СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОВЫШЕНИЮ САМОКОНТРОЛЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Социально-педагогическая деятельность по повышению самоконтроля и социальной адаптированности у детей младшего подросткового возраста. Выполнила: студентка социально-педагогического факультета 5 курса Степаненко АлёнаНаучный руководитель: к. пед. н., доцент кафедры социальной педагогики и психологии Ферцер Виктория Юрьевна Вопрос формирования самоконтроля и социальной адаптированности в настоящее время малоосвещен, изучение его в младшем подростковом возрасте представляется актуальным, так как пубертатный период является важнейшим психологическим «кризисом», одним из важнейших этапов социализации. А по скольку, данный возраст характеризуется резкими перепадами настроений, повышенной возбудимостью, полярностью чувств уменьшающими способность себя контролировать; у подростков возникают проблемы в отношениях с родителями, учителями, сверстниками; снижается показатель успеваемости. Возникает опасность дезадаптации (какого-либо нарушения адаптации) и виктимизации (становление жертвой неблагоприятных условий социализации), которые повышают количество асоциальных людей в нашем обществе, неспособных к дальнейшей полноценной жизни.В связи с этим возникают противоречия: 1. между потребностью педагогов (родителей) в использовании действенных методов, повышающих самоконтроль и социальную адаптированность в младшем подростковом возрасте, и отсутствием рекомендаций по этим проблемам; 2. между необходимостью существования специалистов в этой области и отсутствием их в школе; 3. между необходимостью воспитания волевых качеств в семье, нравственных ценностных норм и практическим невыполнением данных функции большинством семей и школ. Данные противоречия определили основную проблему исследования: В настоящее время нет действенных методов по формированию, а так же повышению самоконтроля и социальной адаптированности в младшем подростковом возрасте. Объектом исследования выступила социально-педагогическая деятельность.Предметом нашего исследования является процесс формирования самоконтроля и социальной адаптированности младших подростков.Цель работы – Изучить и выявить особенности самоконтроля и социальной адаптированности у детей младшего подросткового возраста.В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие основные задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности самоконтроля и социальной адаптированности младшего подросткового возраста.Диагностировать самоконтроль и социальную адаптированность у обучающихся.Проанализировать выявленные результаты.Составить рекомендации для социального педагога и других специалистов по повышению самоконтроля и социальной адаптированности у детей младшего подросткового возраста. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение за работой учащихся, беседы с классными руководителями, тестирование учащихся (психодиагностический инструментарий). В психодиагностической части исследования были использованы следующие методики: «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Социальный самоконтроль) Г. С. Никифорова, В. К. Васильева и С. В. Фирсова; методика оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, методика изучения социализированности личности учащихся М.И. Рожкова. Опытно-экспериментальной базой явились исследования детей младшего подросткового возраста двух 5-ых классов МОУ СОШ №11 г. Орехово-Зуево.Значимость исследования заключается в том, что в нашей работе: проанализирован и обобщен исторический опыт изучаемой проблемы, выявлено взаимовлияние самоконтроля и социальной адаптированности у детей младшего подросткового возраста, составлены рекомендации для социального педагога и других специалистов по повышению самоконтроля и социальной адаптированности у детей младшего подросткового возраста. Результаты проведенного экспериментального исследования могут быть использованы в работе социального педагога в решении проблем, связанных с оптимизацией адаптационных возможностей человека, саморегуляцией, повышением уровня обучаемости и бесконфликтного поведения учащихся, а также в педагогической, психологической и социально-педагогической практике. Результаты экспериментального изучения показали, частичную взаимосвязь самоконтроля и социальной адаптированности; взаимосвязь самоконтроля и отсутствия интереса родителей к воспитанию детей; а так же частичную взаимосвязь низких показателей самоконтроля и низкими показателями в учебе; отсутствие связи низких показателей социальной адаптированности с низкой успеваемостью, и частичная взаимосвязь низкой социальной адаптированности с отсутствием интереса родителей к воспитанию и обучению своих детей. Корреляция между низкими показателями самоконтроля и социальной адаптированности и двумя разными педагогическими стилями воспитания позволяет определить наиболее продуктивный стиль педагога для повышения социальной адаптированности и самоконтроля у подростков. Педагог, обладающий демократическим стилем педагогического воспитания имеет в своем классе лишь одного человека с низким уровнем самоконтроля, в то время как авторитарный педагог имеет в своем классе двух ребят с низким уровнем социальной адаптированности и одного с низким самоконтролем. Таким образом, проявляется четкая взаимосвязь низких показателей социальной адаптированности и авторитарного стиля воспитания, к тому же класс где педагог с демократическим стилем воспитания более организован и самодисциплинирован. Чтобы помочь младшим подросткам минимизировать конфликтность, воспитать собственные волевые качества, способствовать успешной самореализации, социальной адаптации и социализации, мы разработали рекомендации, которые помогут педагогам и родителям повысить уровень самоконтроля и социальной адаптированности детей младшего подросткового возраста. Полагаем, что полученные результаты могут быть использованы преподавателями (классными руководителями, учителями-предметниками), психологами, социальными педагогами, всеми специалистами школы и родителями; для облегчения взаимопонимания, помощи и поддержки, благополучной социальной адаптации и социализации ребенка, в таком сложном для него, младшем подростковом возрасте.