Применение методов коллективного способа обучения на уроках ОБЖ в малокомплектной школе

МБОУ «Новониколаевская школа»







Применение методов коллективного способа обучения на уроках ОБЖ в малокомплектной школе












Составитель:
Вержбицкая Галина Богдановна
учитель ОБЖ

















Кемеровская обл.
Яйский район.

Применение методов коллективного способа обучения на уроках ОБЖ в малокомплектной школе

(слайд) Методы обучения – это взаимодействия учащихся и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в процессе, которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Введение
(слайд) В российской системе есть особая группа школ, которые требуют повышенного внимания, это малочисленные и малокомплектные сельские школы.
Сегодня в стране более 2 тысяч школ, где учатся менее 40 детей, и более трех тысяч средних (полных) школ численностью менее 100 учащихся.
(слайд) В соответствии с постановлением Правительства РФ № 871 от 17.12.2001 г. «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», создаются вариативные модели образовательных учреждений, адекватные новым социально-экономическим условиям.
Два года назад и наша школа из средней (где обучалось 96 учеников), преобразовалась в основную. Сегодня в ней обучается (74 ученика).
(слайд) Самый главный вопрос перед нами был связан с объединением классов, т.е. с созданием разновозрастных учебных коллективов.
Ребят младшего школьного возраста мы объединили в одну учебную группу, так как они относятся практически к одной возрастной группе и ведущая деятельность у них одна и та же - учебная. Смысл учебной деятельности, для детей данного возраста, заключен не столько в её результате, сколько в самом процессе учебного труда.
Учеников пятых-седьмых классов объединили в подростковую группу. Это оправдано тем, что всех их можно отнести к так называемому среднему школьному возрасту. Его можно назвать и переходным, так как в этот период ребёнок переходит к тому этапу психического развития, который прямо и непосредственно подготавливает его к самостоятельной трудовой жизни.
Старшую группу составили из учеников восьмых-девятых классов. Обучающиеся из таких групп имеют опыт самостоятельной работы, способны приобретать знания по индивидуальному учебному плану.
Совместное обучение детей разного возраста стимулирует учителя, дифференцируя процесс обучения, приучать более старших детей ( 7 и 9 кл) к самостоятельной работе. Такая работа способствует систематическому общению учащегося с книгой, формирует у него привычку работать самостоятельно, находить, систематизировать и обобщать материал по заданию учителя.
На уроках ОБЖ присутствует 2 класса- комплекта: 5-6 и 7-8.
Опыта работы в таких классах раньше не было и поэтому пришлось начинать с азов. Сегодня уже можно сделать некоторые выводы.
(слайд) Особенности уроков в классах- комплектах заключаются в том, что на них:
- учащиеся ориентируются на получение информации не только от учителя, но и от своих одноклассников, выступая в роли субъектов деятельности и собственного развития;
- создаются необходимые условия для интенсивного общения школьников, их психологического комфорта, чему во многом способствует опосредованное воздействие на учащихся через их товарищей;
- объединенный в крупные блоки (при линейном обучении) учебный материал дает возможность значительно увеличить объем изучаемого при снижении нагрузки на ученика малочисленного класса;
- присутствует опережающее обучение (за один урок изучаются большие порции информации), что стимулирует учащихся к проявлению самостоятельности суждений, вызывает у них чувство гордости за достигнутые успехи и желание преодолевать новые трудности.
(слайд) Переход от традиционных форм организации образовательного процесса к разновозрастному обучению требовал продуманных действий.
На первом этапе были определены, цели, задачи разновозрастного обучения, прогнозируемые результаты и пути их достижения (формы и методы работы).
На втором этапе - разъяснение идей разновозрастного обучения родителям потенциальных учеников. Очень важно, чтобы родители приняли идею разновозрастного обучения. Они должны чётко представлять схему организации работы с детьми, формы и методы работы, которые будут использованы, критерии оценки успешности учения детей. Родителям обязательно нужно рассказывать о сложностях, с которыми придётся столкнуться, о преимуществах разновозрастного обучения. Этот этап самый сложный. Родителям тяжело осознать, что их дети будут учиться в классах-комплектах.
Третьим этапом является подготовка учебно-методического комплекта.
Это самый длительный этап.
К учителю, работающему с разновозрастными учебными группами, предъявляются особо высокие требования.

