Программа коррекционно-развивающей работы с детьми по развитию речи


-

ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
по развитию речи

Составители: Павлова Т.Г.
Молочинская Е.Г
2015г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………..3
Анализ результатов программы………………………………………………6
Тематическое планирование…………………………………………………..8
Методические рекомендации…………………………………………………19
Приложение 1…………………………………………………………………...109
Приложение 2 ……...............................................................................................140

Пояснительная записка
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Успешное решение ее необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
В массовую школу приходит всё больше детей с проблемами развития, в том числе с речевыми нарушениями. Успешная деятельность образовательных учреждений становится немыслимой без квалифицированной и всесторонней помощи детям. Возрастает значимость разработок особых методических систем, которые смогли бы наиболее полно учесть особенности ребенка с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
Целью данной программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы.
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи включает в себя несколько направлений. Это преодоление имеющихся нарушений речи у детей, предупреждение возможных вторичных нарушений речи, параллельная коррекция и развитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Проводится формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановка, автоматизация и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработка лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Рабочая программа разработана в соответствии:
-с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- с СанПин 2.4.1.3049-13;
- с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
- с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Режим работы по программе. Программа реализуется как при подгрупповой форме работы (2-4 человека), так и при индивидуальной. Программа включает в себя 46 занятий, которые можно проводить 2-3 раза в неделю.
Контингент детей. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), не имеющие выраженных отклонений в психофизическом развитии.
Методологической основой программы являются следующие дидактические принципы: принцип системности, принципы последовательности, доступности и наглядности.
Структура занятий по программе:
Знакомство, приветствие. Игры, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановке в группе.
Основная часть, задания, направленные на коррекцию и развитие речи, психических процессов.
Завершающий этап.
Конкретные задачи, решаемые в ходе выполнения программы на каждом отдельном взятом занятии:
Воспитательные:
Развивать интерес к занятию, уметь работать в группе;
Формировать умение адекватно реагировать на замечания специалиста и реплики детей.
Коррекционно-развивающие:
Расширение лексического запаса речи;
Развитие связной речи;
Развитие языкового анализа и синтеза;
Формирование грамматического строя;
Коррекция звукопроизношения;
Развитие памяти;
Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
Развитие мыслительных процессов;
Развитие восприятия;
Развивать формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Здоровьесберегающие:
Отбирать материал с учётом утомляемости детей.
Чередовать статические и динамические задачи.

Планирование составлено с опорой на следующую литературу:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Т.Б. дошкольника» - Екатеринбург, 1996
Папка дошкольника Ориентировка в пространстве изд. Весна Дизайн, Киров 2005
Папка дошкольника «Найди по схеме», изд. Весна Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи
Дизайн, Киров, 2010
Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка» , изд. Мой Мир, М., 2005
Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
Сайт «Адалин» подготовка к школе
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
Н.Э.Терешкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР».
Брежнева Е.А., Брежнева Н.В. «Хочу все знать». Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями.
Анализ результатов программы.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми по развитию речи была разработана и использована для занятий в 2015 году. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит успешно учиться. На одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе – развитие связной речи. Решающая роль при усвоении программы отведена деятельности ребенка, материал старались изложить с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей и педагога.
Нарушения   речи  у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений речи.
Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), мы столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей. Неясная речь ребёнка затрудняет общение и накладывает на его характер много комплексов. У ребёнка с плохо развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Такие дети малоактивны, неохотно вступают в контакт, не проявляют инициативы в общении. Большие затруднения возникали у них при выполнении заданий на развитие связной речи. Многие испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний. Речевые обороты их были краткими, чаще в виде односложных, однотипных и нераспространённых предложений с ошибками лексико-грамматического характера. Отсутствовал творческий, креативный компонент, что, на наш взгляд, связано с дефицитом речевого, социального опыта в целом, скудным набором воображаемых образов и ситуаций.
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была  определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.
