Консультация для родителей на тему: «Развитие зрительно-моторных координаций при обучении письму»

Консультация для родителей на тему:
«Развитие зрительно-моторных координаций при обучении письму»
Развитие зрительно-моторных координаций при обучении письму

Письмо и чтение – базовые навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Они объединяют в единую структуру все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление.
Многие родители считают, что причинами трудностей в формировании этих навыков являются нежелание ребёнка научиться читать и писать, его неспособность или плохая подготовленность. Очень часто трудности обучения приводят к внутреннему напряжению, что сказывается на здоровье учащихся. Результатом невнимания к школьным трудностям является так же нарушение нервно – психической сферы – ощущение неудач, напряжение, постоянная тревожность, стрессы, страхи.
В процессе обучения письму можно выделить 3 основные группы трудностей:
1. трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно-моторной координации;
2. трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;
3. комплексные трудности.
Для коррекции этих трудностей можно использовать различные виды упражнений как отдельно, так и в различных сочетаниях, выбирая их в зависимости от характера нарушений письма у каждого отдельного ребенка.
Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической. Длительность такой работы в 67 лет должна составлять15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была однообразной и тяжелой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Необходимо планировать свою работу, например, на неделю, чтобы ребенок не только знал, что нужно делать, но имел возможность отметить свои достижения и наметить свою дальнейшую работу. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий необходимо увеличивать постепенно.
Прежде чем требовать выполнения какого-то действия, объясните его ребенку, затем он должен сам уметь объяснить, что он должен делать, затем необходимо продемонстрировать это действие ребенку, и только потом дайте ему возможность выполнить это действие самому. Объяснение не должно сводиться к показу и руководству: «Делай, как я». Если ребенку трудно сформулировать, как делать и что делать, и одновременно выполнять это действие, можно сначала разделить их на составляющие этапы. Пусть ребенок руководит, а вы будете это действие выполнять. Освобождаясь от собственного действия, ребенок концентрирует все внимание на основных элементах работы и, освоив инструкцию, научится сам правильно выполнять эти элементы.
Сначала он может объяснять самому себе свои действия вслух, а затем будет делать это мысленно.
Подсказки, поправки по ходу выполнения действия должны быть минимальными, и постепенно должны прекращаться. Ребенок должен учиться самостоятельно оценивать качество выполнения свои действия.
Нельзя начинать занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг похвалой, т. к. уверенность в правильности выполнения дает ребенку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу.
При выполнении письменных заданий проконтролируйте:
1. правильность удержания ручек и карандашей;
2. правильность расположения тетради на столе;
3. соответствие мебели росту ребенка;
4. достаточность освещения
Для успешного формирования навыка письма очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал форму, величину, пропорции различных фигур.
Копирование и моделирование фигур из деталей - подходящая тренировка зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Для тренировки зрительно-моторной координации можно использовать усложняющиеся задания, например, такого: «нарисуй на листе бумаги 6 квадратов». В верхней части квадратов можно нарисовать более простые фигуры, различные по конструкции, а в нижних попросите ребенка нарисовать точно такие же.
Можно использовать в качестве фигур для копирования и элементы букв.
Для того чтобы усложнить эти задания, можно попросить ребенка запомнить, что нарисовано на карточке, перевернуть ее заданием вниз и попросить нарисовать то, что было на карточке. Начинать работу по памяти нужно с одного элемента. Если он выполняется без затруднений, то задание можно усложнить.
Умение ребенка видеть отличие фигур не всегда связано со способностью выполнить отличающиеся фигуры по инструкции или способностью расположить фигуры одну по отношению к другой. Для тренировки этой способности можно дать следующие задания:
нарисуй круг, поставь точку посередине (сверху, снизу, справа, слева);
нарисуй квадрат, а теперь нарисуй по два кружка сверху и снизу и по одному справа и слева, расположи их так, чтобы они были симметричны.
Многие трудности обучения связаны с тем, что ребенок не способен правильно воспринимать расположение фигур в пространстве. Он не знает или путает значения слов, обозначающих пространственное расположение: внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, слева, впереди, сзади. Подобные упражнения направлены на тренировку этой способности.
