Статья Применение личностно-ориентированных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы философии»

Статья Применение личностно-ориентированных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы философии»
Аннотация. Специфика философского знания состоит в его мировоззренческой природе, поэтому точное механическое запоминание, необходимое и часто достаточное для других предметов непригодно для освоения философии. Мир философии настолько многолик и разнообразен, что материал, на котором преподаватель знакомит студентов с этим пластом человеческой культуры – дело выбора педагога, его вкусов, приоритетов, образования. Поэтому задача преподавателя не только в том, чтобы дать студентам определенные знания, но и в том, чтобы помочь осознать и скорректировать собственные нравственные, эстетические, политические и т.д. взгляды и установки. В этом преподавателю помогают личностно-ориентированные технологии обучения.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, учебные дискуссии, дидактическая игра, «круглые столы», «симпозиумы», интерактивные игры.


«Применение личностно-ориентированных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы философии»»
І. Введение
Одна из основных задач современного образования – раскрытие индивидуальности обучающихся, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести изобретательность и устойчивость к социальным взаимодействиям. Сегодня мы наблюдаем изменение целевых установок, а именно: переход от главной цели - всестороннее и гармоничное развитие подрастающего поколения - до формирования личности студента, развития его способностей и одаренностей, учета его потребностей и наклонностей. Другими словами, новая парадигма образования предусматривает восприятие студента как «цель, а не как средство».
Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, проявляется с древнейших времен. Еще древнегреческий ученый Протагор говорил: «Мера всех вещей-человек». Предпосылкой возникновения личностно-ориентированной технологии является гуманистическая теория, представителями которой были Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и другие.
Ученые и педагоги-практики по-разному понимают смысл термина «личностно-ориентированное обучение». Некоторые педагоги видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении, через организацию учебного материала разного уровня сложности. Другие связывают его с инновационными процессами в образовании. Но все они выделяют следующие ведущие принципы личностно-ориентированного обучения:
индивидуализация обучения;
принцип максимального приближения учебного материала к реалиям жизни;
принцип постоянной самооценки студентом собственной учебной деятельности.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости.
При организации современного образовательного процесса используются следующие личностно-ориентированные технологии: Исследовательская (проблемно – поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие». Коммуникативная (дискуссионная). Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам.
Имитационного моделирования (игровая). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Обучение в сотрудничестве. Особенностью этой технологии является то, что обучающиеся учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Психологическая. Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности. Деятельностная. Характерной чертой этой технологии является способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
ІІ. Коммуникативная технология обучения
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, на своих занятиях по «Основам философии» я чаще всего использую дискуссионную и игровые технологии.
Игры и дискуссии активизируют познавательный процесс, так как не сообщают учащимся набора фактов, закономерностей, обобщений. В ходе таких занятий происходит овладение смыслом изучаемых явлений и процессов, формирование навыков понимания проблем и поиска пути их решения. Кроме того, обучение происходит в ходе непосредственного общения учащихся как друг с другом, так и с педагогом.
Кратко охарактеризую эти технологии обучения. Коммуникативная (дискуссионная)
В древности зародилась одна из форм познания мира, связанная с поиском истины и умением отстоять свои взгляды - дискуссия. Именно её использовали греческие мыслители, пытаясь найти ответы на важнейшие вопросы мироздания. И диалоги Платона, создателя Академии – школы философской мысли – тому яркий пример.
Дискуссия понимается как спор, обсуждение, рассмотрение какой-либо проблемы, вопроса на собрании, в беседе и т.п. Учебная дискуссия является всесторонним исследованием изучаемой проблемы. Её задача отличается от иных видов дискуссии тем, что заключается не только в выявлении всего многообразия точек зрения по данному вопросу, их всестороннем анализе и выявлении оптимального способа решения проблемы
Учебные дискуссии принято делить на группы и подгруппы в зависимости от принципов их проведения, задач и направленности обсуждения:
1. Структурированная или регламентированная дискуссия отличается чётким планом, структурой и регламентом обсуждения.
2. Дискуссия с элементами игрового моделирования.
3. Проектная дискуссия основана на методе подготовки и защиты проекта по определённой теме.
Можно классифицировать учебные дискуссии по формам их проведения.
1. «Дебаты» соперничающих команд, ведущих спор вокруг чётко сформулированного тезиса.
2. «Вертушка», которая вовлекает в активную полемику с разными партнёрами буквально всех учащихся