Работа строилась с учётом достижений в развитии каждого ребёнка, а также учитывалась необходимость восполнения имеющихся пробелов. Таким образом, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, мы вносили изменения в структуру проведения занятий. Заинтересовывая детей, преодолевая детское «не хочу», мы отбирали материал с учётом утомляемости ребенка, чередовали статические и динамические задачи, корректировали задания. Ведь доказано, чем больше ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
В ходе текущих наблюдений на ежедневных занятиях и по результатам психолого-педагогического обследования, можно было констатировать наличие положительной динамики как у каждого из детей, так и у группы детей в целом. Дети стали более успешно применять свои знания в собственной продуктивной и речевой деятельности. Постепенно они приобретали умения слушать, выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Присутствовала познавательная активность, устойчивая положительная мотивация к занятиям.           
Полученные результаты свидетельствуют о том, что системное, последовательное, рациональное введение разных речевых задач на занятии позволит не только преодолеть дефицит средств общения, но и сформировать широкий спектр умений и навыков.
Тематическое планирование
№ п/п Развитие языкового анализа и синтеза Развитие лексики
(тема, словарь) Формирование грамматического строя Формирование связной речи Коррекция психических процессов Звукопроизношение
Выделение звука на фоне звукового ряда. Упражнение «Поймай звук». «Грибы»: боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина; расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать; белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый; рядом, далеко, близко. Образование ед. и мн. числа существительных Составление описаний гриба по картинке Разрезные картинки..Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Выделение звука на фоне слогового ряда. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Составление предложений по картинке. Разгадывание загадок. Выделение звука на фоне слова. Упражнение «Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук». «Овощи»: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель; расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать; зеленый, желтый, красный, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий. Согласование существительных с числительными. «Сосчитай до пяти». Образование относительных прилагательных. Развитие валентности слов. «Какие бывают: морковь, огурец, помидор».
Распространение предложения однородными членами.
Придумывание загадки по образцу Выделение звука на фоне слова. Упражнение «Выдели слово из предложения». Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Образование относительных прилагательных.
Пересказ текста «Кто как одет» (Э. Шим) по вопросам.
Разгадывание загадок Выделение звука на фоне слова. Упражнение «Покажи картинку с заданным звуком». «Фрукты»: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин; расти, цвести, зреть, плодоносить; красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный. Образование относительных прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. Опиши фрукт по картинке. Дорисуй.
Разгадывание загадок.
Выделение звука на фоне слова. Упражнение «Придумай слова с заданным звуком». Согласование существительных с числительными. «Сосчитай до пяти».
Образование прилагательных от существительных. «Назови соки». Составление рассказа о любимом фрукте. Узнавание наложенных изображений фруктов. Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Выделение звука на фоне слова. Упражнение «Назови , в названии которых есть заданный звук». «Ягоды»: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье; варить, резать, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить. Употребление имен существительных в именит., родит., винит. падежах мн. числа. Составление рассказов по схеме. Нахождение на картинке двух одинаковых банок с вареньем.
Составление фигур из палочек по образцу. Выделение звука на фоне слова. Упражнение «Запиши букву, если услышал в слове звук». Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Согласование существительных с прилагательными». Пересказ текста «Где растет ягода» по вопросам.
Определение третьего лишнего.
Разгадывание загадок.
Определение первого гласного звука в словах. Упражнение «Подбери букву к картинке». «Осень, деревья»: туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, береза, дуб, осина, рябина, липа, тополь, клен, лиственница, ива, ель, сосна; желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный; мокро, сыро, ненастно, пасмурно. Образование прилагательных от существительных. «Назови листья». Пересказ текста «Лес осенью» (По Г. Скребицкому и В. Чаплиной) по вопросам.
Обводка листьев по точкам..Определение последнего гласного звука в словах. Упражнение «Найди в разрезной азбуке букву, соответствующую последнему гласному в слове». Образование прилагательных от существительных
Пересказ текста «Осень» (И. Соколо-Микитов) по вопросам.