Способность ребенка вести руку по необходимой траектории сначала лучше тренировать на больших движениях. Для этого можно использовать такие задания.
На листе бумаги расположите 1015 точек и звездочек, затем попросить ребенка соединить линиями разных цветов все звездочки, а потом точки, нарисованные на листе. Задание можно усложнить: «А теперь соедини так, чтобы линии не пересекались».
Если ребенок уже знает цифры и умеет считать, то можно у каждой звездочки (точки) поставить цифру и попросить соединить цифры от 1 до 10.
Одновременно при этом тренируется способность планировать свое движение. Для того чтобы научиться правильно вести руку при написании букв, можно предложить «раскрутить» спираль вправо и влево. Можно рисовать волнообразные линии. Так же в качестве упражнений можно использовать штриховку сверху вниз, слева направо.
С большей охотой дети нанизывают мелкие детали или пуговицы различной величины, цвета. Сначала можно нанизывать эти детали на шнурок, это легче, так как конец шнурка жестко закреплен.
Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы, запоминать именно конфигурацию буквы, соотношение ее элементов. Для тренировки этой способности можно использовать такое задание: «Найди все круги, квадраты и треугольники на рисунке и обведи их разным цветом». Подобные задания можно использовать до тех пор, пока они не будут выполняться безошибочно.
Очень часто детям трудно понять, как должна располагаться буква на строке, и вообще трудно определить то пространство, ту часть строки, в которой должна быть написана буква. Нужно объяснить и показать ребенку, что такое верх и низ, середина, право, лево, справа налево, слева направо.
Нужно научить ребенка вести руку сверху вниз, слева направо, справа налево, доводить до верхней, нижней, средней линии. Затем объяснить, что значит «отступить от верхней линии», «закругление внизу» и другие элементы.
Любое занятие должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения. Только после того как ребенок будет выполнять это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения.
Помните, что только вашего объяснения недостаточно, нужно добиться того, чтобы ребенок сам мог объяснить и, объясняя, выполнить. Поэтому для контроля нужно не только попросить ребенка выполнить задание, но и объяснить, как он это делает.
Следующий этап буквы заглавные и строчные, их отличие, расположение на строке. Если ребенок не соблюдает написание на линии, не соблюдает размерность и соотношение различных элементов, не доводит штрихи букв д, з, р, ф, то можно провести работу такого типа:
выдели буквы, которые пишутся только на рабочей строке (а, г, е, ё, ж, и, и, к, л, м, н, о, п, с, т, х, ч, ш, э, ю, я).
выдели буквы, которые выходят за строку сверху (б, в).
выдели буквы, которые выходят за строку снизу (д, з, р, у, ф, ц, щ).
При написании каждого элемента работу нужно начинать со стартовой точки, используя стрелку направления движений. Специальной тренировки требует выполнение овалов, при этом направление движения только сверху вниз по часовой стрелке.
Не менее важно зафиксировать внимание ребенка на том, что овал должен быть «закрыт», т. е. движение должно быть закончено в той же точке, где оно начиналось.
Если ребенок плохо различает величину строчных букв и их элементов, можно использовать для тренировки чередование вертикальных штрихов различной высоты или «незакрытых» прямоугольников. При этом следите за параллельностью штрихов, соблюдением размеров. После выполнения задания дайте ребенку красный фломастер, и пусть он подчеркнет все неправильные штрихи, все нарушения параллельности, высоты.
Перед выполнением каждого задания ребенок должен уметь объяснить, что он должен сделать, а также уметь прокомментировать свои ошибки.
Эти же упражнения можно использовать для тренировки равной протяженности (ширины буквы).
Если это очень трудно для ребенка, можно использовать для выполнения таких заданий лист с разлиновкой в клетку. Очень эффективно для закрепления зрительного образа буквы, понимания ее составных частей (графических элементов) такое лото, где каждый квадрат только часть букв, разрезанных по горизонтали.
Для тренировки зрительного восприятия букв, выделения их в слове, дифференциации можно использовать следующие упражнения (кстати, эти упражнения необходимы и при затруднениях чтения, особенно тогда, когда дети путают и переставляют буквы). Эти задания для конца первого и второго классов.
Вообще игры с буквами, их перестановка, узнавание дают ребенку свободу в действиях, побуждают к творчеству. Можно дать задание составить из определенных букв как можно больше слов, можно перепутать буквы в словах и попросить привести их в порядок.
Например: дать «перепутанные» названия животных: кашок (кошка), бакоса (собака), ловк (волк), исал (лиса), вакоро (корова) и т. п. или домашних вещей: лост (стол), реслок (кресло), тусл (стул), палма (лампа) и попросить написать их правильно.
Таким образом, систематическое выполнение данных несложных упражнений поможет исправить недостатки письма вашего ребенка и предупредить дальнейшие возможные затруднения.

15