«Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе».


Доклад
Тема: «Интерактивные формы организации образовательного процесса
в начальной школе».
Равская Л. С.
учитель начальных классов
высшей категории,
старший учитель
г.Симферополь 2014г.
I. 1. Понятие о формах педагогического процесса.
2. Из истории становления и развития организационных форм обучения.
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определённое организационное оформление.
Форма обучения понимается как конструкция циклов обучения, реализирующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, форма отражает систему устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Однако, будучи выражением внешней стороны организации обучения, форма учебного процесса неразделимо связана и с его внутренней, процессуально-содержательной стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, приёмы, средства обучения, структурирование изучаемого материала.
В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система. В начальной школе используются все системы организации образовательного процесса, но преимущество имеет классно-урочная система.
Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский глубоко научно обосновал все преимущества этой системы и создал стройную теорию урока. В каждом уроке К. Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части.
Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремлённости на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К. Д. Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока.
Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока.
Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Таким образом, урок- это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
II. Интерактивные формы обучения и воспитания, интерактивная модель обучения.
Так как школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека, то именно на школу возлагается главный и чрезвычайно сложный труд- подготовить учащихся к самостоятельным шагам в быстро меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.
Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока.
Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Но нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монологу учителя. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока:
- уроки-путешествия
- уроки-сказки
- викторины
- КВН
- интегрированные уроки
- мультимедийные уроки
- уроки с элементами мультимедиа
- уроки с использованием интерактивных технологий обучения
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «ш1егас1». «1п1ег» в переводе означает «взаимный», «асЬ>- действовать. Интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса.
Особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции, целевые ориентиры и классификационные параметры. Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход: коммуникативный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: разнообразные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: демократический, интерактивный, характер сотрудничества.
Целевые ориентации:
• - выявление многообразия точек зрения;
• - обращение к личному опыту участников;
• - поддержка активности участников;
• - соединение теории и практики;
• - взаимообогащение опыта участников;
- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания;
• - поощрение творчества субъектов образовательного процесса. Концептуальные позиции:
• - информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;
• - интерактивное общение способствует умственному и творческому развитию;
• - при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями;
• - обратная связь может способствовать повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной и управленческой), что позволяет обеим сторонам устранять помехи.
Особенности организации.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания.
Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном - роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, а задача учителя - создать условия для их инициативы. Учащиеся выступают полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.
• В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса,
• В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся ( разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.)
* В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
Что же представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы:
- работа в малых группах ( в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе );
- «большой круг»;
- «вертушка»;
- «аквариум»;
- «карусель»;
- «мозговой штурм»;
- «круглый стол»;
- ролевая игра;
- деловая игра;
- лекции с проблемным изложением;
- эвристическая беседа;
- уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий);
- конференции;
- использование средств мультимедиа;
- метод проектов (как элемент урока, но скорее как внеурочная деятельность).
Основная цель интерактивного обучения.
В законодательстве РФ закреплён, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно, признания творческой природы личности каждого ребёнка.
Главная цель - целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае:
- ученик сам открывает путь к познанию;
- усвоение знаний это результат его деятельности;
- из объекта образовательного процесса он превращается в субъект;
- меняется сам образовательный процесс: обучение переходит в учение;
- процесс становится увлекательным как для ученика, так и для учителя;
- и учителя и дети получают навыки взаимодействия в группе и умения вести диалог;
- все субъекты процесса учатся быть внимательными к чужому мнению и формировать собственное отношение к окружающей действительности;
- ученики и учитель становятся партнёрами.