Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс М. Ломоносов


Урок 49. Михаил Васильевич Ломоносов
Цели деятельности учителя Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границы знания и «незнания»
Тип урока построение системы знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/503393/
http://30liman-sch2.edusite.ru/DswMedia/urokyednyashevoyublomonosov.docx
Оборудование портрет М. В. Ломоносова; литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи М. В. Ломоносова
Основныепонятия Михаил Васильевич Ломоносов
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения(универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
I. Мотивация(самоопределение) к учебной
деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала Приветствует в стихотворной форме:
– Какая тема урока?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
– Разгадайте кроссворд и, отгадав ключевое слово, скажите, о ком будем вести разговор на уроке .
На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов».
– Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная, коллективная Коммуникативные:
умеют оформлять свои мысли в устной
форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос – Сегодня на уроке будем работать по группам. Делиться на группы будем следующим образом: каждый из вас получил карточку с пропущенными словами. где найдете продолжение фразы, там работает ваша группа.
• (Кто?)… передал в наследство московским князьям шапку Мономаха?
• Победил хана Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года князь…
• Разбил шведов на реке Неве в 1242 году князь… .
• (Кто?)… создали славянскую азбуку?
На столах таблички:

– На группы разбились, приступаем к работе. Чтобы перейти к следующему этапу истории, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.
Предлагает ответить на вопросы во фронтальном режиме Выполняют задания на карточках,
делятся на группы.
Отвечают на вопросы Фронтальная, групповая,
индивидуальная Познавательные:
осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют
цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета Устные ответы,
выполненные
задания
III. Изучение нового материала Работа в группах.
Рассказ учителя – проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.
Работать будем по плану (план на доске):
1. Детство М. Ломоносова. 
2. Путь в науку.
3. Ломоносов – ученый.
– Каждая группа будет работать по своей теме, используя прием «инсерт».
После пересказа первой группы задает вопросы:
– Что закалило характер Ломоносова?
– Что интересовало любознательного мальчика?
– Какие книги он называл «вратами учености»?
– Какая у него была неодолимая страсть?
– Вторая и третья группы работают над отслеживанием пути Ломоносова в науку.
После пересказа второй группы задает вопросы:
– Какое решение принимает Ломоносов?
– В какую академию он поступает в Москве?
– Какому языку здесь обучали?
– Какие трудности возникли у Ломоносова?
– Где продолжил учебу талантливый юноша?
– Четвертая группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый».
После пересказа третьей группы задает вопросы:
– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?
– Чем прославил М. В. Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?
На доске схема с «лучиками» – направления научных исследований ученого, в центре которой – портрет М. В. Ломоносова .
– У А. С. Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины. В наши дни российским и иностранным ученым за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.
– Почему Пушкин так назвал Ломоносова?
– Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе все свое время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.
Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
Добиться своей цели в жизни.
Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил ГЕНИЙ! Разбиваются на группы, каждая работает по своей теме.
1-я группа готовит пересказ текста
«Детство
М. Ломоносова»;
2-я, 3-я группы отслеживают путь
М. Ломоносова в науку;
4-я группа готовит сообщение «Ломоносов – ученый».
Называют, какие открытия и в каких областях они были сделаны
Ломоносовым.
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы Фронтальная, групповая Устные ответы
IV. Вклю-
чение в систему знаний и повторение изученного Работа с учебником.
Работав группах.
– За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.
– Прочитать статью (с. 101–104) очень внимательно. Представьте, что вы кинорежиссеры. Что бы вы изменили в презентации о жизни М. В. Ломоносова?
Отвечают на вопросы.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело Устные ответы,
выполненные
задания
V. Итоги
урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Что для вас было самым интересным на уроке?
– О чем захотелось еще узнать?
– Что было трудным?
– Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? читают вывод в учебнике (с. 104).
Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы
VI. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 101–104. Подготовиться к контрольной работе. Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач Ресурсный материал
кроссворд

1. Прозвище Петра I. (Великий.)
2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. (Петропавловская.)
3. Вторая крепость на берегах Невы. (Адмиралтейство.)
4. Название полка Петра I. (Потешный.)
5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. (Нева.)
6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. (Кронштадт.)
7. Название первого музея в России. (Кунсткамера.)
8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». (Император.)
9. Место постройки и ремонта судна. (Верфь.)
Ключевое слово: Ломоносов.
Направления научных исследований Ломоносова

1. литература, поэзия:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику»;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
2. физика:
а) открыл закон сохранения материи;б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
3. химия:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физическая химия».
4. астрономия:
а) открыл атмосферу на Венере; б) построил телескоп.
5. география:
а) составил «Полярную карту»; б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. геология:
а) теория о возникновении металлов и минералов; б) «О причине землетрясений».
7. история:
а) закончил 1-й том «Российской истории»; б) составил «Краткий летописец с родословием».
8. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин; б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
Фронтальный опрос
1-й этап. «Лучший знаток дат».
– Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:
– В каком веке правил Петр I? (В XVIII веке.)
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года.)
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года.)
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см.)
– Сколько лет длилась Северная война? (20 лет.)
– Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?
(строился Санкт-Петербург.)
(создаются «цифирные школы».)
(напечатан первый номер газеты «Ведомости».)
(Петр Первый стал императором.)
2-й этап. «Объясни понятия».
На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по два лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы.
Понятия:
• Кунсткамера – это… («кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы).
• Цифирные школы – это… (школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия).
• Бородовой знак (бородовая копейка) – это… (возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак).
• Стрельцы – это… (воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием).
• Медаль – это… (знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть).
• Ассамблеи – это… (балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины).
• «Чертово яблоко» – это… (картофель).
• Верфь – это… (место на берегу для постройки и ремонта судов).