Развитие мотивационного компонента творческого потенциала учащихся с помощью самостоятельной деятельности по созданию танца


Кондратьева Ирина Сергеевна МБУ ДО ЦДО «Красноглинский» г.о. Самара
Педагог дополнительного образования (хореография)
Развитие мотивационного компонента творческого потенциала учащихся с помощью самостоятельной деятельности по созданию танца
Пояснительная записка
«В душе каждого ребенка есть
невидимые струны; если
тронуть их умелой рукой, они
красиво зазвучат».
М.Горький.
На современном этапе перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включиться в производительный труд и социальные отношения. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающего составляет цель и основной результат образования. Интегративным результатом реализации названных требований должно быть создание развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогам.
Развитие любого государства немыслимо без развития творческого, нравственного и интеллектуального потенциала его граждан, роста их активности и инициативности.
Начиная работать в Центре дополнительного образования детей «Красноглинский», я столкнулась с проблемой как заинтересовать учащихся заниматься хореографией с интересом, ответственностью, чтобы воспитанниками нравилось ходить занятия.
Актуальность темы заключается в том, что с помощью самостоятельной деятельности по созданию танца развивается творческий потенциал учащихся. Развитие личности обучающего составляет цель и основной результат образования в требованиях ФГОС. Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества
Противоречия выбранной темы: необходимость к самостоятельной деятельности учащихся по созданию танца и соответствием индивидуальному потенциалу каждого учащегося.
Проблема: отсутствие на практике механизмов, обеспечивающих организацию самостоятельной деятельности учащихся по созданию танца.
Цель моей работы: создание комплекса средств, обеспечивающих организацию самостоятельной деятельности учащихся по созданию танца.
Задачи работы:
Определение ключевых понятий в итоговой работе;
Описание комплекса средств, направленных на обеспечение организации самостоятельной деятельности учеников по созданию танца;
Разработка диагностического инструментария, позволяющего определить эффективность педагогической деятельности, направленной на создание мотивационного комплекса в готовности к развитию творческого потенциала учащихся
Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несёт в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению всё возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося. Эмоциональные состояния и реакции ребёнка при принятии и поддержке их взрослым выступают в качестве механизма его личностного и творческого развития. Возможность эмоционального самовыражения ребёнка способствует реализации им своей индивидуальности, благоприятствует развитию его творческого потенциала.
1. Описание ключевых понятий итоговой работы
Рассматривая тему «Развитие мотивационного компонента творческого потенциала учащихся с помощью самостоятельной деятельности по созданию танца», выделим следующие ключевые понятия: «творческий потенциал», «мотивационный компонент», «самостоятельная деятельность», «танец».
Творческий потенциал- это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор  средств и приемов, применяемых в решении творческих задач. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенного времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательны к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция- это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор  средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.
Для развития потенциала нужно создать творческую среду. В творческом процессе "принимают участие" главные психические явления - мышление, воображение, эмоции и воля. Творчество  само по себе всегда  бессознательно: только при проверке  и использовании продуктов творческой деятельности применяется  сознательный  анализ. Инстинкт порождает мысли, не осознавая способы мышления, интеллект же пользуется мыслями, но не способен их создавать .В решении задач интуиция выступает как компонент генерирования гипотез  и  стратегий решений в виде комплексных ориентиров поиска, которые объединяют смысловые  и   логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориентиры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого из которых недостаточно для правильного решения.
В данной работе используется мотивационный компонент готовности учащегося к развитию творческого потенциала, функция мотивационная. Характеристикой компонентного состава готовности воспитанника будет прослеживаться в потребности в творческой самореализации, в проявлении интереса к занятиям, в ценностном отношении к собственным творческим возможностям, в ответственности.
Развитие мотивационного компонента творческого потенциала учащихся в итоговой работе происходит с помощью самостоятельной деятельности по созданию танца.
Самостоятельная деятельность учащихся – это метод обучения и самообразования. В процессе самостоятельной деятельности учащийся выступает как активная творческая личность. Самостоятельная деятельности при сочинении танца требует интенсивного мышления, умения придумывать, запоминать, воиспроизводить танец, сотрудничать. Самостоятельная деятельность имеет разностороннее значение – это существенный фактор теоретической и практической подготовки учащихся к предстоящей деятельности, формирования необходимых знаний, умений, нравственных и психологических качеств.
В самостоятельной деятельности учащиеся сочиняют танец. Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, приносит радость как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное, современное) чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному и эстетическому развитию
Описание комплекса средств, обеспечивающих организацию самостоятельной деятельности учащихся по созданию танца.
Прогнозируемые результаты:
Появиться интерес к занятиям;
Сформируется ценностное отношение к собственным творческим возможностям;
Проявится чувство ответственности.
