Презентация к выступлению на совещании педагогов-психологов


«Технологии работы с родительской общественностью педагогического коллектива образовательной организации в повышении качества образования учащихся»Подготовила- Анюхина Ирина Антоновна, педагог-психолог МБОУ «Школа-лицей№3 им. А.С. Макаренко» г. Симферополя «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» В. А. Сухомлинский Функционирование деятельности и основные этапы в работе.Работа школы и семьи включает разделы:Работа с родителями учащихся начальной школы.Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:Воспитательно-развивающая.Формирующая.Охранно-оздоровительная.Контролирующая.Бытовая. Этапы работы с родителями.Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа:1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:трудности в адаптации,агрессивность,страхи,проблемы общения со сверстниками,не усвоение программы и другие.3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год. Вся работа с семьёй подразделена на: Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.Ежемесячные формы общения с родителями – это:праздники,родительские собрания,спортивные мероприятия,походы.Разовая Сегодня выделяют примерно три группы родителей:Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто. Методы изучения семьи.Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:диагностика,консультация, тренинг,наблюдения,беседа,тестирование и анкетирование,сочинение как метод изучения семьи,метод обобщения независимых характеристик,педагогическая гостиная. Содержание и формы работы с родителями.“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.Содержание работы с родителями состоит в следующем:Повышение психолого-педагогических знаний родителей.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.Участие родителей в управлении школой. Формы взаимодействия педагогов и родителей.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ТренингМой семейный альбом.Спортивные соревнованияИзвестные люди семьи.Акция “Милосердие”Папа может все, что угодно.Акция “Книжка”, “Игрушка”Наш дом театр, музей, оранжерея….Трудовой десантПесни (сказки) моей бабушки.СубботникСамое ласковое мамино слово.Творческий концертМое любимое блюдо.ВыставкаЯ горжусь своим дедом!ВернисажКонкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения. Формы взаимодействия педагогов и родителей.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционные формыНетрадиционные формыКоллективные:Индивидуальные: Творческие дела.Родительское собраниеСемейные традиции.Общешкольная конференцияИстория моей семьи.Родительский лекторийТалисман семьи. Гороскоп семьи.Вечер для родителейСемейная книга рекордов.Родительские чтенияГеографическая карта моей родословной.СеминарДолгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).ПрактикумДень рождения в семье.ЗаседаниеПраздники семьи.“Круглый стол”Семейные увлечения.“Педагогическая гостиная”“Четыре способа обрадовать маму”.“Устный журнал”Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры). Формы проведения родительских собраний:Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов). Формы проведения родительских собраний:Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность. Формы проведения родительских собраний (как итог):Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды: конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п. Темы работы с родителями:1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?2. Плохая память ребенка. Как ее развить?3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.4. Наказания детей. Какими им быть?5. Тревожность детей. К чему она может привести?6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.7. Грубость и непонимание в семье.8. Талантливый ребенок в семье.9. Друзья детей – друзья или враги?10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. Примерные темы родительских вечеров:1. Школа глазами моего ребенка.2. Любимые книжки ребенка.3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?4. Друзья моего ребенка.5. Праздники нашей семьи.6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?8. Песни, которые пели и поют наши дети. Рекомендации по проведению родительских собраний:1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Практическое занятие:РазогревУчастники передают друг другу мяч, продолжив предложение: «мой ребенок (имя) больше всего любит, когда я…2. Объединение в команды дети и родители. Каждая команда в течение 5 минут обдумывает и записывает ответы на вопрос: «Четыре способа обрадовать маму». В командах не более 5 человек. После представления работы команд – подведение итогов, обсуждение:Совпали ли ожидания порадовать маму у детей и взрослых? Почему?Какой вывод для себя вы сделали? Практическое занятие:3. Индивидуальное задание: каждый участник в течение 3 минут вспоминает свои или мамины самые интересные (веселые, страшные и т.д.) нравоучения, пословицы, приговорки и т.д.Высказывания по кругу. Подведение общего итога:Чего больше всего было в этих высказываниях- страха? Беспокойства? Обучения?Что вы хотели услышать от мамы? В чем больше всего нуждались?4. Подведение итогов, выработка памятки для родителей. Памятка для родителей:Если:– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;– ребенка хвалят, он учится быть благородным;– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.