Статья ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Э.Д.Абдуллина
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» г.Альметьевск
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта [2].
В России идеи проектного обучения возникли в 1905 г., русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания [1, с.2].
Для себя метод проектов я открыла в самом начале творческого пути.
Современные дети не любят сидеть на месте, не любят заучивать простые правила, они хотят творить, исследовать.
Метод проектов позволяет скучную теорию превратить в веселую игру, дающую бóльшие результаты, нежели пустое «надиктовывание» материала. Такой метод позволяет достичь как глобальные цели: пробуждение интереса к предмету, к теме; так и локальные: научить детей работать сообща, уметь выражать свою точку зрения, защищать свои мысли.
В ходе работы с проектом можно выделить из группы ребят тех, кто имеет к предмету бóльшие способности, сакцентировать внимание на одаренных детях.
Проекты по срокам их создания можно разделить на несколько видов, в своей работе я использую два типа:
Краткосрочные – 1 урок;
Долгосрочные – 2-4 недели.
Для знакомства с данным методом, мы с ребятами выполняем краткосрочный проект, который умещается в 45 минут.
422592525400На начальном этапе я предлагаю учащимся варианты проектных работ, например, создание стенгазеты по заданной теме. Ребята с удовольствием работают с этим вариантом, так как для них этот тип работы уже знаком. Но иногда интерес к новому и неизведанному берет над ребятами верх, тогда в копилке творческих работ появляются методические сборники, наглядные пособия или даже комиксы.
42545568960164274556896047345605689603155950568960 После выбора типа проектной работы, мы обсуждаем тему, повторяем материал, который уже знаем. Намечаем план работы над проектом.
480187019926304773930892810На основном этапе – выполнение проекта – каждый учащийся выполняет свою роль, задачу, без которых не возможен успех: поиск материала, работа с научной литературой, обобщение добытой информации, выбор способа передачи материала, работа над оформлением, - все это позволяет учащимся не только представить авторскую работу, но и получить массу новой информации, которая на обычном уроке просто «пролетела бы мимо ушей».На заключительном этапе учащиеся презентуют свои работы, таким образом, учатся выступать на публике и отвечать на вопросы.
После знакомства с понятием проекта, делю детей, нацеленных на дальнейшее углубленное изучение предмета на две группы: «Творчество» и «Наука». С этого момента начинается работа с одаренными детьми. Для реализации творческих способностей ребят в школе организован кружок «Издательское дело и СМИ», где группа «Творчество» работает над созданием 1803408890и реализацией проекта «Школьная газета «Аргументы и парты». Проект реализуется на базе МБОУ «СОШ №20» 561340738505г.Альметьевска с 2013 года. Второй год «Аргументы и парты» входит в число лучших издательских проектов по мнению Малой академии наук «Интеллект будущего».
390334520955184594520955
472122516910054705350123190Работа с группой «Наука» ведется в рамках работы научно-практического объединения «Школьники – науке XXI века». Учащиеся учатся поэтапно писать исследовательские работы, познают тонкости создания научных жанров, поднимают актуальные проблемы русского языка и литературы, делают свои выводы, выступают на научно-практических конференциях. Мои воспитанники являются ежегодными победителями школьной научно-практической конференции, участниками и призерами Республиканских и Всероссийских конференций.
Таким образом, проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор и способствует детальному усвоению знаний.
Список использованных источников
Петрова И.Н. Метод проектов. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы – М.: Просвещение, 2011
Лопушкова С.А. Проектная деятельность [Электронный ресурс]. URL http://zheschool3.ru/index.php/uzitschool/lop/214-lop7  (дата  обращения: 04.04.2015).