Решение проблем агрессии в подростковом возрасте.


Решение проблем агрессии в подростковом возрасте.
Елисеева Алла Сергеевна
Кандидат психологических наук
Педагог-психолог
ГБОУ города Москвы «Гимназия №1583 имени К.А.Керимова»
Eliseeva_alla83@mail.ruАннотация: Материалы, представленные в данной статье, отражают работу направленную работу с агрессивном поведением учащихся в период подросткового возраста.
Ключевые слова: подростковый возраст, диагностика, агрессия, развивающая работа.
В своей работе мы часто сталкиваемся с запросами агрессивного поведения учащихся. Особо остро этот вопрос встает в период подросткового возраста. Новообразования данного возраста, стремление выделится, нарастание уровня напряженности в детско-родительских отношениях, пропаганда модели агрессивного поведения в средствах массовой информации, пристрастие к компьютерным играм. Это только часть факторов, которые способствуют развитию агрессии у современного подростка. Предлагаю рассмотреть работу психологической службы в данном направлении на примере одного класса.
Психологическая служба школы получила запрос от классного руководителя 6 класса. В начале учебного года среди учащихся класса отмечено ухудшения в межличностных отношениях, выраженное в проявлении агрессии по отношению к друг другу.
Реагируя на запрос классного руководителя психологической службой школы был спланирован и осуществлен ряд мероприятий, направленный на изучение причин сложившейся обстановке в классе, а так же осуществлению мероприятий, способствующих снижению уровня агрессии развитию навыков общения, осознования и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизацию механизмов самопознания и самовыражения.
С целью выявления причин указанных изменений и планирования мероприятий, направленных на снижения проявления уровня агрессии, была проведена диагностика с использованием опросника Басса-Дарки [8], которая позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:
Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Результаты диагностического среза показали высокий уровень агрессивности в данном коллективе при высоком показателе по школе «чувство вины», что говорит о угрызении совести и раскаяние за совершенные поступки.
Дополнительно для оценки психологической атмосферы в коллективе нами использовалась методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) [7] Полученные результаты позволили нам говорить о благоприятной психологической атмосфере в классе. Из чего мы можем сделать вывод, что все негативные проявления напрямую связанны с возрастными изменениями учащихся, которые приводят к резкому снижению мотивации к обучению, проявления неуважения в отношениях с учителями и сверстниками, активизируют желание занять лидерские позиции в коллективе, пользуясь при этом всеми доступными средствами.
Данные, полученные в ходе диагностической работы, легли в основу подготовки родительского собрания и разработки рекомендаций для родителей. Считаем, что главной задачей семьи и школы в работе с учащимися подросткового возраста является применение согласованных требований. Усиление контроля при сохранении теплых доверительных отношений между педагогами-учащимися-родителями. Продолжение работы по активизации включения учащихся во внеклассную работу.
Начиная с января с учащимися 6 класса проводилась развивающая работа по адаптированной программе Г.И. Макартычевой Развитие коммуникативных навыков [6].
Поддержка со стороны классного руководителя и родителей позволила сформировать у учащихся положительную мотивацию к развивающей работе.
Учащиеся систематически посещали занятия, с интересом выполняли предложенные задания, активно участвовали в обсуждениях, уважительно относились к высказанному мнению одноклассников.
В результате проведенной работы удалось стабилизировать обстановку в классном коллективе. Учащиеся показали более ответственное отношение к учебе, что подтверждает повышение уровня успеваемости. В классе значительно снизилось число конфликтных ситуаций. Внеклассная работа стала проходить на более высоком уровне. Учащиеся показывают ответственное отношение к предложенным делам, проявляют навыки сотрудничества, принимают активное участие в предметных неделях, тематических выступлениях.
Подводя итог, хочется отметить, что для построения эффективной развивающей работы следует учитывать ряд факторов:
Работа должна быть согласованна с классным руководителем. Определен запрос, желаемый конечный результат и совместно выработанный маршрут сопровождения.
Обязательная работа с родителями, направленная на включение семьи в решение сложившейся проблемы.
Формирование положительной мотивации учащихся к развивающей работе. Установление доверительных отношений. Постоянная опора на достигнутый положительный результат.
Используемая литература:
Абрамова Г.С. Возрастная психология- М.: Академический проект, 2001.- 704с.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.- Просвещение – 1983
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.- М.: Валдос,- 2004.- 207с.
Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учрежденири – СПб.: Речь, 2006.- 288с.
Емелльянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб .: Речь, 2008.- 336с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.-СПб.: Речь, 2008.- 192с.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) http://vsetesti.ru/109/
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory)  http://testoteka.narod.ru/lichn/1/37.html