Технология коллективного способа обучения учеников старших классов


Сидоренко Людмила Николаевна.
учитель истории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №2,
г. ВилючинскТехнология коллективного способа обучения учеников старших классов
Во все времена человеческой истории, как только появилась педагогика, учителя искали способы более эффективного обучения подрастающего поколения. В основе любой методики лежит мотивация учеников к получению знаний. Важнейшей задачей является побуждение обучающихся к познанию. Практика показывает, что наиболее значимыми для старшеклассников является коллективная деятельность. Технология коллективного способа обучения предполагает знания, умения, навыки; достижения высокого уровня усвоения содержания образования; развитие коммуникативных качеств личности. Технология коллективного способа обучения относится к современным образовательным технологиям.
Ключевые слова: группа, проект, сотрудничество, взаимопомощь
Обучение – это общение
Человека с человеком.
А.В. Петровский
Мы рождены, чтобы жить совместно;
Наше общество – свод из камней,
Который обрушился бы,
Если бы один не поддержал другого.
Сенека
Как с помощью истории и обществознания развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически мыслить, анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. Целью обучения в конечном счете, является не приспособление индивида к внешней целесообразности, а его саморазвитие как личности, культурно – исторического субъекта. Ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Уроки истории и обществознания – одни из немногих, где ученики обретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том: какими способами реализовать его образовательно – развивающий и воспитательный потенциал. Я считаю, что выбранная мною технология коллективного способа обучения помогает ответить на этот вопрос.
Уже несколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческого мышления на уроках истории и обществознания». И считаю, что результаты есть: это участие учеников в олимпиадах, в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах. Участники конкурсов занимали и занимают первые и призовые места.
Во все времена человеческой истории, как только появилась педагогика учителя искали способы более эффективного обучения подрастающего поколения. В основе любой методики лежит мотивация учеников к получению знаний, умений, навыков. Важнейшей задачей является побуждение обучающихся к познанию. Познавательная активность, организация самостоятельной деятельности школьников одно из необходимых условий эффективности современного урока. Здесь на первый план выходит личность учителя и его умение использовать ту или иную образовательную технологию. Исследования педагогов – психологов доказывают, что наиболее значимыми для старшеклассников являются коллективная деятельность и мнение сверстников. От учения как функции запоминания необходим переход к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоение и анализировать. В течении 29 лет педагогической деятельности использовала и совершенствовала технологию коллективного обучения. Технология коллективного способа обучения предполагает знания, умения, навыки; достижения высокого уровня усвоения содержания образования; развитие коммуникативных качеств личности. Каким принципам придерживаюсь я, когда разрабатываю урок – семинар, урок- конференцию, урок- практикум, когда направляю проектную деятельность? В первую очередь разноуровневость участников педагогического процесса в группах; обучение по способностям ученика; сотрудничество и взаимопомощь между учениками; воспитание терпимости; сопереживания (эмпатия) ориентация на конечные результаты; непрерывность передачи знаний друг другу. Большое значение в коллективной работе придается формированию исторической эмпатии на школьных уроках: конференция, игра, диспут. Ученик пытается найти образ, который он представляет. От него требуется умение встать на определенную позицию человека прошлого, понять чем она обусловлена, и исторически воссоздать ход его мыслей, аргументов, передать его переживания и настроения. Развивая свои коммуникативные навыки – ученик должен постоянно контактировать с одноклассниками, преподавателем, обращаясь за советом и конструктивной помощью. На уроке – конференции «Имя Россия» ученики десятых, одиннадцатых классов на практике показывают те знания, которые получили, изучая темы «Борьба Руси с западными захватчиками. Александр Невский», «Русские полководцы и флотоводцы восемнадцатого века», «Отечественная война 1812 года», «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». Во время урока - конференции проводится оценивание выступающих, участники заполняют анкету (разрабатывает и предлагает анкету, выбранная самими учениками счетная комиссия, состоящая из трех человек), по данным анкет члены комиссии объявляют результаты голосования. В конце урока можно предложить тест по теме, как закрепление материала. При подготовке урока – конференции большую роль играет проектная деятельность. Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу на конференциях различного уровня. Обучающемуся требуется умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую для работы информацию, факты, анализировать их, делать выводы. Уроки – конференции помогают школьникам заниматься внеклассной работой на муниципальном уровне. Ежегодно ученики десятых – одиннадцатых классов принимают участие в городских учебно – практических конференциях «За страницами учебника». Более привлекательными для учеников и в конечном счете более результативными оказываются уроки с элементами игры и духом соревнования. В десятых – одиннадцатых классах популярны игра – урок «Демократические выборы», «Политические партии». Ребята представляют свои команды, у каждого члена команды свои обязанности: от пресс – секретаря до кандидата в президенты; каждая из команд составляет свою программу, защищает , доказывает состоятельность своих идей, взглядов на ту или иную проблему. Вот где они воспитывают в себе гражданина, патриота, показывают свою гражданскую позицию. Игровой характер заданий создает творческую раскованность, позволяет проявить себя не только сильным, но и слабым ученикам в коллективной игре. Это и дисциплинирует школьников, и способствует систематизации их знаний. Главной и актуальной задачей, встающей перед учителем, является представление обучающимися возможностей для активного овладения знаниями, развитие навыков самостоятельного анализирования, оценки огромного потока разнообразной информации, получаемой из средств печати, телевидения, компьютерной сети. И для решения этой задачи учителю поможет одна из форм обучения – игра, которая даст возможность ученику усвоить, закрепить и получить дополнительную информацию по теме, заинтриговывая, вызывая интерес к изучаемому историческому событию. А также способствует активизации творческой деятельности учеников на уроке, формирует коммуникативные способности. Урок – практикум на уроке история Камчатки. Пишем учебник «История Камчатки с древнейших времен до конца девятнадцатого века». Организуя групповую работу, я должна не ошибиться в создании редакционной коллегии (редакционная коллегия участвует в проектировании макета учебника), в создании мини – коллективов (микрогрупп), правильно организовать групповую работу: кроме принципов дифференциации по уровню подготовленности (сильный, средний, слабый), должным образом оценить психологические данные участников, чтобы за все время работы сохранить доверительные отношения между ними, и, конечно, на протяжении всех уроков должна сохраняться рабочая обстановка. Начиная урок, я ставлю цель. Определяю задачи. Каждая группа обучающихся получает определенные задания в рамках общей темы (составить проект главы: название параграфов, текст, словарь. задания, документы, вопросы к документам), и выполняет его сообща за определенное время под непосредственным руководством лидера или учителя. На протяжении всей работы над учебником оценивается труд учеников, учитывается любой вклад в работу. Урок – практикум. СССР в 1953 – середине 60 – х годов 19 века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.
Начиная урок, учитель ставит цель, определяет задачи; класс делит на группы, учитывая психологические данные, отношения среди учеников, интеллектуальные данные. При оценивании учитывается вклад каждого участника.
Урок – практикум проводится в 9 классе. Продолжается 45 минут. Учитель предлагает опережающее домашнее задание: прочитать биографии государственных и политических деятелей Н.С Хрущева, Д.Ф.Кеннеди.
Цели урока:
- применение на практике и совершенствование ранее приобретенного умения работать с письменными историческими источниками, расширение и систематизация знаний о внешней политике:
-развивать творческое мышление обучающихся;
Воспитание интереса к истории, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельности мышления.
Оборудование; карта «Политическая карта мира 20 век», портреты Н.С.Хрущева, Д.Ф.Кеннеди, таблица «Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия», проектор, note - book
Ход урока
Учитель доводит цели и задачи учеников на группы. Группу возглавляет лиер. Урок длится 40 минут. Время работы по группам 20 минут. Ученикам предлагают проанализировать документы («Из заявления правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1953 г.», «Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 5 августа 1963 г.») и ответить на вопросы, которые в заданиях каждой группы. Группа школьников, работая с документам и учебником «История России 20- начало 21 века» авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Москва, «Просвещение», 2011, отвечает на проблемный вопрос «В чем успехи и противоречия внешней политики СССР в 1953 – середине 60 – х годов 20 века?». Работа по группам, всего три группы.
Первая группа отвечает на вопрос «В поисках новой стратегии». Ученики работают с учебником, анализируют документ «Из заявления правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1953 г.» и отвечают на заданный вопрос.
Вторая группа на вопрос «Отношения с Западом. Проблемы разоружения». Ученики работают с текстом учебника и используют документ «Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 5 августа 1963 г.»
Входе творческой работы школьники не только отвечают на вопросы, но и заполняют таблицу «Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия».
Страна Дата События Значение
Ученики в конце таблицы делают вывод .
В конце урока обучающиеся отвечают на проблемный вопрос «В чем успехи и противоречия внешней политики СССР в 1953 – середине 60 – х годов 20 века?».
Учитель с помощью лидеров групп оценивает работу каждого ученика, группы.
На дом: составить тест из 10 заданий.
Я считаю, что технология коллективного обучения помогает учителю истории в решении главного – воспитать грамотного, любящего свою страну, инициативного, самостоятельно мыслящего гражданина, умеющего отвечать за свои поступки и применять полученные знания на пользу общества.
Литература:
Орлов А.С., Георгиев В.А., Горгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Москва, «Проспект», 1999
Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории. ПИОШ, 2001, №10
Кольчугин С.Е. Обществознание как проект. ПИОШ, 2004, №10
Алексашкина Л.Н., , Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории. ПИОШ, 2005, №5
Ризатдинова Р.И. Игровые формы познавательной деятельности на
уроках истории. ПИОШ, 2009, №9