Статья на тему Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ г. ТЮКАЛИНСКА
.
Тема: «Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в школе»
Выполнила учитель-логопед:
Коровина Ирина Юрьевна
2016-2017 уч.год Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста.
  Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -   поддержания и обогащения здоровья детей.
Организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:
·        Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье школьников, путём повышения адаптивных возможностей детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Хочу познакомить с несколькими здоровьесберегающими технологиями, которые реализую в нашем образовательном учреждении на логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
(Трубочка, лопаточка, чашечка, качели, лошадка, хоботок, трубочка и т.д)
Пальчиковая гимнастика.  Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. 
Физкультурная минутка с элементами логоритмики.
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,(руки в бинокль)(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так...-разводим руки
Дыхательная гимнастика.   Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие неречевого и речевого дыхания.

Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Виды массажа используемого в моей практике:
массаж кистей рук,
самомассаж лица, мочек ушей.
         Для  сохранения и укрепления психического  здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы:
для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Развитие глазодвигательной сферы снимает напряжение глаз, тренирует глазные мышцы, способствует профилактике нарушения зрения.
Внедрение в логопедическую практику нашей школы здоровье сберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.