Составление рассказа на тему «Какую одежду мы носим осенью» по плану.
Загадки. Определение первого согласного звука в словах. Упражнение «Впиши первую букву в звуковую схему слова». «Дикие животные»: волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить; колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, бурый, косолапый, длинноухий. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково».
Пересказ текста «Ежиная семейка» по вопросам.
Разгадывание загадок.
Упражнение «Нелепицы» Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение последнего согласного звука в словах. Упражнение «Впиши последнюю букву в звуковую схему слова». Образование прилагательных от существительных. «У кого чей хвост? У кого чьи уши?». Упражнение
«Угостим животных»
Узнавание наложенных изображений животных.
Объяснение смысла пословиц.
Определение места звука в слове (место ударной гласной в многосложных словах). Упражнение «». «Перелетные птицы»: ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, гусь, утка, стая, косяк, клин, перья, пух, крыло, клюв, лапы; лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать; пуховый, журавлиный, утиный, гусиный. Употребление имен существительных в родит. и творит. падежах мн. числа.
Образование прилагательных от существительных. Пересказ текста «Грач и Росток». «Определение общих черт и различий между уткой и гусе, курицей и пингвином
Узнавание по описанию кто это – животное или птица? Определение места звука в слове (место согласного звука в односложных словах). Упражнение «Придумай слова, в которых данный звук в начале (конце) слова».
Согласование прилагательных с существительными. «Исправь ошибку». Пересказ текста «Улетают журавли» (И. Соколо-Микитов) по вопросам. Узнавание птиц по наложенным силуэтам.
Объяснение смысла пословицы. Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение места звука в слове (место согласного звука в двусложных словах). Упражнение «Придумай слова, в которых данный звук в середине слова».
«Домашние птицы»:. куры, утки, гуси, индюки, цыплята, гусята, утята, индюшата; резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить; быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый. Согласование существительных с числительными. Составление рассказа по картинке.
Разгадывание загадок Определение места звука в слове. Упражнение «Разложи картинки в три ряда». Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково».
Составление рассказа о любимой птице. Упражнение» Кто лишний». Определение места звука в слове. Упражнение ««Придумай слова, в которых данный звук в середине слова». «Домашние животные»: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык; мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, кусаться, пастись; пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, злобный, упрямый. Согласование существительных с числительными
Употребление имен существительных в творит. падеже мн. числа.
Составление предложений по вопросам: кто что делает? Разгадывание загадок. Определение места звука в слове. Упражнение ««Придумай слова, в которых данный звук в середине слова». Образование прилагательных от существительных. Составление рассказа о любимом домашнем животном. Упражнение «Что забыл нарисовать художник». Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение места звука в слове. Игра в лото. «Зима.»: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка, узор, вьюга; идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, , ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный,. Согласование существительных с числительными. Развитие валентности слов. Подбор признаков к предмету. «Каким (какой) может быть снег, зима, мороз?».Объяснение смысла пословиц.
Определение места звука в слове. Игра в лото. Употребление имен существительных в родит, винит., творит. и предл. падежах мн. числа.
Составление рассказа по картинке.
Разгадывание загадок. Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах без стечения согласных. Работа со звуковой схемой слова. «Зимние забавы. Новый год»: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки, елка, украшения, праздник, лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, прорубь, клюшка, шайба; ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, хрустеть, катать; лыжный, быстрый, острый, зимний, скользкий, новогодний, искристый.Употребление имен существительных в родит, дат., винит., творит. и предл. падежах мн. числа.
Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Составление предложений из слов данных в начальной форме.
Составление предложений с использованием слов вопроса. «Что лишнее и почему?». Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах без стечения согласных. Работа со звуковой схемой слова. Образование новых слов – глаголов с помощью приставок. Составление рассказа по картинке с использованием как можно большего количества глаголов движения, образованных с помощью различных приставок.
