Урок – исследование на тему: «Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки»


МБОУ «Черемшанский лицей»
Урок – исследование на тему:
«Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки»
(открытый урок)
Учитель начальных классов:
Мухаметшина Гульфира Минахсяновна
Тема урока:
Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
-устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
- вычислять значения выражений, содержащих два-три действия со скобками и без скобок.
Метапредметные:
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
Познавательные: использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения).
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении.
Личностные: формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности, понимание успеха или неуспеха, положительное отношение к учебе в школе.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки.
Ход урока
Организационный момент.
- Какое сегодня число? Дайте характеристику числу 15)-Запишите число , классная работа
Прогнозирование урока.
- Что вы ждёте от этого урока?
- Правильно, новые знания ждут нас сегодня. Ведь урок у нас будет необычный. У нас с вами урок – исследование. Что такое исследование?
- Правильно, это что-то изучать, выводить новые знания , правила.
- Как будем работать, чтобы урок – исследование прошёл успешно?
- Будем работать дружно. Слушать друг друга и учителя, будем внимательными.
А чтобы исследование прошло результативно,что вам понадобится?
- (Умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. )Актуализация изученных знаний.
Ну, а чтобы открыть что-то новое, нам необходимо повторить, что мы уже с вами знаем.
Устный счет
Сосчитай и запиши только ответ.
А) Сумму чисел 5 и 6 уменьши на 8. (3)
Б) К разности чисел 13 и 5 прибавь 4. (12)
В) Из 48 вычти сумму чисел 20 и 20. (8)
Г) Вычитаемое 50, разность 16. Чему равно уменьшаемое? (66)
Д) Запиши число, в котором 2 десятка и 6 единиц. (26)
Е) Запиши число, предшествующее 80. (79)
Ж) Число 6 увеличь в 3 раза. (18)
З) Число 12 уменьши в 4 раза. (3)
-Кто прочитает свои ответы?
-А остальные сверяют свои записи.
- А теперь проверь свои ответы по эталону (На доске)
-Оцените себя с помощью кружков.
-Кому было просто, поднимите руки.
У кого были затруднения? Поднимите руки.
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
-Послушайте одну историю.
-Витя попросил Игоря по телефону проверить решение примера: «Шесть плюс три умножить на два», причем у Вити получилось 18, а у Игоря – 12. Как могло такое произойти?
Посмотрите на доску:
6+3* 2=18 6+3*2=12
Что интересного вы заметили? ( Сравните выражения, чем они похожи ? А чем различаются?)Как же так получилось, примеры одинаковые, а ответы у них разные? Может быть здесь какая-то ошибка? Давайте проверим! (УЧЕНИКИ ОБЪЯСНЯЮТ РЕШЕНИЕ ПРИМЕРА, КОММЕНТИРУЮТ)
Так почему же в одинаковых примерах получились разные ответы ?- Значит, от чего зависит результат вычисления? (От порядка выполнения действий)
-Назовите тему нашего урока-исследования.
Тема урока: Порядок выполнения действий. Скобки.( на слайде)
- Что мы будем исследовать?
Мы будем исследовать порядок арифметических действий в выражениях.
- Для чего нам нужно знать порядок действий?
-Чтобы правильно выполнять вычисления в длинных, сложных числовых выражениях.
Чему мы должны научиться на уроке? Правильно выполнять вычисления, находить значения выражений, знать правила выполнения арифметических действий.
Работа по теме урока
Слайд4- На какие две ступени делятся арифметические действия?
(+ и – это действия первой ступени, а * и : это действия второй ступени.)
Разделите примеры на три группы
19-8+3, 2*6:3, 20-9 – 5, 2+5*4, 2 *(4+3), (15+25):4
-По каким признакам вы разделили на группы
19-8+3 2 *(4+3) 2+5*4
20-9-5 (15+25) :4
2*6:3
Определяем порядок действий маркером по группам
Сделаем вывод №1 если в выражении нет скобок , в примере с действиями одной ступени, действия выполняются в том порядке, в каком они записаны.
Сравним ( слайд в презентации) В выражениях без скобок, содержащих только
+ и - или только * и : выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо
Обращаем внимание на 2 группу примеров. В нем есть скобки? ( Да)
В каком порядке мы будем вычислять значения этих примеров?
Определяем маркером
Сделаем вывод №2: если в выражении есть скобки , первыми выполняются действия в скобках.
Сравним ( слайд в презентации) В выражениях со скобками,
действия, записанные в скобках, выполняются первыми.
3 группа примеров Определяем маркером порядок выполнения арифм. действий и вычисляем ответ.
Сделаем вывод №3 В примере с действиями обеих ступеней сначала выполняют действия второй ступени, а потом действия первой ступени в том порядке, в каком они записаны.
Сравним (Слайд в презентации)
В примере с действиями обеих ступеней сначала выполняют действия второй ступени, а потом действия первой ступени в том порядке, в каком они записаны.
5. Физминутка6.Закрепление.
- по учебнику стр.105 № 15( с комментированием)
-С.102 №6 задача
7.Рефлексия.
- Работа по карточкам ( ученики определяют порядок выполнения действий)
Фронтальная проверка с объяснением.
(Учащиеся оценивают свою работу по шкале ! + -
7.Итог урока.
- Для чего нам нужно знать порядок действий?
-Где вы можете применить свио знания?
Д/з с.104 №13, с.105 №16