Современные педагогические технологии наиболее приемлемые в малокомплектной школе
В проведении уроков одновременно с двумя классами, т.е. класс – комплектами я придерживаюсь и традиционных технологий.
(слайд) В содержании большинства уроков, которые проводятся одновременно с 2 классами, входит новый материал как в одном, так и в другом классе. Такой урок обычно начинается с самостоятельной работы детей в старшем классе и непосредственной работы учителя в младшем классе. Самостоятельная работа в старшем классе, связывается с подготовкой учащихся к изучению нового материала и опирается на пройденное. Здесь уместным было бы использование специальных рабочих тетрадей.
Во время выполнения самостоятельной работы в старшем классе, которая продолжается примерно 15-20 минут, я объясняю новый материал в младшем классе и даю задание для самостоятельной работы. Затем перехожу к старшему классу, просматриваю выполненную учащимися самостоятельную работу и приступаю к объяснению нового материала, заканчивая его заданием для классной и домашней самостоятельной работы. (15-20минут).
В оставшееся время проверяю самостоятельную работу учащихся младших классов, даю дополнительные упражнения и задание на дом. Примерно по такому же плану провожу уроки с двумя классами и тогда, когда в одном классе изучается новый материал, а в другом закрепляется или повторяется пройденное, или когда в обоих классах учащиеся выполняют упражнения по раннее пройденному материалу. В этих случаях урок начинается с непосредственной работы учителя в том классе, в котором легче и быстрее можно дать детям самостоятельную работу.
В том классе, где материал урока сложнее - времени на непосредственную работу учителя выделяется больше.
Данная технология проведения урока приучает детей к самостоятельности, но имеет и свои минусы. Учитель лишен возможности руководить самостоятельной работой, предупреждать и своевременно исправлять допущенные ошибки, что нередко приводит к формированию неправильных навыков. Иногда не остается времени и на подведение итогов самостоятельной работы, приходится ограничиваться устными замечаниями отдельным учащимся. Не всегда остается время на изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся: уровня знаний, умений и навыков. Задания к самостоятельным работам при использовании традиционных методик зачастую однообразны: прочти, перескажи, составь план, ответь на вопросы, составь кроссворд и т.д.
В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя только 1/3. Поэтому для улучшения качества образования и мотивации учащихся стараюсь вводить инновационные педагогические технологии приемлемые для нашей школы.
Однако при проведении урока в классах-комплектах не все современные технологии эффективны. Например, применение интерактивной доски для объяснения темы в одном классе затруднительно, так, как будет отвлекать учащихся другого класса от самостоятельной работы.
Поэтому мне хочется остановиться на некоторых наиболее приемлемых технологиях для МКШ.


КСО - коллективный способ обучения
(слайд) КСО - коллективный способ обучения включает четыре организационные формы обучения: коллективную, групповую, парную и индивидуальную.
Системообразующей становится коллективная форма. КСО - это новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.
Рассказывая материал другому ученику, ребята тренируют речь и уже не бояться отвечать перед учителем, и материал им дается легче.
(слайд) В.К.Дьяченко, писал, что “общение в паре - это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них - к знаниям и опыту всего человечества”.
Одним из преимуществ КСО является освобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.
(слайд) Коллективные учебные занятия можно отнести к занятиям с нелинейной структурой. Линейную структуру имеют такие учебные занятия, на которых в любой момент времени все ученики охвачены одним видом и содержанием учебной работы, изучают один и тот же материал, используя одни и те же методы и средства.
Если же в одно и то же время разные группы учеников занимаются разным (одни пишут контрольную работу, а другие обсуждают какой- либо вопрос), то занятие имеет нелинейную структуру.


