«Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»


Доклад на тему:
«Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
Докладчик Проскурина Т.В.
Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого Великого спящего. Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов. Хотелось бы сосредоточить ваше внимание: - на эффективности деятельности школьных методических объединений; - на повышении качества планировании работы методических объединений, поскольку роль М/О в профессиональном мастерстве учителя неоспорима. Цель М/О - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей. У нас их 9: М/О математика и информатика; иностранный язык; русский язык и литература; предметы общественно-научного цикла; начальные классы; предметы эстетического цикла, физическая культура и ОБЖ; 2 технология,; классных руководителей, предметы естественно – научного цикла. Вот некоторые из них: МО рус.яз. и литературы, математики и информатики, иност. яз., нач.шк. В течение многих лет основной формой методической работы в школе было методическое объединение учителей. В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по предмету: разработка приемов, методов, технологий обучения по тем или иным темам, которые сами преподаватели для себя считали актуальными, работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, работа с одаренными детьми, совершенствование форм и методов организации урока, подготовка к экзаменам, взаимные посещения занятий и др. Основная форма - заседание. Каждое из М/О имеет свой почерк в работе, свой подход. Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на освоение новых приемов и методов повышения качества обучения Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования. В нашей отрасли сложилась и развивается федерально-региональная структура профессиональной поддержки учительских кадров через институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Действующее законодательство РФ и нормативно- правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации. Курсы повышения квалификации учителя проходят своевременно, в настоящее время курсы проходят 6 учителей (Павлова И.В., 3 Попова О.Г., Соловьева Л.А., Голоцван Л.И., Гурина С.Л., Мохорт Н.П.) и со 2й четверти Лопатина Г.Г. Если делать сравнительный анализ по годам, то наблюдается следующая картина: Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. В нашем учреждении формой повышения профессионального мастерства был и остаѐтся педсовет. Педсовет стал поисково- познавательным инструментом, с помощью которого учителя самостоятельно ищут ответы на актуальные вопросы педагогики, сверяют, уточняют свои позиции, ведут творческий поиск. При подготовке выступлений к педсовету каждый учитель тщательно анализирует все мероприятия, проводимые им, что способствует самоанализу деятельности учителя, более глубокому анализу учебной деятельности школьников. Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно- теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности. Отрадно, что наши учителя много внимания и времени отдают своему самообразованию. Свой профессиональный уровень учителя повышают за счет чтения педагогической и специальной литературы, выезды на семинары, курсы повышения квалификации и т.д. Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не 4 формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации: • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовлетворение: • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека». • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребѐнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки. • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, стимулирование, надбавки, звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как 5 человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать? Сегодня каждый педагог может самостоятельно определять наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей. Педагогами М/О иностранного языка (руководитель Голоцван Л.И.), естественно – научного цикла (руководитель Боровикова Л.М. ) темы выбраны в соответствии с методической темой школы. Многие из учителей М/О имеют четкий план работы над темой самообразования. Результатом данной работы стали выступления на М/О, педсоветах. Но не все темы выбраны в соответствии с методической темой школы. Многотемье самообразовательной деятельности, снижение возможности глубокого изучения проблем и выработки общих подходов на уровне всего коллектива является проблемой М/О Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями. Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что педагогическая культура - совокупность умений учителя проявлять образцы личностно- ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьѐзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории. Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической. Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методического объединения учителей, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях. 6 Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении. Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИКТ-технологиями. О том, что учителя используют цифровые ресурсы на уроках позволяет сказать тот факт, что многие из нас имеют диплом «Учитель цифрового века» В каждом М/О свои ведущие технологии. В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности. Как организована работа методического объединения в школе? Ответить на этот вопрос можно, если серьезно задуматься над тем, какие учебно-воспитательные задачи решает образовательное учреждение. А как оценивают работу методического объединения сами учителя? Необходимо выстроить систему методической работы таким образом, чтобы у учителя возникла производственная потребность в профессиональном росте. Традиционной формой повышения квалификации остаются открытые уроки. В прошлом учебном году было дано 18 открытых уроков на уровне лицея, 3 - на уровне города в рамках конкурса «Учитель года», аттестации учителей, методических недель, семинаров. Педагоги, посетившие эти уроки, отмечали логичную последовательность при изучении материала, системность в работе, учет возрастных особенностей учащихся, смена видов деятельности, развитие исследовательских навыков, использование игровых моментов, сотрудничество учителя и ученика. Действительно учителя увидели педагогический рост своих коллег. Над своим профессиональным развитием педагоги работают не только в своих предметных М/О, но и в методическом объединении классных руководителей. Роль классного руководителя в организации учебно- познавательной деятельности учащихся – очень важный вопрос в 7 воспитательной деятельности учителя. Об этом мы тоже сегодня будем говорить. Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача для руководителя методической работой. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, самоанализ (рефлексия) профессиональной деятельности, открытые уроки, проведение «дней мастерства», «Панорам методических идей», конкурсы «Учитель года», «Молодой учитель», «круглые столы» по обмену опытом, участниками которых были Филиппова О.Ю., Богданова А.Ю., Ломшакова И.Л., Погодина А. В., Павлова И. В. и другие. Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя. Достаточно интересны «портфолио» учителей, прошедших аттестацию в этом году, разнообразны уроки, проведенные при прохождении аттестации: с использованием ИКТ, технологий проектной деятельности, здоровьесберегающих, проблемного обучения. Все знают, что портфолио – набор материалов, документов и иных свидетельств достижений в профессиональной педагогической деятельности, предназначенный для определения уровня квалификации педагогического работника, его личностного профессионального роста, а также для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии. Все это говорит о том, что учителя активно включают в практику работы широкие возможности использования инновационных технологий. Хочется отметить всех руководителей методических объединений, которые проявляют заинтересованность, помогают при подготовке и во время проведения аттестационных мероприятий каждому члену своего объединения и мне, ответственному за проведение аттестации в лицее. На сегодняшний день из 64 педагогических работников высшую категорию имеют - 14, первую -20 , вторую – 12, соответствие занимаемой должности - 2 , не имеют квалификационной категории – 16. Хочу напомнить, что к 2015 году все учителя нашего коллектива должны будут пройти аттестацию на высшую, первую категории и соответствие занимаемой должности. Второй категории не будет. Педагогический профессионализм определяется через «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться как идеал педагогической 8 деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как эталон, содержащий оценку педагогического труда. Основными показателями мастерства учителя являются: - совершенствование учебного процесса; - уровень сформированности предметных компетенций учащихся; - повышение уровня воспитанности учащихся. Для активизации работы методического объединения необходимо проводить экспертизу готовности учителя к аттестации. Поэтому руководителям методических объединений рекомендуется добавить в папку М/О к разделу аттестация карту профессионального роста, которую каждый педагог будет заполнять в межаттестационный период. По накопленному материалу учитель будет видеть свои наработки и пробелы, что будет стимулировать его к дальнейшей работе, а руководитель будет видеть и «предвидеть» деловые качества, достоинства учителя и использовать их в работе. Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача руководителей предметных методических объединений подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег - предметников, поэтому в плане работы предметных М/О обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами». В нашем коллективе 4 молодых специалиста: Тихенко Э.Н. (руководитель М/О Данилова А.Л.), Кухарева Г.С. (руководитель М/О Ткачева Т.Ф.), Катаргина А.В. (руководитель М/О Мохорт Н.П.), Лопатина Е.А.(руководитель М/О Пузанова Т.Г.). Необходимо в М/О закрепить наставников за молодыми учителями, утвердить план работы. В течение методических недель запланировать и открытые уроки этих учителей, затем провести «круглый стол» по результатам совместной работы молодых специалистов, наставников и руководителей М/О. Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Шесть лет у нас работает научное общества лицеистов и Совет лицеистов при нем. Особенно их работа активизируется в канун праздников, ответственных мероприятий, мы наблюдаем единение ребят, желание участвовать. Мы все были свидетелями Дня лицеиста, Дня учителя уже в этом году. В каждой секции Совета есть закрепленные учителя – наставники из каждого М/О: Ткачева Т.Ф., Стариков В.А., Боровикова Л.М., Курбанова Е.Н. Секции имеют планы работы на год. Можно было бы много говорить о наших хороших делах, перечислять недостатки и упущения в работе М/О. Убеждена, что последнее никогда и никому не приносило пользы. Задача педсовета – помочь учителям проанализировать собственное профессиональное мастерство, вселить в 9 учителя уверенность, что он может работать лучше, и подсказать на конкретных примерах положительного педагогического опыта, как это можно сделать. А помочь – значит ликвидировать обнаруженные недостатки. Как сказал ученик Сократа о своем учителе: «Хваля меня, он сделал меня достойным похвал». Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому. Учитель 21 века – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. Проект решения педсовета. 1. С целью повышения профессионального мастерства учителей школы считать постоянной работу по самообразованию с обязательным обсуждением ее результатов на педсоветах, школьных МО. 2.Ежегодно проводить методические недели с целью определения уровня владения педагогами принципами самоанализа и самодиагностики преподавательской деятельности, методами и приемами самообразования. 3. Организовать работу в методических объединениях по созданию «портфолио» педагогов лицея. 4.Разместить лучшие «портфолио» педагогов на сайте лицея. 5. Повысить эффективность деятельности и качество планируемой работы школьных методических объединений.