Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни.


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Подготовила Мордовина Марина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия» г. Протвино
Московской области
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса
Здоровьесберегающие технологии
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбереженияХарактеристикаОбстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Количество видов учебной деятельностиВиды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности  
Количество видов преподаванияВиды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работаЧередование видов преподавания 
Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Поза учащегося, чередование позыПравильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Психологический климат на урокеВзаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)Эмоциональные разрядки на урокеШутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишиеОпределяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Темп окончания урока 
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес к обучению, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
- показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
- проявлением и тренировкой познавательной активности;
- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. 
 
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;- правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:- аудиальное восприятие;- визуальное восприятие;- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урокаВремяНагрузкаДеятельность1-й этап. Врабатывание5 мин. Относительно невеликаРепродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап. Максимальная работоспособность20-25мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв10-15 мин. Небольшое повышение работоспособностиРепродуктивная, отработка узловых моментов пройденногоПрактически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбереженияСнятие эмоционального напряжения Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизниОхрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Характеристики урока, которые можно назвать здоровьесберегающимиа) Выполнение рекомендаций СанПиНа:
- требования к освещенности кабинета,
- требования к мебели,
- температурный режим помещения,
- уровень шума,
- место и длительность применения  ИКТ.
б) Динамическая организация урока:
- физкультминутка,
- дыхательная гимнастика,
- глазная гимнастика,
- поза учащегося на уроках.
в) Психологический подход при проведении урока:
- учет индивидуальных особенностей учащихся,
- учет темперамента учащихся,
- умение работать с различными группами учащихся,
- дифференцированный подход в обучении.
г) Психологический климат урока:
- мажорность урока (эмоциональность),
- проявление доверительного подхода к ученикам,
- наличие на уроке эмоциональной разрядки,
- создание ситуации успеха.
д) Некоторые педагогические знания и умения:
- чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
- количество используемых на уроке методов, чередование методов,
- плотность урока,
- темп окончания урока,
-определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
- умение учителя оценивать процесс формирования внимания и мышления,
- умение оценивать уровень работоспособности.
 е) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
- включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья.
- постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Внедрение информации о ЗОЖ в тематику учебного предмета
Предмет Тема урока
Окружающий мир 1 класс
Урок №4. Ценный совет.
Урок №5. Зачем нам нужен жизненный опыт.
Урок №19. Наши помощники – органы чувств.
Урок №26. Учимся быть самостоятельными.
Урок №27. Одни дома.
Урок №35. Учимся решать жизненные задачи.
Урок №39. Учимся быть пешеходами.
Урок №57. Человек – разумное существо.
2 класс
Урок №5. Как природные часы влияют на наше здоровье.
Урок №15. Смена дня и ночи. Как правильно чередовать сон и активность.
Урок №17. Смена времён года. Как закаляться в разные времена года.
Урок №22. Погода и климат. Как погода влияет на наше самочувствие.
Урок №35. Что такое река? Безопасное поведение на реке.
Урок №37. Равнины и горы. Как вести себя в горах.
3 класс
Урок №2. Из чего состоит вещество. Как обращаться с опасными веществами.
Урок №4.Что такое энергия. Будь энергичным.
Урок №9. Урок – экскурсия. Ориентирование по компасу. Как не заблудиться в лесу.
Урок №23. Экосистема болота. Почему на болоте опасно?
Урок №65. Как нам жить. Человек и охрана природы.
4 класс
Урок №2. Кожа – «пограничник» организма. Как правильно ухаживать за кожей.
Урок №5. Путешествие бутерброда. О правильном питании.
Урок №8. Для чего и как мы дышим. Как защитить органы дыхания.
Урок №14. Окна в окружающий мир. Защити глаза.
Урок №18. Отчего мы иногда болеем.
Урок №23. Как стать сильным.
Литературное чтение 1 класс
Урок №4. Летом в деревне.
Урок №5. Кто помогает человеку в саду и в огороде?
Урок №8. На рыбалке.
Урок №13. На уроке труда.
Урок №105. Играть - это увлекательно!
Урок №108. Как найти настоящих друзей?
Урок №111. О детях и их родителях.
Урок №119. «Любитель» живой природы.
2 класс
Урок №15. «Какова работа, такова награда» Урок №18. Чему учат сказы и сказки
Урок №41. Уроки Мальвины
Урок № 48. Чиполлино – настоящий герой Урок №60. Илья Муромец – богатырь земли Русской.
Урок №63. Чем силён человек?
Урок №71. Как мудрость в жизни помогает
Урок №72.Чему учит бытовая сказка
Урок №76. Мудрость ценят все народы.
Урок №92. Кто сильнее?
Урок №120. Секрет счастья.
Проводимые мероприятия, имеющие направленность по формированию здорового образа жизни
1.Физкультминутки на уроках:

