Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения


Логопедическое сопровождение
в общеобразовательной школе в рамках ФГОС
второго поколения
Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.
Ключевые слова: деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.
Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Учителю-логопеду в школьном логопункте важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
существенное повышение мотивации и интереса к учению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
          В концепции фундаментального ядра общего образования определены следующие основные виды универсальных учебных действий (далее – УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:   
1) смыслообразования;
2) нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности и включают:– целеполагание – планирование – прогнозирование – контроль в форме сличения способа действия и его результата – коррекция – оценка, элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного учителя-логопеда  как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
-профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
-формирование нравственных установок ребёнка.
        Цель логопедического сопровождения: коррекция и развитие устной и письменной речи.
         В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата стоит перечень задач:
  1. Провести логопедическую диагностику:
- своевременно выявить речевые нарушения;
- предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными
речевыми нарушениями;
- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.
  2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи  детей-логопатов:
- исправить дефектное звукопроизношение,
- сформировать звукослоговую структуру слова,
- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)
  3. Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;
- сформировать семантическую структуру слов;
- развить лексическую системность и семантические поля;
- закрепить парадигматические и синтагматические связи слов;
- сформировать парадигму словообразования;
- закрепить учебную лингвистическую терминологию;
- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
Расширение словарного запаса рекомендуем осуществлять тематически с использованием разных частей речи.
  4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:
- устранить имеющиеся аграмматизмы;
- закрепить категориальное значение различных частей речи;     
- отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;
- уточнить грамматическое значение слов;
- сформировать грамматические и морфологические обобщения;
- сформировать парадигму словообразования;
- развить морфемный и морфологический анализ.
  5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.
   6. Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
   7. Скоррегировать проявления заикания, развить просодический компонент речи.
   8. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
- мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации и сериации на основе различных лингвистических критериев);
- сукцессивный анализ и синтез;
-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;
- зрительную и речеслуховую память;
- временные и пространственные представления;
- мелкую моторику;
- динамическую организацию двигательного акта;
- сенсомоторные взаимодействия;
- межполушарное взаимодействие.
9. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
- Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.
Для достижения эмоционального комфорта необходимо  положительно воспринимать даже   незначительные положительные достижения ребёнка, психологически   поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.
Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.
Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности. С этой целью актуально использовать приёмы нейролингвистического программирования.
10. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.
11. Элиминировать эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности, фрустрации.
12. Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- диалогические и монологические высказывания;
- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).
- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- воспитание толерантности, культуры речевого общения.
13. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.
Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:
1. Диагностическое.
К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности школьных учителей-логопедов:
- обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.
В первых классах рекомендуем проводить двухэтапную логопедическую диагностику. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Для диагностики и мониторинга рекомендуется использовать «Тестовую методику диагностики устной речи» Т.А. Фотековой, нейропсихологические диагностики письма и чтения младших школьников Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, О.Б. Иншаковой. По результатам диагностики составляется аналитическая справка. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем.
2. Коррекционно - развивающее.
К коррекционно-развивающему направлению относятся:
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
- работа в составе школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
- проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.
3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.
К данному направлению логопедического сопровождения относятся:
- консультирование педагогических работников;
- консультирование родителей;
- выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, районных методических объединениях учителей – логопедов; школьных методических объединениях, заседаниях проблемных групп учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения;
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;
- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;  
- работа по теме самообразования;
- диссеминация опыта работы;
- совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно-разивающей программы, при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики развития детей-логопатов);
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.