному на первый взгляд, и как порой, сами того не замечая, завышаем собственную самооценку.
М. Л.Дмитриев, подобно другим баснописцам, хотел донести до читателя главную, основную мысль сюжета. Автор, используя басенный жанр, в иносказательной форме изобразил человеческие поступки и отношения. Он помог понять, кто мы: «плющи» или «фиалки», он задал нам откровенный вопрос:«Вы сами собой
держитесь?”
Произведение “Плющ и Фиалка” построено в традиционной форме басенного жанра. Основной поучительной мыслью басни является мораль - нравственный вывод, урок из прочитанного, нравственное наставление. В18 веке среди баснописцев ходило изречение- «соли маловато», то есть суть сюжета расплывчата, мораль слаба и незаметна. В баснях М. А. Дмитриева «соли» вполне достаточно. Мораль этой басни венчает её концовку, она есть вывод из разговора Плюща и Фиалки, она - логическое завершение «тихого спора» на тему «Кто есть кто» (выражение M.JI. Гаспаров а, автора книги «Классическая басня», издательство «Московский рабочий», 1981 год.)
«Высок ты, спору нет;
Но я сама собой держуся».
Обращает на себя внимание и язык, которым написана басня. Ближайший товарищ М. А. Дмитриева, известный писатель - сентименталист Н. М. Карамзин, называл язык Дмитриева «Светско - изящным литературным стилем». Автор опирался на французскую басню с её лирическими тенденциями, ему свойственно употребление слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -
(«фиалочка»), староупотребимых выражений ( « к облакам взношуся»);его басни зачастую богаты диалогами. Именно таким языком было написано большинство произведений, вышедших в сборник «Басни и сказки», первое издание которого увидело свет в 1798 году (в том числе и басня «Плющ и Фиалка».)
Великолепно использовал М. А. Дмитриев такой приём художественного изображения, как олицетворение. Он состоит в том, что растения (в данном случае), животные или неодушевлённые предметы наделены человеческими свойствами: чувствуют, говорят, мыслят.
Жаль, что сегодня басни не так популярны, как во времена Державина и Карамзина, Жуковского и Батюшкова. А ведь в конце 18 века басни М.А. Дмитриева были признаны совершенным образцом русского басенного искусства и долго пользовались равною, а то и большею славою по сравнению с баснями великого Крылова.
Мне кажется несправедливым падение популярности басен. Ведь так часто в нашей современной жизни мы встречаемся с героями давно написанных басен, а порой узнаём и себя в них и, честно говоря, не всегда рады этому. Значит, мудрость народная, заключённая в этих коротеньких произведениях, нужна и нам, ныне живущим, значит, басня актуальна и сейчас, она современна, как это ни странно звучит. Хочу предоставить современную версию басни М.А. Дмитриева «Плющ и Фиалка» в доказательство того, насколько мудра, а, значит, жизненно необходима басня и как литературный жанр, и как учебник Жизни.
Прочитав статью Елены Поповой «Мал да удал» (газета «Моё»,2001 г.), я поразилась схожести её сюжета с басней Дмитриева «Плющ и Фиалка».
В семье Подболотовых (село Алёшки Воронежской области) родился ребёнок-карлик: большая голова, маленький рост, неправильно развитые конечности. Казалось бы, «удел твой - жить в тени»; что ждёт тебя? - Забвенье!» И, наверное, случилось бы именно так, если бы родители маленького Саши (так звали мальчика) отказались от ребёнка, оставив его на попечение государства. Однако они воспитывали сына любовью и терпением, развивали в нём интерес к играм и знаниям, наказывали, если он того заслуживал, одним словом, были тем самым дубом, без которого на первых порах малыш подняться не смог. К счастью, Саша, став постарше, не превратился в плющ, он крепко держался на земле и смело пошёл по жизни сам, самостоятельно, без помощи других. И каким красивым был путь этого маленького (в смысле роста) и большого душой человека: восемь классов - «на отлично», Алешковский ветеринарный техникум - «с отличием», сельскохозяйственный институт - с Красным дипломом! Люди поражались: «И откуда в этом маленьком человеке такая сила?!» Искреннее уважение питали к Александру все, кто знал этого
неприметного на вид человека. А ведь было время, когда маленького Сашу не приняли в интернат только потому, что местным чиновникам (как же! люди при должности! напыщенные плющи - эгоисты) не понравилась внешность ребёнка: «Он же карлик!» Возмущённым родителям пришлось ехать в Москву «искать правду». И только благодаря помощи «высокого начальника» мальчик был принят в интернат, а «плющи-эгоисты», снятые с занимаемых должностей, теперь вровень с «самой низкою травой». Чем не сюжет басни?
В 41год Александра Петровича Подболотова знали как хорошего специалиста не только в Воронежской, но и в Челябинской областях, и в Казахстане, куда ему приходилось ездить по служебным делам. Работал А. П. Подболотов и культмассовым руководителем Алешковского Дома культуры. Имея диплом инструктора по физкультуре (это при росте 128 см!), вел занятия в сельской школе. Кроме того, он прекрасный хозяин: на домашнем подворье у Александра были и бычок, и поросята, и куры. А фруктовый сад - многим на зависть. А главное, человек он замечательный: сильный и добрый, трудолюбивый и щедрый. Он, как фиалка из басни М.А.Дмитриева, «сам собой держится», излучая тепло и свет. Права была журналистка Елена Попова, когда писала о своём герое так: «Этот маленький человек из российской глубинки нашёл своё место в жизни. Его жизнелюбию может позавидовать любой из нас».
И если кто-нибудь когда-нибудь, глядя на вас, скажет: «Ты жалко, бедное растение!» - не верьте ему. Помните о том, что всё в нашей жизни измеряется не количеством сантиметров в росте, не наличием пышных форм, а порядочностью и добрым отношением к людям, скромностью и удивительной способностью «самим собой держаться».