Статья: Работа классного руководителя с родителями по формированию здорового образа жизни у детей

Работа классного руководителя с родителями по формированию здорового образа жизни у детей

В Концепции школьного воспитания подчёркивается: "Семья и школа в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность ведения здорового образа жизни и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и школы, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к школе. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы со школьниками, родители начнут доверять рекомендациям учителей и охотно пойдут с ними на контакт.
В совместной работе классного руководителя и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс развития ребёнка.
В начале  2013-2014  учебного года началась работа классных руководителей с родителями по формированию здорового образа жизни у детей.

Цель: объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников.

Главные задачи:
- создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности;
- приучить детей адекватно реагировать на опасные ситуации окружающей среды; - усилить работу с родителями по формированию здорового образа жизни ребёнка;
-способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.
-приобретение учащимися вредным навыкам сказать “нет”.

На первом этапе работы классные руководители на родительских собраниях провели анкетирование по теме: "Какое место занимает физкультура в вашей семье"

Анкета для родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье"
На первом этапе работы классные руководители на родительских собраниях провели анкетирование по теме: "Какое место занимает физкультура в вашей семье"

Ф.И.О., образование, количество детей в семье. _________________________________________________________________
Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? _________________________________________________________________
Есть в доме спортивный снаряд? Какой? _________________________________________________________________
Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую? _________________________________________________________________
Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
Мама (да, нет),
папа (да, нет),
дети (да, нет),
взрослый вместе с ребенком (да, нет).
Регулярно или нерегулярно.
Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________
Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________
Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________
Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
Виды деятельности ребенка после прихода из детс
·кого сада и в выходные дни:
Подвижные игры
Спортивные игры
Результаты анкетирования родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
53 человека (56.4%) занимались или занимаются спортом. У 42 человек (45%) есть дома спортивный снаряд 7 детей (7,5%) посещают спортивные секции:
большой теннис -1,
хоккей - 2,
борьба - 1,
бассейн - 3 человека.
33 человека (35%) делают дома утреннюю гимнастику.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У 75 человек (80%) установлен режим дня, но соблюдается только у 30 человек (32%).
31 человек (33%) знают методы и приемы закаливания, 30 чел. (31%) проводят закаливающие мероприятия дома.

Работая с родителями, изучены факторы, препятствующие участию родителей в оздоровлении ребенка.
в качестве ведущего:
(62%) недостаток времени.
12,06% из числа респондентов указали на недостаток знаний и умений,
15% просто лень,
1,7% не считают это необходимым.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о недостаточном уровне валеологической образованности и активности родителей и позволяют утверждать, что семья сегодня не является примером для подражания. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленного формирования валеологической культуры родителей, определяющих условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе.

Что дает работа классного руководителя - родителям, семье?
возможность получить новые знания о здоровье;
возможность приобщения к “живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;
возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
возможность способствовать укреплению семьи;
Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому.
Вывод: Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей. Работа с родителями проводится по определенной системе, используются различные формы работы: в виде лекториев медицинских и правовых, бесед, круглого стола, конференций, индивидуальных бесед, консультаций психолога, социального педагога.