Система коррекционно-развивающей работы с детьми со сложными нарушениями

Система коррекционно-развивающей работы
в специализированной группе для детей со сложными нарушениями
С каждым годом увеличивается число детей с врождённой патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Практика коррекционной педагогики показывает, что в большинстве случаев проблемы в развитии ребёнка определяются после трёх лет, когда дошкольник не смог адаптироваться в общеобразовательной группе детского сада и родители были вынуждены обратиться за помощью к специалистам. Но в случае с детьми с множественными нарушениями проблемы здоровья актуальны уже с рожденья. К сожалению, только в плане соматического здоровья, - о психическом благополучии чаще всего не думают. Это связано с тем, что сложные дефекты в развитии (сочетание сенсорных, речевых, интеллектуальных, двигательных – в различных комбинациях) не позволяет использовать широко распространённые подходы к диагностике особенностей развития этой категории детей. Проблема диагностики и коррекции дошкольников со сложными нарушениями достаточно актуальна и мало разработана. В нашем городе существует специализированная группа для детей со сложными нарушениями в развитии. Предлагаем ознакомиться с системой коррекционно-развивающей работы в специализированной группе для детей со сложными нарушениями.
Режим дня. Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группе детского сада. К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят: правильное чередование различных видов деятельности; обеспечение рациональной двигательной активности; регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок; формирование прочных навыков здорового образа жизни (правильное питание, закаливание, создание эмоционального комфорта, ЛФК).
Правильно спланированный день обеспечивает хорошее самочувствие детей, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для психического и физического развития. Режим дня должен быть охранительным и достаточно гибким. Охранительный режим включает в себя: дневной сон; дозирование умственной нагрузки в течение дня и рабочей недели; обеспечение оптимального двигательного режима; предоставление дня психологической разгрузки; организация психологического благополучия.
Учитывая нервно-психическую слабость детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно правильно организовать их сон, так как во время сна восстанавливается энергетический потенциал ЦНС. Перед сном необходимо соблюдать график проветривания и не проводить игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение. Во время сна следить за соблюдением тишины и покоя. Некоторым детям можно организовать утренний сон в группе, затем бодрые, вновь включаются в жизнь группы. С учётом биологического ритма и индивидуальных особенностей некоторых детей можно исключить дневной сон, при условии, что они ложатся спать дома.
Чтобы не допускать переутомления детей, нужно правильно составить расписание занятий. Не должно быть подряд занятий, однотипных по характеру и требующих статических и зрительных нагрузок.
Для формирования культурного поведения детей и укрепления физического и психического здоровья детей необходимо: учить детей выполнять самостоятельно все гигиенические процедуры, воспитывать опрятность и культуру поведения за столом во время приёма пищи, на занятиях; использовать специальные приёмы для снятия нервно-психического напряжения с глаз и организма в целом, релаксации и аутотренинга; на занятиях – динамические паузы и смену видов деятельности; проводить санитарные противоэпидемические мероприятия.
Один из значимых компонентов воспитательно-оздоровительной работы – закаливание. Не обязательно стремиться к кардинальным закаливающим процедурам: умывание водой комнатной температуры также даёт ощутимый положительный эффект. Используем воздушные ванны: хождение босиком по массажным и ребристым дорожкам.
Исследования показывают, что соматические заболевания напрямую связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Психокоррекционная работа заключается в применении специальных психолого-педагогических приёмов, направленных на уменьшение нежелательных эмоциональных переживаний, привычек и неадекватного поведения детей: игры (сенсорные, предметные, ролевые, психоразвивающие); упражнения подражательного характера; релаксация и аутогенная тренировка, психогимнастика.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями представляет собой систему целостных, комплексных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии. Необходимо следить на занятиях и в играх за внутренним состоянием каждого ребёнка. Если у ребёнка наблюдается двигательная расторможенность, переключаем его внимание, обеспечив смену видов деятельности, проводим динамическую паузу или упражнения для снятия нервно-психического напряжения, в отдельных случаях можно отпустить ребёнка с занятий. Обязательной частью каждого занятия должны стать упражнения на тренировку навыков релаксации, самомассажа, выработку правильного дыхания и охраны зрения.
При обучении детей навыкам самообслуживания, выполнением профилактических и оздоровительных упражнений используем такой алгоритм: демонстрация педагогом действий на себе с одновременным комментированием; обыгрывание действий на кукле; совместные действия взрослого и ребёнка; игровые упражнения по подражанию и образцу; самостоятельное пошаговое выполнение ребёнком формируемого навыка под контролем взрослого. При обучении ориентируемся на положительные качества ребёнка, не фиксируем внимание на неудачах, стремимся создавать ситуации успеха всем детям, постоянно хвалим детей. При выборе видов деятельности и форм организации процесса учитываем их доступность уровню восприятия, возможностям и степени подготовки детей.
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики, сбора анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в специализированной группе, на медико-психолого-педагогическом консилиуме ДОУ обсуждают результаты обследования детей и проведенной диагностики и утверждают план работы группы на первый период работы.
С первого октября начинаются занятия с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. По завершению первого этапа обучения проводится ПМПк, на котором проходит обсуждение темпов динамики развития детей и составление плана работы на следующий период. Заведующая дошкольным учреждением утверждает план работы специализированной группы в начале каждого периода работы. Итоговое медико-психолого-педагогическое совещание проводится в конце учебного года, с тем, чтобы обсудить результаты итоговой диагностики развития детей и определить эффективность работы всех специалистов.
Выбор формы проведения непосредственной образовательной деятельности зависит от вида и содержания деятельности и возраста детей. В одной подгруппе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации непосредственной образовательной деятельности определяется целями и задачами конкретной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность по физкультуре и по музыке проводится фронтально. Подгруппами проводится непосредственная образовательная деятельность по изодеятельности, по ознакомлению с окружающим, по ФЭМП, по развитию речи, по социальному развитию. Непосредственная образовательная деятельность с учителем-дефектологом проводится с подгруппой и индивидуально. Для педагога-психолога формируется особая группа, с учётом показаний к определённой психокоррекционной работе (арттерапия). Важно, чтобы навыки сотрудничества и бесконфликтного поведения, приобретённые через психологическую деятельность, закреплялись не только в работе с дефектологом и воспитателем, но и родителями.
Учитель-дефектолог (психолог) и воспитатель параллельно проводят подгрупповую непосредственную образовательную деятельность (с подгруппами из 3-4х детей). Деление детей на подгруппы осуществляется с учётом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребёнка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида деятельности, и индивидуальных достижений в течение года. В среду и четверг учитель-дефектолог проводит только индивидуальную коррекционно-развивающую работу с детьми и консультирование родителей во второй половине дня. Четверг удобен для проведения театрализованной деятельности с музыкальным руководителем.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям осуществляется за счёт: дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала; индивидуальной помощи виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.; введения специальных видов помощи (зрительных опор, речевого регулирования, совместного с взрослым сличение образца и результата собственной деятельности, введения элементов программирования).

15