Нетрадиционные формы обучения в объединениях предшкольного развития


Нетрадиционные формы обучения в объединениях предшкольного развития
Основной приоритет современного образования - это переход от «школы памяти» к «школе способностей». То есть, сегодня на первом месте в процессе обучения стоят задачи не столько максимального усвоения информации, сколько развития творческого мышления и самостоятельного приобретения новых знаний. В педагогической практике актуальными становятся формы и методы обучения, способные активизировать учащихся, превратить их из пассивных слушателей в творческих соучастников получения новых знаний.
В последние годы наблюдается значительный интерес к нетрадиционным формам проведения занятий в учреждениях дополнительного образования. Это связано с различными преобразованиями, активным внедрением в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебных пособий.
Традиционные формы обучения
Для школьников:
• Лекция
• Лабораторная работа
• Семинар
• Конференция
• Туристический поход
Для дошкольников:
• Урок
• Учебная игра
• Экскурсия
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Формы определяются возрастными особенностями детей
Нетрадиционные формы обучения дошкольников
● беседа с игровыми элементами; 
● сказка; 
● сюжетно-ролевая игра; 
● игра-путешествие;
● игра-имитация; 
● интегрированные занятия;
● викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
Сравнение традиционных и нетрадиционных занятий (по Г.К. Селевко)
Элементы
Традиционное
занятие Нетрадиционное
занятие
Концептуальная основа Субъект-объектное взаимодейстие в системе «педагог-ребёнок»
Недостаток:
Изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом Субъект-субъектные позиции в системе «педагог-ребёнок»
Достоинств:
Возможность коммуникативного диалога между учащимися
Содержательная часть
Цели
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер.
Достоинства: наибольший объем информации, систематичность
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.
Достоинства: более глубокое изучение учебного материала
Недостатки: большие затраты времени
Процессуальная часть
Организация образователь-ного процесса
Достоинства: четкая структура занятия
Недостатки: однообразие, пассивная познавательная позиция, низкий уровень самостоятельности, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможности для формирования критического мышления
Методы и формы учебной деятельности
Репродуктивный характер (сообщение готовых знаний, деятельность по образцу)
Недостатки: преобладание монолога педагога
Достоинства: преобладание стимулирующей деятельности педагога
Методы и формы работы педагога
Педагог определяет цели, планирует деятельность, контролирует усвоение материала
Достоинства: контроль за содержанием материала, ходом занятия и временными рамками Недостатки: меньше возможностей контроля со стороны педагога
Деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала.
Диагностика Достоинства: предсказуемость результатов обучения
Недостатки: слабая обратная связь
Достоинства: сильная обратная связь
Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностике результатов
Нетрадиционные занятия могут использоваться на любом этапе учебного процесса. Чаще они имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала. Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по программе, которую подлежит освоить, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Нетрадиционные занятия таят в себе большой потенциал.