Для организации самостоятельной деятельности по созданию танца педагог использует комплекс средств, обеспечивающих развитие мотивационного компонента творческого потенциала у учащихся:
№ Комплекс средств Педагогические средства Планируемый педагогический результат
1. Организационный этап Предлагает учащимся найти музыку, которая нравится для танцевальной композиции Самостоятельно занимаются поиском музыки
2. Подбор и анализ музыки Прослушивает вместе с учащимися выбранную музыку; предлагает объяснить воспитаннику его выбор; просит заняться подбором музыки, если она по его мнению и мнению учащихся не подходит для постановки танцевальной композиции Приносят на занятие понравившуюся музыку; дают обоснование выбора данной музыки; высказывают мнение о выбранной музыке
3. Замысел будущей танцевальной композиции Определяет вместе с учащимися название, тему, идею, сюжет, образ или настроение танцевальной композиции Предлагают название, тему, идею, сюжет, образ или настроение танцевальной композиции; определяются с названием и темой
4. Сочинение танцевального текста Предлагает учащимся заняться поиском и отбором основных пластико - динамических мотивов для рук, ног, головы и корпуса ; направляет на создание танцевального текста Самостоятельный поиск и отбор основных пластико-динамических мотивов для рук, ног, головы и корпуса
5. Работа над пространственным строением танца Рассказывает о пространственном строение танца (танец может быть простым и сложным, ассиметричным и симметричным, одноплановым и многоплановым), пространственный рисунок сольного танца по своей логике отличается от массового танца); направляет воспитанников при затруднениях в пространственном построении танца Сочиняют рисунки танца; работают на пространственном построении танца; обсуждают свои затруднения с педагогом
6. Постановочно- репетиционная работа Наблюдает за учащимися; направляет при возникновении трудностей; просматривает готовые танцевальные композиции; дает советы по композиции танца, не делая за него, а только направляя Сочинить и запомнить танцевальную композицию (сольный номер); сочинить, выучить и отработать (в паре, в группе); показать педагогу и учащимся; при необходимости может изменять части танцевальной композиции
7. Проектирование танцевальных костюмов
Слушает предложения учащихся о костюме в данной танцевальной композиции; сотрудничает с родителями об оказании помощи своим детям;
Придумывают танцевальный костюм; просят помощи у родителей; обсуждают с педагогом варианты танцевального костюма;
8. Итог проделанной работы Организует участие с готовыми танцевальными композициями в концертах Центра, участие на конкурсе детских балетмейстерских работ «Начало» Выступают с готовыми танцевальными композициями в Центре; предлагают выступать в своей школе, классе

Карта наблюдения за изменениями в мотивационном компоненте готовности к развитию творческого потенциала младшей группы хореографического коллектива «Карамельки»
№ Ф.И.
учащихся срез интерес к занятиям ценностное
отношение к собственным творческим возможностям Ответственность
Итог
Положительное настроение Подбор
Анализ музыки Предлагают идею и название танца Поиск и
пластических мотивов Уверенность в
реализации замыслов сотрудничество Значимость в группе Самовыражение
Сочинение танца Постановочно репетиционная
работа Придумывание костюма 1 Анисимова Настя 1
2 -
+ +
+ +
+ -
+
-
+ +
+ -
+ -
+ +
+ +
+ -
+ 5
11
2 Баландина
Катя 1
2 -
+ +
+ +
+ -
+ -
+ +
+ +
+ -
+ +
+ +
+ +
+ 7
11
3 Дементьева
Елена 1
2 +
+ -
+ -
- -
+ -
+
-
+ -
+ -
+ -
+ -
+ -
+ 1
10
4 Злобина
Юля 1
2 +
+ +
+ -
+ -
- -
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ 8
10
5 Юзевпольская
Ксения 1
2 +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ 11
11
6 Калачева
Ксения 1
2 +
+ -
+ -
+ -
+ -
+ +
+ -
+ -
+ +
+ +
+ -
+ 3
11
7 Кабардина
Анстасия 1
2 +
+ -
+ -
+ -
+ -
+ +
+ -
+ -
+ -
+ -
+ -
+ 2
11
8 Немченко
Дарья 1
2 +
+ +
+ -
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ 10
11
9 Полихова Светлана 1
2 +
+ -
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ 10
11
10 Ермошкина Мария 1
2 -
+ -
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ 9
10
11 Лейкина Александра 1
2 +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
+ 11
11
Проанализировав карту наблюдения, сделаны следующие выводы об эффективности педагога по развитию творческого потенциала личности , которые можно проследить на основе проявления динамики изменения показателей проявления у воспитанников интереса к занятиям, ценностное отношение собственных возможностей, ответственность, потребность к творческой самореализации. Сравнивая 1 и 2 срез, можно проследить, что 2 срезе у учащихся повысился интерес к занятиям, ценностному отношению своих возможностей, ответственности.
Заключение
Вступая во взрослую жизнь, человек должен быть способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить решения, используя аналогии.
Развитие мотивации к развитию творческого потенциала с помощью самостоятельной деятельности по сочинению танца помогают сформировать интерес, ценностное отношение к своим возможностям, ответственность, потребность в самовыражении.
В заключении я хочу сказать несколько слов в поддержку предметов художественно-эстетического цикла. Многие преподаватели точных и гуманитарных наук думают, что занятия «хореографией» – это всего лишь «работа ногами, а не головой», и очень становиться обидно за все виды искусств, ведь средством выражения в хореографии служит поэтически обобщенная пластика, раскрывающая образ человека, его мысли, эмоции, переживания. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, вообще не связать свою жизнь с танцем, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Если учащиеся не испытывают чувство страха и волнения перед выступлением на сцене или просто на уроке перед одноклассниками, умеют импровизировать и сочинять танцевальные этюды – значит ребенок приобрел уверенность в себе, переборол страх публичного выступления.
Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества – это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.
Список используемой литературы
1). Захаров Р.В. «Записки балетмейстера». - М.:Искусство,2004 г.
2). Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников». Москва .ред. 2001 г.3). Богданов Г.Б., Кириллов А.П. «Композиция и постановка танца». 2009
4). Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. 2. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047.
5). Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. 4. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991.
6). Презентация «Творческий потенциал как мера творчества», 2013
7). Презентация «Круглый стол пути и средства развития творческого потенциала в процессе обучения»
Интернет-ресурсы:
Словарь www.psi.webzone.ruРеферат «Развитие творческих способностей средствами хореографического ресурса»