 3. «Круглый стол», где небольшое количество участников обсуждает проблему, а вся группа затем обменивается мнениями по поводу высказанных точек зрения.
4. Заседание «экспертной группы», участники которой выступают с сообщениями по проблеме, а остальные обсуждают их.
5. «Симпозиум», к которому готовятся серьёзные доклады с противоположными оценками проблемы, в обсуждении которых принимает участие вся группа.
Что же касается видов дискуссий, то на семинарах по философии они приемлемы фактически все. И дискуссии - «дебаты» соперничающих команд «философов», и дискуссия - «вертушка», в ходе которой каждый спорит с каждым. «Круглые столы», «симпозиумы», работа «экспертных групп», подразумевающие ведущую роль сильных учащихся в ходе занятий. И, наконец, плодотворными являются дискуссии с элементами игрового моделирования, в ходе которой учащиеся выступают с позиций разных исторических эпох.
Организовывая дискуссию, педагог устанавливает порядок, конструктивно формулирует проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. В ходе обсуждения проблемы преподаватель поясняет студентам задачи, задаёт стимулирующие вопросы, суммирует высказывания, выявляет разногласия в оценках, помогает участникам найти компромисс, включает в деятельность пассивных студентов. При этом ему необходимо соблюдать определённые правила: не должно быть двусмысленных, неопределённых вопросов; на обдумывание вопросов должно отводиться время; на каждый ответ необходимо обратить внимание; нужно уточнять и пояснять высказывания отдельных участников для всей аудитории.
В ходе учебной дискуссии выделяют: вводный этап, затем основной этап дискуссии и итоговый этап. Эти этапы можно рассмотреть в дискуссии, которая проводится на занятии по теме «Философия как специфический тип знания»
Дискуссия по основному вопросу философии:
«Что первично – материя или идея?»
Вводная часть дискуссии.
Преподаватель формулирует основной вопрос философии – «что первично – материя или идея?» - и перечисляет три точки зрения, сложившиеся в истории философии при ответе на этот вопрос – материализм, идеализм, дуализм. Далее он чётко проговаривает основные положения этих трёх философских направлений. Однако задача философа не просто дать ответ, а аргументировать свою позицию логическими доказательствами, научными фактами.
Основная часть дискуссии.
Каждый обучающийся должен высказать свою точку зрения на вопрос о первооснове мира. Причём, заявляя о том, что он разделяет точку зрения материалистов или идеалистов, или относит себя к дуалистам, обучающийся должен коротко аргументировать свой ответ. Преподаватель предоставляет слово каждому, следя за тем, чтобы не было пассивных, не участвующих в работе обучающихся.
После того, как все высказались, преподаватель разделяет обучающихся на три малые группы, согласно высказанным ими взглядам и предлагаю единомышленникам совместно обсудить свою позицию в группе, подобрать новые аргументы, доработать уже высказанные и найти слабые стороны у своих оппонентов.
Можно предложить обучающим распределить внутри группы роли для дальнейшего участия в дискуссии, например, «ораторов», которые будут высказывать групповое мнение оппонентам, и «критиков», задача которых опровергать доказательства оппонентов.
Далее в обсуждении основного вопроса философии снова участвует вся большая группа студентов, разделённая на три части, между которыми и разгорается дискуссия. Преподаватель выполняет при этом функцию арбитра, следя как за тактичностью ведения спора, так и за его логичностью.
Итоговая часть дискуссии.
В результате обсуждения основного вопроса философии студенты не должны и не могут придти к единому ответу на него. Главное для них – высказать и попытаться доказать свою позицию прежде всего самому себе, а не победить в споре. Преподаватель должен подчеркнуть это в своём заключительном слове. Очень важным является и умение выслушать тех, кто имеет отличное и даже противоположное мнение.
Преподаватель должен отметить несовершенство аргументов, которые использовали студенты и объяснить, что критерием оценки дискуссионной работы каждого будет не только и не столько уровень активности учащегося в ходе занятия, а, прежде всего, логика доказательства своей точки зрения.
Подведение итогов занятия и рефлексия
Преподаватель просит обучающихся оценить свою работу на занятии, отметить его положительные стороны и неудачные моменты, высказать свои пожелания по дальнейшей работе. Преподаватель оценивает работу студентов, аргументируя свои выводы.
3.Технология имитационного моделирования (игровая)
Игра - одна из древних форм обучения. На педагогическую ценность
игры обращали внимание еще в Древней Греции – Платон призывал обучать детей играючи, о том же говорил И.Кант в своих заметках «О педагогике и многие другие. Дидактическая игра, специально создаваемая для целей обучения, появилась в ХІХ в. Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Так, кроме основных функций игры – развлечь, доставить удовольствие, вызвать интерес – учебная игра приобретает новые функции, заключающиеся в развитии личности учащегося, причём путём активности самого учащегося и без внешнего принуждения.
В методической литературе игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности.
Выделяют следующие типы игр:
1. Имитационные – игровое моделирование какой-либо сферы деятельности.
2.  Символические – основаны на чётких правилах и игровых символах.
3. Исследовательские – связаны с новыми знаниями и способами деятельности.
4. Интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые).
5. Интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды).
6.Не интерактивные игры (индивидуальные игровые задания).
Особое внимание надо уделить роли преподавателя на подобных занятиях .В ходе учебной игры педагог может выполнять минимальную роль инструктора, который лишь объясняет правила игры и последствия игровых действий. Он может выступать в роли судьи, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает действия участников игры. Возможна также роль тренера, который не только даёт задания, но и подсказывает, то есть оказывает помощь по ходу игры. Кроме выше сказанного, преподаватель может выступать и в качестве председателя-ведущего, который регулирует весь ход игры, держит в руках все игровые действия участников, подводит итоги.
Однако следует заметить, что игра не может и не должна подменять собой традиционные формы работы. Игра может использоваться как элемент в семинарском занятии, как форма контроля и т.д. Одним словом, она должна органично вписываться в общую концепцию и стратегию преподаваемого курса, и только в этом случае, уместна и применима в процессе обучения.
В студенческой аудитории целесообразно игровые методы соединять с методикой малых групп, которая предполагает деление всей академической группы на несколько подгрупп не более чем по 5-7 человек. Следует целенаправленно вводить игровые элементы в структуру занятий по философии.
Из всего многообразия учебных игр целям занятиям по философии наиболее соответствуют деловые игры, вернее такой их подвид, как игра-обсуждение в воображаемой ситуации современности с дискуссией (диспут, симпозиум, круглый стол, телемост и др.). В ходе такой игры прекрасно можно проанализировать современные философские течения. Кроме этого, эффективно использовать и ретроспективные игры, в которых студенты выступают уже как очевидцы событий прошлого. Из множества ретроспективных игр с философскими задачами лучше справятся игры ролевые, такие как проблемно-дискуссионная игра, позволяющая «философам» какой-либо прошлой эпохи обсудить важные для их времени проблемы или даже встретиться «философам» разных исторических периодов. Можно использовать и элементы театрализованной игры со всеми её атрибутами. Как видно из вышесказанного все перечисленные игры включают в себя элементы дискуссионного обсуждения.
Игра может носить характер подготовленного действа. К таким формам игровых занятий следует причислить любые студенческие, научные конференции. Однако, прибавив элемент ролевой игры, мы в состоянии превратить иногда затянутое чтение докладов по тексту в увлекательное общение. По группам дается задание подготовить представление той или иной философской школы, направления, автора. При этом, непременным условием объявляется – выступление от первого лица, т.е. студентам предлагается говорить от имени, и в образе какого-либо философа, и не с изложением его взглядов, а с обоснованием и защитой «своих», на основе текстов первоисточников. Другие группы «обязаны» подготовить не менее 3-5 очень «каверзных» вопросов своим оппонентам, ведь представляемые на игровом «форуме» философские школы и авторы подбираются, как правило, с противоположными взглядами и установками. Оценивается и вопрос и ответ. Все эти задания даются заранее, равно как и список первоисточников. Это вынуждает студентов знакомится не только с материалами своего задания, но и материалами задания оппонентов. Введение в традиционные формы проведения занятий элементов ролевой игры делают сами занятия увлекательными, яркими, запоминающимися.
ІV. Выводы.
Задача современного преподавателя не столько в том, чтобы дать студентам определенные знания, соблюдая классическую триединую формулу педагогики – сформировать знания, умения, навыки, сколько в том, чтобы помочь осознать и скорректировать собственные нравственные, эстетические, политические и т.д. взгляды и установки. В этом преподавателю помогают личностно-ориентированные технологии обучения.
Общий анализ методик подготовки и проведения учебных игр и дискуссий позволяет сделать вывод о том, что эти виды учебных занятий стимулируют активное участие в познавательном процессе самих студентов, делают их «главными героями» занятия, заставляют самостоятельно добывать знания. При этом роль преподавателя состоит в том, чтобы ненавязчиво, но неуклонно направлять студентов по пути освоения новых знаний, приобщать к социальному опыту. Процесс обучения в таком случае становится действительно двусторонним, причём внешне ведущей его стороной представляются обучающиеся. Достижение подобного эффекта и есть задача личностно-ориентированного обучения, с одной стороны, и свидетельство педагогического мастерства с другой.
И закончить хочется словами великого педагога Дистерверга: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.
Список использованных источников
Акбашева Р.Ш. Проектный подход к личностно - ориентированному образованию. - М., 1999 .-276с.
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Бех И.Д.Личностно-ориентированное воспитание. – К., 1998.-198с.
Васьков Ю.В. Педагогические теории, технологии опыта. - Харьков 2000.-302с.
Дичевская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К., 2004.-282с.
Нисимчук А.С., Падалко О.С. Современные педагогические технологии. - К., 2004.-223с.
Химинець С.М.. Інноваційна освітня діяльність. –К., 2009.-164с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
Якиманская И.С. Технологии личностно - ориентированного обучения. –М.,2000.-214с.


