Групповые формы учебной деятельности на уроке русского языка


Групповые формы учебной деятельности на уроке русского языка
В рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Групповая форма работы предполагает организацию и развитие диалогового обучения, в ходе которого ученики учатся критически мыслить, решать сложные задачи, планировать условия совместных действий, принимать решение, общаться. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские и творческие проекты, ролевые игры, работа с различными источниками информации. Эта форма работы способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Групповые формы работы можно использовать на различных этапах работы. В процессе работы каждый этап урока получил свое название. Чтобы представить систему своей работы, предлагаю разработки нескольких уроков.
1. Проверка домашнего задания

- «Веселый перекресток» - взаимопроверка письменного задания;
- ученики рассказывают друг другу изученный материал: каждый выбирает свой уровень ответа(*** - самостоятельный ответ без опоры на материал параграфа; ** - ответ с использованием опоры: план, схема, алгоритм; * - пересказ материала учебника);
2. Изучение нового материала
- Яркое пятно
- Ловушка
- Опора - учитель сообщает интригующий материал, обеспечивающий принятие темы учениками (впоследствии сформируется целая группа учащихся по сбору такого материала);
- учащимся предлагается выполнить такое задание, которое позволит выделить основную информацию, структура которой будет служить базисом для изучения темы;
- учениками оформляется новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.);
3. Закрепление изученного материала
- Вопрос – ответ
- «Ты мне – я тебе»
- Учебная встреча «Всезнайка»

- Взаимоконтроль
- Эксперимент

- Броуновское движение - учитель задает вопросы для проверки понимания изучаемого материала (вопросы могут задавать ученики друг другу, работая в паре или в группе);
- ученики в паре по алгоритму проговаривают друг другу изученный материал;
- учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы);
-ученики проверяют друг друга по карточкам-заданиям, тестам или перфокартам;
- ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке;
- класс поделен на группы и двигается по классу с целью сбора информации по изучаемой теме.
4. Домашнее задание
- творческое написать грамматическую сказку, стихотворение, загадку, синквейн, акростих, рекламу и др., с прочтения которого начнется следующий урок (индивидуально, в паре или группе: по желанию обучающихся).
Урок на тему: «Лексическое значение глагола» (5класс)
Задачи урока:
Образовательные:
расширить представление учащихся о лексическом значении глагола;
повторить и углубить сведения о глаголе и его грамматических признаках;
формировать навыки и умения грамотного письма;
закреплять знания терминов ,обучать участию в беседе, построению высказывания.
Развивающие:
развивать умение систематизировать, анализировать;
развивать внимание и речь, логическое мышление;
развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);
Воспитательные:
воспитывать потребность в знаниях;
воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
1 Орфографическая разминка.
Учитель предлагает учащимся вставить слова, которые пропущены в тексте (текст на доске или спроецирован на экран, при наличии передвижного компьютерного класса выполняется в ноутбуке в паре).
Всю ночь Женьку … комар: он … несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щеку, противно …, …. и …. . Женька и руками, и ногами …., и …. На ужасного комара, и даже один раз в него …. – все бесполезно! Комар ехидно …и снова … на Женькино ухо! Тогда Женька … терпение: он … на кровати и … было … этому комару кулаком по спине, чтобы не …, но комар легко … своими прозрачными крылышками и … на потолок.
2 Изучение нового материала:
Беседа:
К какой части речи относятся вставленные слова?
Что вы можете сказать о грамматическом значении этой части речи?
Каково лексическое значение данных слов? Что такое лексическое значение?
В какой части слова содержится лексическое значение?
Послушайте сказку: « Жил – был Глагол. Он очень не любил ленивых и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил … Там что - то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть. А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит?»
Если верить этой сказке, портрет Глагола нарисовать невозможно. Глагол, видимо, похож на самолет или поезд,…
А вы каким представляете Глагол?
Давайте нарисуем портрет Глагола, опираясь на знания, полученные в начальной школе. (на интерактивной доске появляется портрет, он нарисован из вопросительных знаков, в которых написаны морфологические признаки глагола, известные школьникам; позже портрет можно дополнить новыми)
Как вы думаете, почему наш портрет выглядит так?
О какой портретной характеристике мы уже говорили? (лексическое значение)
Сколько мнений было в классе? Почему? Какой возникает вопрос? (формулируется вопрос или тема и выводится на интерактивную доску , записывается в тетради)
Выполним упражнение 631 (работа в парах)
(выдвижение и проверка гипотезы; после вывода – под вопросительным знаком «Лексическое значение» проецируются названия лексических групп глагола)
3 Закрепление изученного материала:
выполнение упражнения 632, 634;
«Ты мне - я тебе» (повторение изученного материала);
групповая работа: «Школа магии». Представьте себе, что вы учитесь в необычной школе: школе, где обучают волшебству. Дверь школы открывается заклинанием. Придумайте заклинание, используйте глаголы с различным лексическим значением;
обсуждение проектов ;вывод по уроку, итоги
4 Домашнее задание:
выполнить упражнение 637 или 638;
написать сочинение-рассуждение о лексическом значении глагола, используя вводные слова . Урок на тему: «Грамматическое значение «действие» (5 класс)
Задачи урока:
Образовательные:
повторить и углубить сведения о глаголе и его грамматических признаках;
закрепить знания о лексическом значении глагола;
закрепить навыки написания глагольных форм;
Развивающие:
развивать навыки грамотного письма;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову, к родному языку.
Ход урока:
1. Повторение изученного материала:
Беседа:
Ребята, мы на первом уроке о глаголе составили его портрет. Какую первую портретную деталь мы обозначили? (лексическое значение)
Что такое лексическое значение слова?
Какая часть слова является показателем лексического значения?
Какие группы мы назвали?
Вы написали о глаголе? (зачитываются 1-2 работы, остальные после урока крепятся на демонстрационную доску).
Яркое пятно. Вы хорошо поработали, но я тоже приготовила домашнее задание: « Свеж утренний воздух над Глаголией. Под крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: « Мы обозначаем действие». Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо и пойдет гулять по дорожкам предложений.
Какой наряд носит глагол?
А как называются эти одежды? (признаки)
Какие это признаки? Сколько у нас мнений? Почему?
Какой возникает вопрос? (формулируется вопрос или тема, записывается на интерактивную доску и в тетради)
2. Изучение новой темы:
- выполнение упражнения 639 (выдвижение и проверка гипотезы, вывод);
3. Закрепление
выполнение упражнений 640
выполнение тестовых заданий (ЦОР; используется передвижной компьютерный класс/ноутбуки)
групповая работа: «Биография глагола». Составить план рассказа о глаголе (зачитывается 1-2 групповых проекта, по которым формулируются итоговые вопросы по уроку)
4. Итоги урока
Что называется грамматическим значением слова?
Какая часть слова является показателем грамматического значения слова?
Как называются суффиксы, образующие формы?
5. Домашнее задание:
выполнить упражнение 642 или 643
написать рассказ о глаголе по плану, составленному в классе.
Урок на тему: «Гласные в суффиксах глаголов –ева-(-ова-) и –ыва-(-ива-)»(5класс)
Задачи урока:
Образовательные:
расширить представление учащихся о словообразовании глагола;
повторить и углубить сведения о глаголе и его грамматических признаках;
формировать навыки и умения грамотного письма;
закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.
Развивающие:
развивать умение систематизировать, анализировать;
развивать внимание и речь, логическое мышление;
развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);
Воспитательные:
воспитывать потребность в знаниях;
воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания:
взаимопроверка упражнения 675;
«Веселый перекресток» ( рассказ о видах глагола с опорой на собственные примеры)
2. Изучение новой темы:
ученик во время проверки д/з записывает на доске зашифрованные слова, определяет их вид, затем комментирует задание.
о…ивать –цен-, -праш-; (оценивать, опрашивать)
при…ывать –вяз-, -гляд-; (привязывать, приглядывать)
…овать –атак-, -бесед-; (атаковать, беседовать)
…евать –ночь-, -гор-. (ночевать, горевать)
Как образованы данные слова? Что интересного заметили в них?
Образуем глаголы, используя суффиксы –ова-(-ева-) и –ива-(-ыва-)
(работа в группе : на листах маркером, крупно пишутся слова; все варианты крепятся на доску, проверяются )
След, проба, зависть, смех, дума, испытание
Вы смогли правильно выполнить задание? Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? (окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).
Выполняется упражнение 681(выдвигаются и проверяются гипотезы, делается вывод, сравнивается с материалом учебника на стр.350, составляется и записывается алгоритм)
ую, юю – ова,ева Я
ываю, иваю – ыва, ива
Пошаговое применение правила
поставьте глагол в форму 1 лица ед. числа (Я);
проверьте, на что оканчивается глагол:
на –ываю-(-иваю-)на –ую, -юю
надо писать –ива-(-ыва-) надо писать –ева-(-ова-)
3. Закрепление:
выполняются упражнения 682,683;
задание «Исправь ошибку» выполняется в паре (можно использовать передвижной компьютерный класс):
Я считаю, что нужно жить весело и не горивать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любаваться природой, смотреть, как созривают плоды в саду, узновать травы в лесу и рассчитовать приятно провести остаток дней.
«Ты мне – я тебе»(учащиеся в паре проговаривают изученный материал);
взаимоконтроль (перфокарта по изученной теме; работа проверяется друг у друга, итоговая проверка – по контрольной записи на интерактивной доске):
1. кочвать2. проветрвать3. гор вать4. увеличвать5. проповедвать6. завидвать7. укачвать8. рассматрвать9. ночвать10. корч вать4. Итоги урока:
- По подсчетам ученых, почти 90% слов в русском языке являются образованными от других, оставшиеся 10% - это слова, которые состоят из одного корня. Как же образуются слова в русском языке? Как образуются глаголы? Как проверить написание суффиксов –ова-(-ева-) и –ива-(-ыва-)?
5. Домашнее задание:
выполнить упражнения 687 или 688;
написать стихотворение или загадку о правописании суффиксов глаголов –ова-(-ева-) и –ива-(-ыва).

Библиографический список
Бунеев Р. ,.Бунева Е.,.Комиссарова Л., Текучева И. Русский язык учебник для 5 класса основной школы. В 2- кн./Под науч. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.-М.: Баласс,2010
Воронцова А.Б., Е.В Чудинова. Учебная деятельность: введение  в образовательную систему Эльконина-Давыдова - М.: РассказовЪ, 2004, 386 с.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией Е.В. Бунеевой Русский язык учебник для 5 класса основной школы. В 2- кн./Под науч. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.-М.: Баласс,2009
Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5-й класс под ред. Барова Е.С., Богданова М.Р .-М.:Баласс,2009
Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности/журнал «Школьные технологии» 2005, № 1
Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Русский язык под ред Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В.-М.:Баласс,2009
Ярулова А.А. Структура занятий индивидуально – ориентированного обучения/журнал «Школьные технологии», 2005, № 1