Практико-ориентированное обучение как один из методов системно – деятельностного подхода.

Практико-ориентированное обучение как один из методов системно – деятельностного подхода.
Учитель физики:
Глушкова Т.С.

“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю
Китайская мудрость
Работа в лицее (в классах с не очень хорошей успеваемостью), Новонадеждинская школа, учитель года, введение стандартов в начальной школе. Не за горами время когда они придут и к нам, в среднее и старшее звено (нельзя сегодня работать так, а завтра придти на урок и работать по-новому). Да и сами ученики совсем не те, что были 10 лет назад.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход.
Что значит "деятельность"?
Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Который может быть разным для каждого отдельного ученика (один и тот же результат для кого-то достижение, а для кого-то шаг назад). С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности который заключен в развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.





Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Существуют различные методы обучения способствующие повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода, это :
-Проблемное объяснение нового материала (целеполагание)
- Групповая форма обучения
- Проектная деятельность учащихся
- Самостоятельное изучение нового материала, работа с источниками, ЦОР, интернетом.
- Работа в парах,
- Практико-ориентированное обучение и т.д. (можно много перечислять)

Бессистемное использование хороших методов приведёт неизбежно к снижению их результативности, потому передо мной встала проблема создания своей собственной системы работы, которая отвечала бы определенным требованиям.



Проработав немало лет в школе, имея дело с различным контингентом учащихся, я пришла к выводу: нужно стремиться, не только сообщать ученику новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, и сделать «живыми» основные научные сведения, научить сознательно и самостоятельно ими распоряжаться, пробудить желание применять их.

Такие условия можно создать при практико-ориентированного подходе.
Практико-ориентированное обучение – это процесс взаимодействия учителя и ученика с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны – на самостоятельное приобретение новых знаний, формирования практического опыта, их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем.
Пр-Ор обучение предполагает:
1) деятельностную подачу содержания обучения;
2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта физических знаний;
3) осуществление взаимосвязи физики с предметами естественного цикла (биологией, географией, химией)- это уже традиционно. Но не только, можно привлечь рисование.(почему рисует карандаш? Как идет процесс растворения красок?), музыка (распространение звука, струнные инструменты – колебания 9 класс). Физику можно связать с любым предметом.




Цели и задачи практико-ориентированного подхода
развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы;
умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
развитие творческих способностей учащихся;
раскрытие роли физики в современной цивилизации;
помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Таким образом с помощью такого метода обучения можно Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, без дорогостоящего экспериментального оборудования, оживить предмет разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, на простых примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.
Мы живём в мире разнообразных физических явлений. Многие из них - например, такие, как радуга, сияющая от горизонта до горизонта; зори, когда небо и облака над горами как будто пылают в огне или полярные сияния - весьма красочны. Другие – оптические иллюзии, сияние далеких звезд и маленького светлячка, шум прибоя – кажутся завораживающими и загадочными. Иные – гроза, смерч, ночное свечение в море или в лесу – пугают нас. Большинство же - падение дождинок, мерцающее пламя свечи, работа термометра или компаса, полет птицы, – кажутся привычными, но ненамного более понятными. Чтобы выяснить причины тех или иных физических явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определённого закона природы. Загадочность явления не исчезнет, но мы приобретаем о нём научное знание.
Как я это делаю
Мне очень нравится выражение «Физика вокруг нас».
Использование Пр-ор обучения при изучение новой темы:
Начинаем изучать рычаг в 7 классе (качаемся на качелях).
Взаимодействие в 7 классе или 3 закон Ньютона в 9 классе (катаемся на коньках – опыт с пережиганием нити).
Закон преломления ( карандаш в стакан с водой – излом. Почему?).
Многое человек подсмотрел у природы, она над этим трудилась миллионы лет ( закон сохранения импульса, реактивное движение, подводные лодки, погружение, всплытие, форма крыла самолета и т.д).
Электризация - зима стреляемся током, а что это?
Таким образом активизируем познавательную активность. Даем возможность всем ученикам проявить себя ( н-р, Вовчок 8 кл).
Практикую домашние минилабораторные работы.
- интересна учащемуся, увлекать его;
- выполнима;
- доступной, и соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Например:
Положите монету на лист фанеры или деревянную доску. Прижмите монету к доске и двигайте ее быстро то в одну, то в другую сторону. Заметьте сколько раз надо подвинуть монету, чтобы она стала теплой, горячей. Сделайте вывод о связи между выполненной работой и увеличением внутренней энергии.
В два одинаковых блюдца налейте по одинаковому количеству воды (например по 3 столовые ложки). Одно блюдце поставьте в холодное место, а другое в теплое. Запишите, за какое время испарится вода в том и другом блюдцах. Объясните разницу в скорости испарения.
Из металлической фольги сделайте маленький шарик, подвесьте его на нити. Зарядите шарик от пластмассовой линейки, потертой о шерсть (шелк или бумагу). Вновь зарядите линейку трением о то же самое тело. Подносите наэлектризованную линейку к шарику, постепенно уменьшая расстояние между ними (например на 20см, 15 см, 10 см, 5 см). пронаблюдайте явление, сделайте вывод.
Налейте в один стакан холодной воды, в другой – теплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки (или краски). Объясните наблюдаемое явление.
Смочите два листочка бумаги: один – водой, другой – растительным маслом. Слипнутся ли они? Ответ обоснуйте.
Такая форма обучения позволяет ученику не только расширить и углубить знания по физике, но и развить универсальные способности: научиться вести наблюдение; получать, обрабатывать данные; строить на их основе логические умозаключения другими словами, проводить самостоятельно полный цикл несложного учебного исследования.











Задачи.
Одним из эффективных средств и методов является решение сюжетных задач. Под сюжетными мы понимаем задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определённых количественных характеристик или значений. При этом сюжетные задачи чаще всего мы придумываем сами.

Свободное падение. В учебнике «Тело падает с высоты 10м, определите время когда тело достигнет Земли». Что у нас «телефон падает со 2 этажа,при этом мы приблизительно прикидываем
Давление на различных высотах (из географии гора, считает давление, а обед себе там сможем приготовить?).
Соединение проводников (рассчитываем елочные гирлянды).

Связь обучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством воспитания интереса школьников к предмету.
Творческие работы.
Рисунки по теме «Рычаги в быту и технике», способы уменьшения и увеличения давления в природе ПРИДУМАЙТЕ КАРТИНКИ – ЧЕМ БОЛЬШЕ ПЛОЩАДЬ ОПОРЫ, ТЕМ МЕНЬШЕ ДАВЛЕНИЕ.(это в основном на начальном этапе изучения физики 7 класс).
Изготовление простейших физических приборов.
( поилки для птицы, и т.д)



Заключение.
Таким образом
Практические работы – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике. Творческие работы обеспечивают высокий уровень развития творческой инициативы учащихся. Сюжетные задачи учат видеть и правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления. Формируют способности и умения решать любые задачи. А это важно потому, что вся жизнедеятельность человека связана с решением задач: каждое самостоятельное действие – это решение некоторой задачи, возникающей в силу сложившихся условий и обстоятельств. Вооружить учащихся такой культурой жизнедеятельности является нашей главной целью. 
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.




15