Проект по теме: «Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бавлы РТ
Проект по теме: «Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе»


Нургалиева Л.С., учитель МОУ СОШ №1 г.Бавлы
Номинация: «Лучшая методическая разработка для начальной школы и дошкольного обучения».
Название проекта: Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Проблема: трудности, возникающие при технологии использования деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Цель:
1.Сформулировать алгоритм проектирования деятельностного подхода в начальной школе.
2.Создать оптимальные условия для личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.
Задачи:
1. Изучить сущность деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
2.Показать использование деятельностного подхода на примерах конкретных уроков.
Ожидаемый результат: позитивная динамика качества образования.
Конечный результат: подборка методического материала по деятельностному подходу в обучении младших школьников.
Аннотация:
В данном проекте представлен методический материал, который может быть использован учителями начальных классов при подготовке и проведении уроков математики и русского языка в 1 – 4 классах по программам «Начальная школа 21 века», «Школа России» с использованием технологии деятельностного подхода.
Материал включает в себя конспекты 3 уроков, презентации, описания и авторские комментарии:
Урок математики по теме «Умножение вида 35 х 40», 3 класс, «Начальная школа 21 века».
Урок русского языка по теме «Глагол. Общее понятие», 4 класс, «Начальная школа 21 века»;
Урок обучения грамоте (письмо) по теме «Написание заглавной буквы П», 1 класс, «Школа России».
Новизна планируемой работы
состоит в разработке подхода к применению технологии деятельностного подхода в начальной школе: 1) формированию практической учебной деятельности учащихся; 2) развитию индивидуальных качеств школьников согласно срокам становления и развития отдельных видов их психической деятельности.
Деятельностный подход позволяет учащимся из пассивного объекта образовательного воздействия стать активным субъектом приобретающим знания. Учитель теряет в такой ситуации своё значение главного источника знаний и становится организатором познавательной деятельности учащихся.
Данный проект прошёл апробацию на уровне школы МОУ СОШ №1.
При разработке проекта были использованы следующие программные средства: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel, Microsoft Internet Explorer; и аппаратные средства: принтер, сканер.
Приоритетными задачами для современной школы являются создание необходимых полноценных условий для личностного развития учащихся и формирование субъективной и активной позиции ученика в учебном процессе. Особенно это актуально для начального звена школьного обучения. Поэтому особое место я отвожу деятельностном подходу, конкретным способам действий, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Для достижения этой цели используется технология деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
При реализации деятельностного подхода роль учителя существенно возрастает. Возникает необходимость искать новые приёмы и средства обучения. Одним из способов, повышающих мотивацию учебной деятельности, обеспечивающих эффективность урока и формирующих деятельностные способности ребёнка, может быть использование компьютера.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Структура урока в технологии деятельностного подхода
1. Орг. момент.
включение детей в деятельность;
выделение содержательной области.
Постановка учебной задачи.
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи:
где и почему возникло затруднение;
● темы и цели урока.
«Открытие» детьми нового.
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Первичное закрепление
выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Самоанализ и самоконтроль.
Итог урока. Рефлексия.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Если учащиеся 1-го класса учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 3-4 классах учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
Приемы создания проблемной ситуации.
1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.
3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
Рассмотрим, как можно поставить учебную задачу на конкретных примерах.
Математика (приложение 1)
Тема урока «Умножение вида 35 х 40»
Слушайте следующее задание. (слайд № 9)
найдите сумму чисел в треугольниках
+15 + 58 = 98
Узнайте частное чисел в кружках
56:8=7
3)Вычислите разность чисел в квадратах
36-4=32
4)найдите произведение чисел в прямоугольниках
34х20
- Что вас затрудняет?
- Значит, чему мы должны сегодня научиться?
(умножать двузначное число на число, оканчивающееся нулём)

Русский язык (приложение 3)
Тема урока «Глагол.Общее понятие».
Включение нового знания в систему знаний.
-Задайте вопросы к рисункам. Что обозначают? (действие) (слайд №10)
-Всегда ли глагол обозначает действие? (предположения детей)
-Давайте проведём небольшой эксперимент. Ваши товарищи будут показывать то, что написано у них на листочках, а вы попробуйте догадаться, что они делают. (даны слова бежать, сидеть, читать, думать, ждать)
- Почему вы не смогли отгадать некоторые слова? (они не называют действие предметов)
-Тогда, что же они обозначают? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике, прочитав правило на странице 63
(дети читают правило)
- Что нового узнали о глаголе? (называют не только действия, но и состояния).
Урок обучения грамоте (письмо). (приложение 2)
Тема урока «Написание заглавной буквы «П».
-Ребята, Петушок так торопился, что что-то перепутал и принёс не ту букву. Какую букву он нам принёс? (букву т)
- Как же так получилось, что он перепутал буквы?
- Чем похожи буквы?
- А чем они отличаются?
- Что же сделать, чтобы получилась буква П?
Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы. Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В 1-ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так до решающей. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2-ом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?»
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Задания на опорный сигнал лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее организуется оценивание творческого продукта. Оценивание проводится через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?» или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока.
Вывод: дети лучше усваивают то, что открыли сами, а не то, что получили в готовом виде и зазубрили. Таким образом, проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
качественное усвоение знаний;
развитие интеллекта и творческих способностей;
воспитание активной личности.
Результативность:
взаимодействие организационных форм и технологий деятельностного подхода в обучении позволило реально повысить качество образования и создать условия для личностного развития ребёнка. Реализация деятельностного подхода способствует успешному обучению школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по классам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. В таблице представлены результаты на конец 3, 4, 5 классов. Хотелось бы обратить внимание на % качества.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому методическому комплекту.

Результаты учебной работы
3 класс
2007-2009 4 класс
2009-2010 5 класс
За 1, 2 четверть
Всего учащихся 22 чел 21 чел. 20 чел.
На «5» 2 2 2/2
На «4» и «5» 12 11 11/11
С одной «3» 1 1 0
% качества 63% 62% 65%
% успеваемости 100% 100% 100%
Использованная литература:
Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. - М.: Вентана – Граф, 2005
Виноградова Н.Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех ! -Начальная школа.-№3-2005
Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986
Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика: из опыта методической работы. -М.: ТЦ Сфера, 2006