Разгадывание загадок. Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах без стечения согласных без опоры на звуковую схему. «Человек. Части тела»: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, ступня, пятка, грудь, шея, брвь, лоб, висок, затылок, прическа, челка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка; брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать; длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, лохматый, кудрявый.Употребление имен существительных мн. ч. в различных падежах.
Развитие валентности слов. Подбор глаголов к существительным. «Что можно делать?».
Составление предложений из слов данных в начальной форме.
«Разгадывание загадок.
Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах без стечения согласных без опоры на звуковую схему. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Составление рассказа по картинкам.
Описание портрета человека.

«Имена»
Объяснение смысла пословиц.
Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из двух открытых слогов. Работа со звуковой схемой слова. «Транспорт»: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, вокзал, кондуктор, билет, аэропорт, пристань, рельсы, электричка, трасса, такси, велосипед, мотоцикл; ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, железнодорожный.Согласование существительных с числительными. «Сосчитай до пяти».
Составление рассказа по картинкам.
Составление предложений из слов данных в начальной форме.
Нахождение отличий на картинках.
Игра «Самолет». Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из двух открытых слогов. Работа со звуковой схемой слова. Образование прилагательных от существительных.
Образование сложных слов. «Назови одним словом машину, которая…». Пересказ текста «Мчатся по улице автомобили» по вопросам.
Узнавание наложенных изображений.
Придумывание загадки по образцу. Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из двух открытых слогов без опоры на звуковую схему. «Мебель.» стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика, столяр, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна. расставить, стоять, спать, сидеть, делать, сколотить.
Образование прилагательных от существительных. Развитие валентности слов. Подбор глаголов к существительным.
Обведи по точкам. Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из двух открытых слогов без опоры на звуковую схему. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». «Закончи предложения».
Составление рассказа .Загадки. Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из открытого и закрытого слогов. Работа со звуковой схемой слова. «Материалы и инструменты»: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, дрова, гайка, винт, железо, шерсть, ситец; забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать, вскапывать, выкапывать, перекапывать, закапывать.Согласование существительных с числительными. «Сосчитай до пяти».
Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Исправление смысловой ошибки в предложении.
Узнавание инструментов по наложенным силуэтам.
Упражнение
«Нелепицы»
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из открытого и закрытого слогов. Работа со звуковой схемой слова. Образование прилагательных от существительных. «Из чего какой?». Составление рассказа по картинкам.
Составление описательного рассказа. Нахождение отличий на картинках.
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из открытого и закрытого слогов без опоры на звуковую схему.«Профессии. Строительство»: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, кладка, кирпич, стена, панель, блок, крыша, краска, кран, фундамент, цемент, трактор; поднимать, класть, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, строгать, стеклить; высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, многоэтажный.Употребление имен существительных в именит., родит., винит. падежах мн. числа. Составление предложений из слов данных в начальной форме.
Упражнение
«Нелепицы»
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах из открытого и закрытого слогов без опоры на звуковую схему.Употребление имен существительных мн. ч. в различных падежах.
Послушай рассказ и закончи предложения. Загадки. Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных на стыке слогов. Работа со звуковой схемой слова. «Посуда»: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, сосиска, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, каша, суп, салат, крупа, дуршлаг, скалка, противень, миска, вкус, запах, аромат; накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть; молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, копченый, кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, сладкий, соленый, кислый, жирный, вкусный, теплый, холодный, горячий.Согласование существительных с числительными. «Сосчитай до пяти».
Образование прилагательных от существительных. Составление рассказа по картинкам.
Узнавание наложенных изображений. Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных на стыке слогов. Работа со звуковой схемой слова. Преобразование существительных ед. числа во множетсвенное..Пересказ текста
«Плохо» (В. Осеева) по вопросам. Придумывание загадки о посуде.