- двигательные;
- пальчиковые;
- гимнастика для глаз.
2.Конкурс физкультминуток
3.Праздник «Моя семья»
4.Праздник труда и урожая «Арбузник»
5.Праздник здорового питания «Витамин – шоу»
6.Подвижно – развлекательный праздник «Пиратская вечеринка»
7.Конкурс «Золушка года»
8.Турнир «Богатырская наша сила»
9.Праздник «Рыцари нашего класса»
10.Праздник «Морское рандеву»
11.Праздник «Минута славы»
12.Исследовательские работы учащихся:
«Весёлая перемена в школе»
«Находим расстояние от дома до школы»
«Определяем гигиеническую норму вместимости учащихся в классном помещении»
«Определяем соответствие домашней и школьной мебели гигиеническим нормам»
«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»
«Воздух в моём классе»
«Комнатные растения в нашем классе»
«Школа и телевидение»
Конкурс физкультминуток



Праздник урожая «Арбузник»



Праздник здорового питания «Витамин – шоу»



Праздник «Морское рандеву»



Праздник «Минута славы»



Проведение классных часов по здоровьесберегающей тематике
Класс Тема классного часа
1 класс 1.Режим дня.
2.Утренняя зарядка.
3.Наши друзья – вода и мыло.
4.Чтобы зубы не болели.
5.Гимнастика для глаз.
6.Осанка – стройная спина.
7.Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
8.Самые полезные продукты.
9.Лекарства в лесу.
10.Красный, жёлтый, зелёный.
11.Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.
12.Участники дорожного движения.
13.Виды транспортных средств.
14.Я – велосипедист.
15.Спички детям – не игрушка.
16.Если на улице дождь и гроза.
2 класс
1.Умеем ли мы ценить своё время?
2.Болезни глаз. Как их предупредить.
3.Слух - большая ценность для человека.
4.Профилактика кариеса.
5.Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
6.Режим питания.
7.Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
8.Если хочешь быть здоров – закаляйся!
9.Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.
10.Светофор и его виды.
11.Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса.
12.Правила поведения на загородной дороге.
13.Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.
14.Памятка велосипедиста.
15.Правила поведения в случае пожара в квартире.
16.Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.
17.Как уберечься от мороза.
18.Правила поведения на воде.
3 класс 1.Азбука питания.
2.Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.
3.Глаза – главные помощники человека.
4.Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.
5.Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.
6.Железнодорожный переезд.
7.Детский дорожно-транспортный травматизм.
8.Азбука пожарной безопасности.
9.Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.
10.Как уберечься от укусов насекомых.
11.Как уберечься от ушибов и переломов.
12.Правила безопасности во время грозы.
4 класс Профилактика инфекционных болезней.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.
Основные виды травм у детей школьного возраста.
Первая медицинская помощь при кровотечении.
Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.
Опасная ситуация.
Что я расскажу младшему брату о пожаре?
Безопасное поведение в быту.
Правила техники безопасности для туриста.
Мероприятия физкультурно-оздоровительного характера
1.День здоровья
2. «Протвинский рюкзачок»
3.Весёлые старты
4.Спартакиады между классами
5.Турнир по шашкам и шахматам
6.Туристические походы
7. «Мама, папа, я – спортивная семья»
8.Экологические игры
9.Подвижные игры на воздухе
10.Экологические игры
11.Участие в городских оздоровительных мероприятиях
День здоровья



Турнир по шахматам

Подвижные игры на воздухе


Туристический поход



Городской семейный праздник «Здоровому – всё здорово!»



Диагностика эффективности здоровьесберегающей деятельности
Результатами планомерной работы по формированию здорового образа жизни являются:
сплочение коллектива класса,
увеличение доли родителей, участвующих в делах класса до 90%,
создание благоприятного эмоционального климата в классе.
По результатам методики для определения эмоционально-психологического климата в школе увеличивается количество детей с явно выраженным восторженным и спокойным отношением к школе:
1 класс – 88%
2класс – 90%
3 класс – 91%
4 класс – 95%
Совместная работа способствует сплочению детского коллектива и установление внутри него эмоциональных контактов. По результатам социометрии класс считали дружным:
1 класс – 85%
2класс – 89%
3 класс – 91%
4 класс – 95%