Поведенческие проявления гендерных различий в дошкольном возрасте и юности


Тема: «Поведенческие проявления гендерных различий в дошкольном возрасте и юности».
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение.
Основные понятия гендерной психологии.
Гендерные различия в дошкольном возрасте.
Гендерные различия в юношеском возрасте.
Заключение
Список использованных источников.
Введение
На формирование личности человека оказывает множество различных факторов. Не последнее место в этом процессе занимает половая принадлежность. В семье, где должен появиться ребёнок, гендерные понятия уже давно сложились и от тех стереотипов, которыми мотивируют взрослые члены семьи, зависит, каким будет в будущем половое воспитание ребёнка.
В обществе есть много социально-психологических, культурных, исторических и даже религиозных точек зрения, которые оказывают огромное значение на понимание социумом роли мужчины и женщины в человеческом сообществе.
Учёные доказали, что гендерные особенности основываются на биологических и психофизиологических различиях. Однако, сложившаяся в обществе культура и социальные нормы поведения также играют далеко не последнюю роль в формировании гендерных отличий у детей с самого раннего детства и до юношеского периода. А значит, для того чтобы помочь детям в саморазвитии, важно учитывать их гендерные особенности.
Цель данной работы изучить гендерные различия в дошкольном и юношеском возрасте.
Объектом исследования являются дети дошкольного и юношеского возраста.
Предметом исследования – гендерные поведенческие проявления в дошкольном и юношеском возрасте.
Задачи:
объяснить понятие гендерной психологии;
выявить гендерные особенности у детей дошкольного возраста;
определить гендерные особенности у детей в юношеском периоде;
уточнить различия методов в воспитании мальчиков и девочек.
Основные понятия гендерной психологии.
Что же такое гендер?
Гендер в переводе с латинского языка означает «род», «пол».
Значит гендерное воспитание – это воспитание ребёнка с учётом его половой принадлежности.
Гендерный подход в педагогике появился в конце ХХ – начале ХХI столетий. Исходя из этого, появилось и новое направление в психологии и педагогике – гендерология.
Гендерология – это наука, которая изучает социальные связи между мужчиной и женщиной, основанные на межполовой социальной предрасположенности.
Учёные определяют различия между понятиями «пол» и «гендер».
«Пол» переводится как «порождать», и означает биологические отличия между людьми.
«Гендер» - означает социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с половыми принадлежностями и сексуальностью, возникающие во взаимодействиях людей. Другими словами, «гендер» - это социальный пол.
Педагог при воспитании детей должен быть гендерно компетентным.
Гендерная компетентность:
осведомлённость о гендерных особенностях мальчиков и девочек в воспитательно-образовательном процессе детей;
учитывать психофизиологические и индивидуальные особенности детей, делая ударение на гендерную идентичность при построении организационных, психолого-педагогических и дидактических визах детской деятельности.
Гендерные различия в дошкольном возрасте.
Проведя ряд психолого-педагогических исследований, учёные установили, что именно в дошкольном возрасте, все дети, не зависимо от страны проживания, начинают применять к себе гендерные роли:
в 2-3-летнем возрасте к детям приходит понимание, кто они – мальчики или девочки;
в 4-7-летнем возрасте созревает гендерная устойчивость. Дети начинают понимать, что из девочек вырастут женщины, и из мальчиков – мужчины и это не изменится по желанию ребёнка или от ситуации, в которую может попасть данный индивидуум.
Интервал между 2-мя и 5-ю годами называют половой идентичность. В этот период дети уже сопоставляют людей с соответствующей половой категорией, однако не до конца ещё понимают, в чем же заключаются всё таки отличия между ними. Дошкольники в этом возрасте думают, что изменив одежду, можно поменять и пол.
В период между 5 и 7 годами, к детям приходит понятие неизменности половой принадлежности. В это время дошкольники осознают, что мальчики будут мужчинами, а девочки – женщинами, и что пол не будет меняться со временем и в любой ситуации останется неизменным.
У старших дошкольников может проявляться «детский романтизм». К девочкам это явление приходит чуть раньше, чем к мальчикам. «Детский романтизм» - это предрасположенность к обожанию или даже к влюблённости. Девочки начинают кокетничать, вертеться перед зеркалом. В возрасте от 5 до 8 лет начинает складываться сексуальная направленность.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит полная идентификация себя с половой принадлежностью, понимание постоянности половой роли. Исправить ошибки, допущенные в поло-ролевом воспитании после этого возрастного периода, фактически будет не возможно.
Итак, половая идентичность (по Кагану В.Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения формируется в старшем дошкольном возрасте.
Гендерные различия в юношеском возрасте.
Возраст от 14-15 до 18 лет – юношеский возраст. Юность – это своеобразный переход между детством и взрослой жизнью, окончательный период социализации личности. В этом возрастном периоде заканчивается половое и физиологическое созревание, завершается формироваться личность
У девушек происходит гормональная стабилизация, заканчивается формирование половых органов. Фигура приобретает типичные женские очертания. Девушки из угловатых подростков постепенно преображаются в женщин.
У парней формируются половые органы, ломается голос, растёт мышечная масса и скелет, начинается рост усов и бороды.
Юношеский сензитивный период характеризуется формированием системы ценностей и принципов, идеалов и убеждений, формированием самосознания, самовоспитания, выражением романтических чувств и развитием навыков общения в системе «женщина – мужчина».