Специфика коллективных учебных занятий
(слайд) Коллективные учебные занятия характеризуются следующими признаками:
- отсутствует общий фронт, т.е. учащиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала разными способами и средствами за разное время;
- разные ученики осваивают содержание курса по неодинаковым последовательностям;
- наличие временных коопераций учащихся - это непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной цели.
(слайд) Когда задание выполнено учащимся, он выходит из состава такой группы и переходит в другую. Временную кооперацию, если в её составе три человека и больше, называют сводным отрядом. (Это понятие заимствовано у А.С. Макаренко.)
На коллективном занятии, как правило, действуют несколько коопераций, отличающихся как изучаемыми темами, так и формами, методами работы, численностью. Можно одновременно наблюдать все четыре организационные формы обучения: индивидуальную, парную, групповую (взаимодействие по типу «один говорит другие слушают») и коллективную (общение в группе происходит в парах сменного состава).
(слайд) Принципы КСО:
- ориентация на высшие конечные результаты;
- непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
- разнообразие тем и заданий (разделение труда);
-разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса;
- обучение по способностям индивида;
- педагогизация деятельности каждого участника;
(слайд) При использовании КСО на уроках формируется следующая система работы:
ученик слушает объяснение теории, учит самостоятельно создавая опорный конспект, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части, выполняет контрольную работу (зачет, тест). В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
На учителя ложится большая нагрузка по подготовке к уроку, необходимо продумать задания, вопросы, план работы для двух классов, так, чтобы время урока было использовано оптимально. При правильной подготовке учитель будет на уроке «отдыхать». В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.
Подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений. Устанавливается сотрудничество и взаимопомощь между учителем и учеником
Новейшая педагогическая технология КСО является, на сегодняшний день, самой приемлемой и эффективной организацией учебного процесса для сельской школы, где открываются объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям.
Приходится не только преодолевать сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.
В курсе предмета ОБЖ есть темы, которые можно изучать линейными блоками, т.е. одновременно на уроках в классе-комплекте. Это: «ПДД», «Безопасность и защита человека в ЧС», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Действия при террористических актах»
На таких уроках можно использовать различные формы и методы, которые в классах - комплектах имеют наибольший учебный эффект.
(слайд) Например игра один из видов коллективной работы. Участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, которая особенно проявляется у детей в разновозрастном коллективе. Игра является методом, передачи опыта старших поколений младшим.
Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:
1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 6-7 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час», «Что? Где? Когда?» и др.
2) Как элементы более обширной технологии.
При проведении проблемного урока (ситуации) ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Журналиста», «Судьи», «Адвоката», «Почемучки» и др.
3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также детям можно предложить составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

Метод анализа конкретных проблемных ситуаций
(слайд ) Поиск сюжета - один из первых этапов в подготовительной работе учителя. Сюжет - это основа будущего содержания занятия с использованием анализа конкретной ситуации. Выбор сюжета диктуется темой занятия. Сюжет должен быть правдоподобным и доступным пониманию учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Он должен быть поучительным, не оставляющим ребят равнодушными ни с этической, ни с практической точек зрения.
Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить: публикации в газетах и журналах, рассказы и описания очевидцев каких-либо ЧС.
Примеры постановки задач и вопросов к учебным ситуациям независимо от их содержания:
- Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной вам ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
- Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? В чем причина этих ошибок?
- Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны были бы руководствоваться участники данной ситуации?
- Что посоветовали бы вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями? Кому и как следовало бы поступить? Как отреагировать? Какое принять решение?
- Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственным участником описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
- Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте свое предложение.
Эффективность работы над конкретной ситуацией во многом зависит и от избранного способа ее предъявления учащимся.
Наиболее распространенный способ письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает 12 страниц машинописного текста. Наиболее удачным следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например: устное сообщение (очевидца), письменная (графическая) характеристика, кинодокумент и т. п.
(слайд) Структурно занятие с использованием метода анализа конкретной ситуации может состоять из следующих этапов:
- этап непосредственной подготовки обучаемых к занятию (объявление темы, постановка цели и задач, доведение порядка работы, создание диалогических пар);
- этап изучения ситуации (групповая или индивидуальная работа над ситуацией);
- этап проведения групповой дискуссии;
- этап подведения итогов занятия.
Учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в экстремальные ситуации, обогащаться опытом безопасной деятельности.
Конечная цель ситуационного обучения приучить человека к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.
Так как работает разновозрастный коллектив, то оценивание работы обучающихся на уроке проходит дифференцированно.

Проекты
Предмет ОБЖ подразумевает приобретение практических навыков.
В данном случае метод проектов является отличной находкой
От словесного воспитания и обучения осуществляется переход к обучению и воспитанию самой жизнью. Ученик становится субъектом обучения, иными словами: «Учиться, делая». Проект есть действие индивидуальное или групповое.

Методы наглядности
(слайд) Наглядность не самоцель, а лишь средство успешного обучения, которым нужно пользоваться правильно.
В учебном процессе по курсу ОБЖ применяются различные виды наглядности.
В малокомплектной сельской школе есть преимущество из-за малочисленности и близости к природе, натуральная наглядность доступна каждому ученику в более полном объеме. Каждый успевает «потрогать», «посмотреть», «понаблюдать».
В каждом селе есть лес, река и дети знают, где и когда разрешена зимняя переправа, какие травы и грибы являются съедобными, наблюдают за муравейниками. Причем они с удовольствием обучают этому младших.

(слайд) Оценивание уровня знаний учащихся
Работая в классах- комплектах, я натолкнулась еще на одну трудность- это оценивание уровня знаний учащихся.
Проблема определения уровня знаний учащихся усугубляется, когда речь идёт о разновозрастном обучении. Когда школьники разных возрастов работают с одним и тем же учебным материалом.
Очевидно, что процент усвоения, напрямую зависит от индивидуальных возможностей каждого ребёнка, от его психоэмоционального состояния, от возраста, от степени сформированности различных приёмов учебной деятельности и т.д.
Можно использовать различные формы проверки знаний: опрос, тестирование, контрольные работы. При этом очень удобно использовать следующие методы оценивания: самооценка, взаимооценка.
Более 80% учащихся достаточно объективно выражают в баллах, как самооценку, так и взаимооценку. Как правило, подростки более критично относятся к самооценке, а при оценивании друзей сознательно или бессознательно выставляют завышенный балл, «чтобы не обидеть».
Учителем периодически проводится проверка объективности самооценки и взаимооценки.
Со временем оценки становятся полностью объективными, и даже младшие подростки, при определённой подготовке, способны оценивать свои и чужие учебные успехи.
(слайд) Создание классов-комплектов продиктовано современной реформой образования, это переход к новой модели образовательных учреждений, который очень болезненно воспринимается обществом. Задача сельского учителя делать этот переход менее болезненным для обучающихся, их родителей, искать наиболее приемлемые технологии, которые будут давать максимальный эффект в обучении.

Литература:

1. П.Т.Фролов Н.С. Соловецкий и др. под редакцией Фролова. «Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе» книга для учителя. – М.:
2. Просвещение, 1991. -160с.
3. Народное образование. – М: №2, 2007, с.16-17, с. 72-73,
4. Народное образование.- М: №2, 2009, с. 218-227
5. Сельская школа. - М: №3, 2008, с 105-116
6. Сельская школа. - М: №3, 2008, с 105-116
7. Сельская школа. - М: №2, 2009, с.38-47
8. Сельская школа. – М: №3, 2009 Сельская школа. - М: №3, 2008, с 105-116










13PAGE 15


13PAGE 14115