ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


Никифорова Л.Б.
учитель-логопед
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Школа № 13 г.Феодосии Республики Крым»
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Система образования современного общества направлена на обеспечение равного доступа к образованию всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых или иных особенностей, что отражено в Конвенции о правах ребёнка (1989) и в Конвенции о правах инвалидов (2006). Ребёнок с ОВЗ имеет право обучаться в любом общеобразовательном учреждении по месту жительства, задача школы в данном случае – создание условий для обучения ребёнка с учётом его особенностей и индивидуальных образовательных потребностей. Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей является основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг [3; стр.10]. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования. Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса прежде всего должна принять как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [1; стр.5].
МБОУ Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым с 2012 года реализует инклюзивное обучение. На данный момент в школе 5 классов с инклюзивной формой обучения. Общее количество детей с ОВЗ, которые обучаются в классах с инклюзией – 13 человек. В школе сформирована служба сопровождения учащихся, на ряду с учителями-предметниками, в штатное расписание включены учителя-дефектологи (5 специалистов), тьторы (3 специалиста), учитель-логопед, педагог-психолог. На базе школы работает ПМПк ,специалистами которого осуществляется взаимодействие с учителями и родителями.
В период с 2014 – 2015 гг. МБОУ Школа № 13 принимала участие во Всероссийской программе «Доступная среда». Программа в равной мере охватывала как информационное так и материально-техническое обеспечение. Специалисты сопровождения прошли курсы повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях». В 2014 – 2015 уч.г. курсы прошли: директор МБОУ Школы № 13, педагог-психолог, учителя начальных классов, учитель-логопед и тьютор. Специалисты, прошедшие курсы, делились полученной информацией и активно применяют новые знания в организации процесса обучения. Участники курсов повышения квалификации получили информацию, позволяющую лучше ориентироваться в нормативно-правовой базе инклюзивного обучения, расширили личный арсенал методов обучения детей с ОВЗ, углубили знания о нозологии и этиологии заболеваний, получили чёткие представления об этапах составления АОП для детей с ОВЗ различных категорий.
По нашему общему мнению, главной и первоочерёдной задачей в организации инклюзивной формы обучения является систематическое и тесное взаимодействие команды специалистов сопровождения. И, хотя вся работа чётко регламентируется локальными актами школы, в данном случае невозможно ограничиться лишь формальным взаимодействием.
Период поступления и обучения ребёнка с ОВЗ в школе особенно важен как для самого ребёнка, так и для его близких. Как правило, этому событию предшествуют годы совместных усилий родителей и специалистов. Включение ребёнка с особенностями развития в общеобразовательную школу открывает перед ним широчайшие коррекционные и развивающие возможности. Однако данное утверждение справедливо лишь при условии учёта особых образовательных потребностей ребёнка и создании необходимых для конкретного ребёнка условий.
На сегодняшний день в МБОУ школа № 13 г.Феодосии Республики Крым уже сложился определённый алгоритм работы по приёму и обучения ребёнка с ОВЗ.
Мы встречаемся с родителями, которые хотят, чтобы их ребёнок обучался в нашей школе. Однако одного желания, всё же, недостаточно. Главным документом, на который ориентируется школа и, который, является для школы обязательным к выполнению – выписка ПМПК. Опираясь на данный документ, мы определяем форму обучения (очная, инклюзия, частичная инклюзия либо индивидуальное обучение на дому), класс, программу обучения, необходимых специалистов сопровождения (тьютор ,психолог, логопед). При составлении коррекционной программы, специалисты руководствуются направлениями работы, указанными в документе. Таким образом, выписка ПМПК является основанием для создания специальных условий для ребёнка.