К этому возрасту относятся такие психологические новообразования, как, интенсивное формирование личности, создание идеалов, также формируются принципы и убеждения, самосознание, самоопределение, самосовершенствование, появляются философские рассуждения. В юношеском возрасте дети особенно критически относятся к взрослым.
Осознание собственного «Я», в этом возрасте, состоит из:
познавательного осознания себя (знает себя, имеет представление о своих свойствах и качествах);
эмоционального осознание себя (оценивает свои качества и связанные с ними самолюбие, самоуважение);
поведенческого осознание себя (относится к себе практично).
В юношеском возрасте физический мир – это всего лишь субъективный опыт, концентрацией которого есть сам ребёнок. В то время когда юноши и девушки обретают умение погружаться в себя, перед ними открывается эмоциональный мир. Вместе с эмоциями, приходят тревожные драматические переживания. А когда внешнее поведение не совпадает с внутренним «Я», появляется проблема самоконтролирования.
Гендерные различия между парнями и девушками обуславливаются межличностными отношениями. Как же происходит понимание других людей в этом возрасте? У девушек понимание происходит через сочувствие, эмоциональные переживания, а у парней – через интеллектуальные сходства.
Девушки, обычно, чувствительные, тонкие, романтические натуры, гуманные, эстетически впечатлительные у них открытый стиль отношения с окружающим миром. Парни – отличаются социальной приспособляемостью и активностью, практичностью, деловитостью. Но, следует отметить, что «мужской» и «женский» тип в последнее время совсем не обязательно связан с половыми принадлежностями детей.
В данное время поведение парней и девушек претерпевает видоизменение, происходит слияние моральных и этических норм. Девушки становятся всё более маскулинными, а мужчины – феминными.
Феминность – это совокупность характерных форм поведения, ожидаемых в обществе от женщины. К ним относятся такие черты как, пассивность, отзывчивость, мягкость, заботливость, эмоциональность, поглощённость материнством.
Маскулинность – это поведенческие и психологические особенности, которые ожидают в обществе от представителей мужского пола. К маскулинному типу относят такие черты – уверенность, центрированность, целеустремлённость, доминантность, бесстрашие, решительность.
Из этого можно сделать вывод, что в юношеском возрасте, в наше время, гендерная непохожесть, становятся всё менее различима. Происходит половая андрогиния, то есть, эмансипация полов.
Заключение.
Во время изучения поведенческих проявлений гендерных различий в дошкольном возрасте и юности, я раскрыла понятие гендерной психологии, выявила гендерные особенности у детей дошкольного и юношеского возрастного периодов. Выяснила, что формирование гендера происходит в процессе гендерной социализации.
Работая над данной темой, я могу сделать вывод, что ошибки, совершаемые в гендерном воспитании с детьми дошкольного возраста, отражаются на формировании личности у детей в юношеском возрасте.
В возрасте 5-7 лет мальчики находятся под женским влиянием. Дома их воспитанием в основном занимаются мамы и бабушки, а в детском саду и школе – женщины-педагоги. В группах преобладают элементы «девичьей» обстановки, куклы, развивающие уголки с акцентом на женские виды деятельности, потому, что это всё женщине-педагогу. Игрушки для девочек безопаснее, чем игрушки, которые выбирают мальчики, поэтому предпочтение отдаётся «девичьим» игрушкам.
Для того, чтобы в юношеском возрасте обществе преобладали феминные девушки и маскулинные юноши, в дошкольном возрасте необходимо организовывать процесс воспитания с учётом гендерных особенностей детей. Проводить игры в которых мальчики примеряли бы на себя мужские роли, а девочки – женские.
Гендерная модель воспитания и обучения детей должна основываться на принципах:
демократичности (у мальчиков и девочек есть одинаковые права на участие в образовательном процессе, не противопоставляются друг друга, а действуют сообща на основе партнёрства);
природосообразности (учитывать физиологические и биологические особенности и различия жизнедеятельности мальчиков и девочек не отрицая их личностного равноправия);
соответствия требованиям времени (осуществлять единый подход в действиях педагогов и родителей, на основе уважения ребёнка как личности, как представителя своего пола).
Гендерное равенство девушек и юношей несёт в себе комбинацию установок предъявляемых обществом к личности в понимании нормы половых ролей. А эти нормы могут приобретать личностную осмысленность при общении со сверстниками. Личностный смысл обеспечит юношам и девушкам осознанную осмысленность при принятии своей принадлежности к мужской или женской группе в контексте гендерных ролей.
Список использованных источников.
Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7)
Анисимов О.С. Самосознание, самоотношение и самоопределение в контексте проблемы «самости» [Текст] /О.С. Анисимов //Мир психологии. — 2010. — № 4. — С. 65—78.
Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
Бойченко Я. С. Гендерные отличия самоотношения в юношеском возрасте. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/studconf/hum/xxvi/39671
Гендерные различия как фактор межличностного понимания в юношеском возрасте. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/114006
Логоватовская М. Гендерные различия в развитии детей. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.umnitsa.ru/articles/gendernye-razlichija-v-razvitii-detej/
Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, учеб. пособие, 2003 г., — 320 стр.
Сенина Н. К. Гендерный подход в воспитании и обучении детей. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiG3_O_pqbQAhUGDywKHacICtkQFggaMAA&url=http%3A%2F%2Fxn--42-6kclvec3aj7p.xn--p1ai%2Fsad%2Froditili%2FSoveti_spec%2Fgender.doc&usg=AFQjCNGDXJkogue6ZeQoRrx8m92Yr8WW4A