Рецензия
на статью «Применение личностно-ориентированных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы философии» специалиста высшей категории ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет» Рангаевой С.И.
В статье «Применение личностно-ориентированных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Основы философии» раскрыты теоретические, методические и практические аспекты применения личностно-ориентированных технологий обучения во время преподавания такой обществоведческой дисциплины, как «Основы философии».
Тема статьи актуальна так, как динамическое развитие современного общества требует формирование ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Именно личностно – ориентированные технологии обучение создает каждому обучающемуся условия  для развития индивидуальных способностей, формирует у каждого потребность  к самовыражению. И каждому педагогу необходимо знать основы и технологии личностно - ориентированного обучения.
Особенность подхода автора к данной теме проявляется в том, что особое внимание было уделено игровым и дискуссионным технологиям обучения в процессе преподавания философии. Данные технологии обучения позволяют непосредственно развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся. Именно игры и дискуссии делают процесс обучения более разнообразным и интересным, что само по себе, способствует повышению мотивации изучения учебной дисциплины
Автор статьи показывает, что общий анализ методик подготовки и проведения учебных игр и дискуссий позволяет сделать вывод о том, что эти виды учебных занятий стимулируют активное участие в познавательном процессе самих студентов, делают их «главными героями» занятия, заставляют самостоятельно добывать знания. Процесс обучения в таком случае становится действительно двусторонним, причём внешне ведущей его стороной представляются обучающиеся. Достижение подобного эффекта и есть задача личностно-ориентированного обучения, с одной стороны, и свидетельство педагогического мастерства с другой.
В статье обосновывается необходимость применения личностно-ориентированных технологий обучения, которые способствуют активизации познавательного процесса и повышению качества знаний. Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена преподавателем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к обучающимся.
Статья преподавателя Рангаевой С.И. соответствует требованиям оформления статей. Данная статья может быть рекомендована к публикации.


Рецензент:
Методист ГПОУ «Горловский автотранспортный
техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный
технический университет» Н.А. Ярынкина

Подпись Ярынкиной Н.А. подтверждаю
Старший инспектор по кадрам В.Д. Борисенко










13PAGE \* MERGEFORMAT141315




15