Как правило, весь первый месяц обучения используется для наблюдения за ребёнком: тьютор, совместно с учителем, отмечает в дневнике наблюдений наиболее продуктивное для ребёнка время, особенности его поведения и реакции на сенсорные раздражители и возможное переутомление, подробно описывает, при наличии, нежелательное поведение. Письменная фиксация данных показателей позволяет проследить особенности работоспособности ребёнка, выявить причины нежелательного поведения и подобрать максимально комфортный режим и методы разгрузки. Итог наблюдений подводится на заседании школьного ПМПк, деятельность которого регламентируется Положением о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Следующим важным этапом является заполнение специалистами сопровождения ряда документации установленного образца:
индивидуальный маршрутный лист (ИМЛ), включающий общую информацию о ребёнке и родителях (лицах, их заменяющих), описание основных сфер личности ребёнка, необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение. В конце учебного года заполняется также лист результативности и целей на следующий год. ИМЛ отправляется для утверждения в Симферопольский инклюзивный ресурсный центр;
индивидуальная программа развития, в которой отмечаются сильные и слабые стороны в основных сферах развития: академической, эмоционально-волевой, коммуникативно-речевой, социальной, самообслуживания, физического развития и в сфере предпочтений и интересов;
лист динамики развития, заполняя который, каждым специалистом обозначается конкретная кратковременная цель и чёткие задачи для её достижения. Цель, как правило, ставится на три месяца и, по истечению данного периода, может либо изменяться, либо переноситься на следующий период, однако в этом случае, целесообразным будет проанализировать правильность формулировки цели и соответствие задач данной цели.
Кроме того, составляют характеристики учитель и тьютор, педагог-психолог, готовит логопедическое заключение учитель-логопед.
Заполнение и своевременное ведение подобной документации позволяет составить адаптированную образовательную и коррекционную программы с учётом особенностей конкретного обучающегося.
С рабочими программами специалисты знакомят родителей во время инклюзивного собрания – формы взаимодействия администрации и специалистов команды сопровождения с родителями. В начале учебного года родителей знакомят с индивидуальным учебным планом обучающегося, который разрабатывается в соответствии с Положением об ИУП обучающегося. В данном документе указывается нагрузка обучающегося по предметам, количество коррекционных часов и количество часов индивидуальных занятий с тьютором по предметам. Подобные встречи проходят каждые три месяца и дают возможность скоординировать усилия и учитывать пожелания родителей. Все инклюзивные собрания протоколируются в журнале.
Так как первым специалистом, с которым учится контактировать ребёнок и, который, так или иначе, сопровождает ребёнка в разных видах его учебной и внеурочной деятельности является именно тьютор, будет целесообразным остановиться на роли тьютора. Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие проблемы в организации образовательного процесса [2; стр.6]. Деятельность тьютора в МБОУ школа № 13 г. Феодосии РК осуществляется в соответствии ряда локальных актов, в т.ч.: Положение об организации тьюторской деятельности; Положение о тьюторе; Должностная инструкция тьютора; Договор с родителями и ОУ на тьюторскую услугу. Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует основные свои функции: - диагностическую – сбор данных об обучающемся; - проектировочную – составление рабочей программы дополнительных занятий по предметам и календарно-тематического планирования; - реализационную – оказание поддержки обучающемуся в образовательном пространстве, которая, в зависимости от особенностей ребёнка, может заключаться как в разноплановой информационной поддержке так и в чисто механической помощи, как, например, добраться в нужный кабинет, помощь в использовании гусеничного подъёмника; - аналитическую – анализ процесса реализации адаптированной образовательной программы, при необходимости, ее изменение. И, хотя основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве, важно стремиться к максимальной самостоятельности обучающегося и минимизировать при этом значение личности тьютора, не переходя рамки делового сотрудничества, не лишенного, разумеется, дружеского тона. Именно с этой целью в МБОУ школа № 13 г. Феодосии РК каждый год либо каждые два года происходит смена тьютора, что стимулирует адаптивные свойства личности и формирует самостоятельность ребёнка с ОВЗ.
Особое внимание уделяется подготовке технического персонала школы: сотрудники знают особенности поведения детей с ОВЗ различных категорий и умеют своевременно оказать необходимую поддержку.
Таким образом, создание системы взаимодействия специалистов команды сопровождения с родителями и наличие чёткого представления о функциональных обязанностях в этой системе каждого участника позволяет организовать максимально продуктивное и комфортное образовательное пространство для обучающегося с ОВЗ в рамках общеобразовательной школы. Список использованной литературы:
1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. – 156 стр.
2. Зыбарева, Н.Н. Профессия тьютор / Н.Н.Зыбарева, Н.В.Карпенкова, Е.В.Кузьмина // Информационно-методический бюллетень. – М., 20012. – 21 стр.
3. Инклюзивное образование в России / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), М., 2011. – 88 стр