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных на стыке слогов без опоры на звуковую схему. «Одежда»: жилет, пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка, брюки, шорты, халат, фартук, носки, гольфы, чулки, колготки, шуба, пальто, куртка, косынка, берет, фуражка, шапка, ушанка, панамка, каска, кепка, шляпа, платок, воротник, пояс, карман, манжет, рукав, подол, козырек, помпон, поля, завязки, швея, закройщик, портной, модельер, шелк, хлопок, драп, ситец, лен, шерсть, сатин, бархат, мех, кожа, замша, пуговицы, иголка, машинка, ножницы, нитки, катушка, спицы, крючок, наперсток, перчатки, варежки. одевать, шить, гладить, вешать, застегивать, вязать, кроить, пороть, стирать.
Образование прилагательных от существительных Составление предложений по образцу. «Что лишние и почему?».
Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных на стыке слогов без опоры на звуковую схему. Употребление имен существительных мн. ч. в различных падежах.
Составление рассказа. Разгадывание загадок Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах со стечением согласных в начале слова. Работа со звуковой схемой слова. «Насекомые», оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, гусеница, бабочка, личинка, кокон, стрекоза, плавунец, крыло, жало, лапка, усики, рой, улитка, гнездо, муравейник, яйцо, сачок, тля, роса. летать, ползать, шевелить, строить, собирать, жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, ловить. летающий, полосатый, рогатый, маленький, вредный, полезный, красивый, легкий, сильный.
Согласование существительных с числительными. Составление предложений из слов данных в начальной форме.
Нахождение наложенных изображений.
Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах со стечением согласных в начале слова. Работа со звуковой схемой слова. Образование прилагательных от существительных. Вспомни сказку.
Небылицы. Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах со стечением согласных в начале слова без опоры на звуковую схему. «Рыбы» гуппи, вуалехвост, меченосец, улитка, ракушка, карп, щука, судак, карась, сом, сазан, толстолобик, водоросли, кислород, корм, аквариум, река, море, океан. жить, обитать, плавать, прятаться, питаться.: водные, аквариумные, тропические, морские, речные, легкие, прозрачные, хищные.Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Рассмотри и расскажи.
Нахождение наложенных изображений. Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах со стечением согласных в начале слова без опоры на звуковую схему. Согласование существительных с числительными. Продолжи рассказ. Узнай и дорисуй..Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах со стечением согласных в конце слова. Работа со звуковой схемой слова. «Цветы». подснежник, , одуванчик, лепесток, тюльпан, яркий, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный, прекрасные, ароматные, красивые, многолетние, однолетние, луговые, садовые, лесные, ярко, рано, быстро, долго.
расти, цвести, опадать, засыхать,- раскрываться, выкапывать, срывать, собирать. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Развитие валентности слов. Подбор существительных к прилагательному.
Составление рассказа по картинке.
Нахождение двух одинаковых цветков. Определение порядка следования и количества звуков в односложных словах со стечением согласных в конце слова без опоры на звуковую схему. Преобразование существительных ед. числа во множетсвенноеСоставь рассказ.
Назови и раскрась. Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных в начале слова. Работа со звуковой схемой слова. «Весна»: март, апрель, май, месяц, солнце, небо, журчание, звон, капель, грач, скворец; просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться, пробуждаться; ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий. Согласование существительных с числительными. «Сосчитай до пяти».
Закончи предложения. Нелепицы..Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных в начале слова без опоры на звуковую схему. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Закончи предложения.
«Назови и сравни»
Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных в начале и середине слова. Работа со звуковой схемой слова. «Лето» :июнь. июль, август, солнце, небо, цветы, трава, луг, погода, птенцы, речка, рыба, ягоды
жаркая, ясная, теплая, густая, сочная, высокая, ярко-зеленая, доброе, жгучее, согревать, светить, вянет, растет, созревает, цвести, гулять, кататься, играть, купаться, загорать. собирать.
Употребление имен существительных мн. ч. в различных падежах. Перескажи текст.
Стань художником.
Отгадай загадки. Определение порядка следования и количества звуков в двусложных словах со стечением согласных в начале и середине слова без опоры на звуковую схему. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково». Составление рассказа по картинке.
«Запомни и воспроизведи»» Постановка и автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков