Методика и опыт. Выступление на тему « Реализация личностно — ориентированного обучения на уроках географии и во внеурочное время»

МБОУ «Коргузинская средняя общеобразовательная школа»









Выступление


« Реализация личностно - ориентированного
обучения на уроках географии и во внеурочное время»


















Выступление подготовила учитель
географии первой квалификационной
категории Лазарева Р.А.










с. Коргуза







-1-

Образование - система, процесс и реализация воспитания, обучения и развития личности.
Личность – человек, как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое
поведение.

Личностно ориентированное обучение относится к модели инновационного типа. В науку термин «личностно ориентированное» обучение ввела психолог Якиманская И.С. Суть его состоит в признании самооценности ученика как носителя субъективного опыта; в понимании взаимодействия между субъектами и объектами с точки зрения их ориентации на освоение общечеловеческих ценностей; в обязательном обращении к эмоционально – ценностной сфере каждого ребенка; в ориентации учителя на выбор определенных форм, методов обучения, а основным результатом выступает развитие познавательных способностей и качеств личности школьника.
В традиционном обучении речь идёт о формировании личности с заранее заданными свойствами и понимании под развитием наращивание знаний, умений и навыков. В развивающем обучении акцент делается на развитие мышления и психических процессов. В свою очередь в личностно ориентированном обучении предусматривается развитие индивидуальности ребёнка, указывается, что развитие требует скачка, порождающего не количественные, а качественные изменения.

Личностно ориентированное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его самореализации, самораскрытию, самовоспитанию, так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого.
Задача учителя в личностно ориентированном обучении заключается в выявлении на каждом уроке избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его внутренней мотивации, протекания процесса самореализации, предпочтения к определенным видам деятельности. То есть применительно к каждому школьнику фиксируются три основные линии его развития: зона актуального развития ( знания , умения, отношение к учению); зона ближайшего развития ( способность к усвоению системы знаний с помощью учителя); зона самореализации ( активность, самостоятельность, адекватная самооценка). При таком подходе развивается целостная личность, способная принимать нестандартные решения, быстро искать и находить свое место в условиях социально – экономической неопределенности, разбираться в многогранных проблемах взаимодействия общества и природы, справляться с решением глобальных проблем современности.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности.
Основной вклад школьной географии в развитие личности непосредственно связан с развитием у учащихся географической культуры, важнейшим элементом которой являются предметные знания. Формирование знаний необходимо для приобретения школьниками приемов учебной работы. Приемы учебной работы лежат в основе умений . В процессе приобретения знаний и приемов учебной работы идет формирование понятий, представлений, раскрытие причинно-следственных связей, что является условием для активизации мыслительной деятельности учащихся ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения ). В результате этого развивается наглядно-образное и абстрактное мышление учащихся. При этом целенаправленное формирование приемов учебной работы также способствует умственному развитию учащихся и их познавательной самостоятельности.
-2-
Теоретические знания курса способствуют формированию научного мировоззрения школьников, а рассмотрение вопросов населения отражает гуманистическую направленность географического образования.
Итак, личность отличается следующими качествами :
- самостоятельностью в поступках
- способностью контролировать свое поведение и обладает силой воли
- способностью нести ответственность и решать проблемы.
Эти качества лежат в сферах личности:
- интеллектуальной;
- эмоциональной;
- мотивационной;
- предметно-практической;
- экзистенциальной;
- саморегулирующей.
На уроках географии и во внеурочное время я должна воздействовать и воздействую на эти сферы человека.
Идея личностного развития лежит в учете:
- интересов
- потребностей
- мотивов школьников. Это должно отражаться в целях, задачах и содержании урока.
Для себя я определила 2 фактора, которые определяют личностное развитие школьника:
1- личность учителя
2- «почва» ,на которой человек и развивается как личность.
1фактор – личность учителя; личностный подход может осуществить лишь тот педагог, который осознает себя личностью, умеет видеть личностные качества в воспитаннике, понять его; строить отношения с ним на искренности.
2 фактор- «почва» ; это то, что учитель моделирует (создает) для ученика (это урок, внеурочное мероприятие и др.), где ученик :
-чувствует себя частицей целого,
-чувствует себя комфортно,
-ему интересно
- проявляет свои качества.
Создать такую «почву» помогают разнообразные активные формы и методы обучения. Это :
- проблемный метод обучения (он вызывает активную познавательную деятельность уч-ся и формирует интерес, а если есть интерес, значит будет и развитие –интеллектуальная сфера, мотивационная сфера);
- дискуссия (беседа) ( формирует навыки управления собой, эмоциями – развитие эмоциональной сферы; воспитывает уверенность в себе, настойчивость, ответственность за свои поступки – волевая сфера);
- ролевые игры(.
- исследовательская деятельность (проектная деятельность)
- групповая (коллективная) форма работы ( развитие лидера, ответственности, навыки самоконтроля – развитие саморегулирующей и предметно-практической сфер);
- самостоятельная работа уч-ся с источником информации ( развивается способность к самообразованию, саморазвитию, как при рефлексии).
Во внеурочное время развитие личности идет через:
- работу географического кружка;
- участие в различных конкурсах и олимпиадах.




-3-
На уроке учитель может оказывать влияние на все части субъективного опыта ребенка. Содержание данного опыта можно представить в виде схемы:












Ребенок, вступая в мир уже созданных нравственных отношений, не способен самостоятельно приобщаться к нравственности. Для этого необходимо на уроке географии создавать развивающие ситуации, способствующие развитию интересующих нас частей субъективного опыта. Методическими условиями реализации личностно ориентированного обучения являются система специальных развивающих заданий и коллективные формы учебной деятельности. Часть развивающих заданий, формирующих у школьников важные картографические умения и способствующие развитию самостоятельности и познавательного интереса к теме, можно включать в состав практических работ. Такие уроки будут иметь высокий удельный вес.
Развивает самостоятельность, любознательность, способность к самооценке работа с учебником. Методика работы с учебником предусматривает обязательность прохождения четырех этапов : познавательного, аналитического, самопроверки, творческого. Цель первого этапа заключается в понимании и осмыслении школьниками текста учебника географии. Цель второго этапа заключается в анализе школьниками сформулированных ими вопросов и подборе к ним краткого ответа из текста. На третьем этапе предлагается школьникам оценить выполненную ими работу. На четвертом этапе школьники получают творческое задание.
Правильно организованная деятельность учителя не только не подавляет инициативы и самостоятельности учащихся , но и создает наиболее благоприятные условия для творческой активности учащихся и развития их способностей и дарований.
Чтобы усилить ориентацию школьников на учебные достижения я:
- применяю различные методы обучения ( словесные, работы с учебником и др. географической литературой, самостоятельные работы);
- применяю различные формы организации уч. работы: фронтальную, групповую, индивидуальную;
- применяю различные формы проверки знаний и умений ( устный опрос, письменный опрос, тесты, практические работы, диктанты, соревнования, взаимопроверки, );
- учитываю принципы обучения: принцип научности ( ознакомление уч-ся с достижениями науки, которые доступны уч-ся) , принцип связи обучения с жизнью ( жизненность и актуальность учебного материала, наблюдения уч-ся, обучение на местном материале.), принцип наглядности ( через восприятие; повыш. качество усвоения уч-ся знаний; понятия доходят до сознания легче, если объяснение учителя подкрепляется иллюстрациями и т.п.), принцип доступности обучения ( учет возрастных особенностей уч-ся; соответствие объема и содержания уч. материала уровню умственного развития уч-ся и имеющемуся у них запасу представлений и понятий..), принцип развивающего обучения ( развитие

-4-
познавательных способностей и творческих сил; учить анализировать и обобщать изучаемый материал, делать сравнения и умозаключения);
- учитываю межпредметные связи;

Примерами моего вклада в развитие личности школьников могут служить:
- интегрированный урок (география + технология) по теме «Народные промыслы России»;
- личная программа элективного курса «Мир минералов зовет вас!»;
- проектно- реферативная работа « Эрозионный рельеф нашей местности и определение простейшего пути борьбы с оврагами» (школьная конкурс- фестиваль проектов);
- урок- пед.мастерская по теме « Рельеф дна Мирового океана» ( 6 класс);
- призовые места школьников на районных олимпиадах;
При всем вышесказанном я стараюсь следовать правилам:
1) Видеть успех , победу школьников, даже самую малейшую и похвалить за это.
2) Меньше крика и нотаций!
3) Отметка и оценка должны быть без подозрений и недоумений со стороны школьников.
И также важно учитывать отношение ребенка к школе, положение в семье, состояние здоровья ребенка, психологический климат в классе, отношения ребенка с другими детьми школы.
Содержание субъектного опыта

Эмоциональные коды
( личностные смыслы, установки, стереотипы)

Операции, приемы, правила выполнения
действий
(умственных и
практических)

Предметы,
представления,
понятия



15