Презентация по логопедии на тему Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися детьми


Коррекционно-педагогическая работа С заикающимися детьмиВыполнила: Елена Александровна Кучеренко Заикание - нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешние проявления - речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме я месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках. Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.). Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность. Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). И. А. Сикорский (1889) первый называет заикание детской болезнью и обосновывает это тем, что возникновение заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей еще не закончено. В. А. Гиляровский (1932) указывает на то, что изучение заикания должно быть связано прежде всего с исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который в то же время является наиболее уязвимым для возникновения заикания. ЭтиологияДо сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов. Более поздние исследования, посвященные изучению периода возникновения заикания, относят данный дефект у детей дошкольного возраста к эволюционной патологии, т. е. патологии периода развития речевой функции (Ю. А. Флоренская, 1949; К. П. Беккер, М. Совак, 1981 и др.) - Дыхательные судороги - Голосовые судороги- Артикуляционные судорогиПо месту локализации различают:Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом в процессе речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Чаще они внешне малозаметны и сопровождаются ощущениями чувства напряжения в груди. Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речи. Воздух шумно и резко проходит через раскрытую голосовую щель. Сопровождается ощущениями напряжения мышц брюшного пресса, сжатия грудной клетки, нехватки воздуха. Голосовая смыкательная судорога возникает в момент резкого смыкания голосовых складок, препятствуя прохождению воздуха. В речи наблюдается полное отсутствие звука, молчание. При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося напряжено, присутствует ощущение чувства напряжения в области гортани, груди, брюшных мышц. Вокальная судороги возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. В речи наблюдается необычная продолжительность вокализации гласного звука. При попытке произнесения гласного звука может возникать толчкообразный гортанный спазм и тогда речь прерывается в виде дрожащего прерывистого звука. Для этой судороги характерна открытая ротовая полость и ритмическое отбрасывание или опускание головы. Судороги голосового аппарата возникают обычно в момент произнесения гласных звуков. лицевые (губы, нижняя челюсть) проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются. При этом нарушается произнесение губных звуков Язычные наблюдаются при произнесение звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Они могут возникать в различных группах мышц — судороги кончика языка, его корня, подъязычная судорога. судороги мягкого неба придают звукам нозализованный оттенок. Ритмическая дыхательная судорогаДрожащий или толчкообразный гортанный спазм Основные направления коррекционно-педагогической работы I направление. Создание охранительного речевого режима. II направление. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.Упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рукдля ногдля всего туловищадля верхнего плечевого пояса и шеидля артикуляционного аппаратаОбучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц)КулачкиСидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.ЗамокСтоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.СосулькаСтоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.ОрехСидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток...» расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.ДождьСидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.ЛистьяСтоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками Логопедам, работающим с детьми, страдающими неврозоподобной формой речевой патологии необходимо помнить, что полной регуляции мышечного тонуса у такой группы заикающихся не достигается. Важно следить, чтобы такие упражнения не усиливали количества судорожных запинок. В тех случаях, когда логопед констатирует, что в процессе занятий, связанных с расслаблением мышц, у ребенка возникает чувство раздражения и он начинает хуже говорить, следует отказаться от таких упражнений.Подробные комплексы расслабляющих упражнений даны в методиках И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской (1995); Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой (1998). Этюды на расслабление мышц под музыкальное сопровождение предложены М. И. Чистяковой (1995).После выполнения упражнений логопед вводит «формулу внушения расслабления» Такое упражнение - первая ступень аутогенной тренировки, поэтому на фоне расслабления вводится «формула правильной речи». «Мы говорим неторопливо и спокойно». Такие формулы могут быть даны и в стихотворной форме (И. Г. Выгодская и др., 1993). III направление. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Занятия с заикающимися детьми с невротической формой речевой патологии не должны быть длительными по времени. Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят по следующей схеме: 123456 Примерные упражнения для нормализации темпа и ритма речиУпражнение 1Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). Упражнение 2Прыжки вправо - влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе:упа-опа-ипа-апа;па-по-пу-пы;паф-поф-пуф-пыф;хоп-хоп-хоп-хоп и др.Упражнение 3Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом:та-тату-татату-тата-тата-татата.Упражнение 4Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:август-аист-атом-яхонт-ялик-яма-умница-улица-узник.Упражнение 5Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).Упражнение 6Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены в работах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. З. Андроновой, В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихся разработаны Е. В. Оганесяном, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которых используется музыкальное сопровождение. IV направление. Формирование фонационного (речевого) дыхания.Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое - физиологического дыхания вне речи. . Небезуспешно в работе с заикающимися используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. Но в то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное внимание и инструкции должны касаться выдоха. Процесс голосообразования Он неразрывно связан с дыханием. Неправильное дыхание во время речи является частой причиной плохого звучания голоса. Отрабатывается мягкое голосоначало, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения. задачи по развитию голоса: развитие силы и динамического диапазона голоса; формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;развитие мелодических характеристик голоса (тембра, высоты и т. д В голосообразовании принимают участие губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть - органы артикуляционного аппарата. От того, насколько быстро, четко и согласованно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция - залог хорошей дикции и звучности голоса. Работа по развитию артикуляционной моторики проводится по традиционным в логопедии методикам (М. Ф. Фомичева, А. И. Богомолова и др.). V направление. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы).называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации; Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом;Произнесение речевого вслед за логопедом;Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи - слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук. При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.). В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила:Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки. Пересказ коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезкиРабота над пересказом прослушанного текста включает:пересказ текста с опорой на наглядный материал; пересказ текста по плану;пересказ прослушанного текста без опоры; пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки. Работа над плавностью речи {775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}охватывает нижеследующие виды работ:работа над вопросно-ответной формой речи; ответы на вопросы по картине; ответы на вопросы по тексту; составление вопросов к картине; составление вопросов к тексту.{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}формируется в более сложных видах монологической речи - самостоятельное составление рассказов:по предметной картине с использованием схемы; по серии сюжетных картин (от трех до восьми); по сюжетной картине; по описанию пейзажной картины.{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}закрепление полученных навыков составление самостоятельного рассказа на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными;Составление самостоятельного рассказа о событиях дома;составление творческих рассказов и инсценировок на заданную тему.Коррекционная работа по развитию плавности речи должна быть дифференцированной в зависимости от степени отклонения от нормы. Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи. Она заключается: в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала. Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи. Для детей, речь которых характеризуется явлениями не резко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи. Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи. VI направление. Воспитание личности заикающегося ребенка.Цель - воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Основной метод - психотерапевтическое воздействиеВажный момент - каждое логопедическое занятие носить психотерапевтическую направленность и включает элементы психотерапии (психотерапевтические беседы в начале занятия как организационный момент, элементы суггестивной психотерапии - внушения). Элемент аутогенной тренировки:«С каждым днем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше. Я говорю плавно, уверенно и красиво. Волнения при речи не будет. Всегда и везде моя речь будет плавной, уверенной и красивой. Мне нравится говорить ритмично и ровно. Мне нравится говорить хорошо. Я совершенно не волнуюсь, когда говорю. Я спокоен, совершенно спокоен и уверен в себе. Я спокоен и уверен в своей речи». Комплексный подход в преодолении заикания требует от логопеда использования в своей работе достижений в этом направлении других специалистов. В настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в некоторых областях медицины. Так логопеды все чаще используют: некоторые психотерапевтические приемы, логоритмические упражнения, приемы массажа и т. д. Все это имеет большое значение для заикающихся, так как дает хороший терапевтический эффект.В комплексе лечения заикания психотерапия занимает одно из главных мест. Каждое логопедическое занятие независимо от возраста заикающегося и методики работы должно быть максимально насыщено психотерапевтическим воздействием, давать заряд положительных эмоций, вселять веру в свои силы и возможности. Содержание логопедических занятий. Разнообразие средств и приемов коррекционно-педагогической работыЛогопедические занятия являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося. К проведению логопедических занятий с заикающимися детьми (по В. И. Селиверстову, 2001) предъявляются следующие требования: Логопедическое занятие состоит из следующих структурных частей: подготовительной;основной;заключительной. Подготовительная часть содержит упражнения, включающие элементы организации детского коллектива, беседы психотерапевтического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на предыдущем занятии речевого материала. Основная часть содержит какой-то новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся. Заключительная часть логопед дает тренировочные упражнения для закрепления нового материала, а также подводит итоги работы детей на занятии, обращает внимание на их достижения и успехи на этом занятии, дает советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедических занятий. Схема логопедического занятия с заикающимися детьми.Тема и цель занятия.II. Оборудование (наглядно-иллюстративный, дидактический, раздаточный, речевой материал).III. План.  1. Организационный момент.  2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Расслабляющие упражнения.  3. Развитие фонационного (речевого) дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость и т. д.).  4. Работа над плавностью речи:      а) в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков - 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой);      б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог).  5. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Логоритмические упражнения.  6. Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи (включаются в занятие для детей, имеющих наряду с заиканием не резко выраженное общее недоразвитие речи).  7. Итог.  8. Домашнее задание.IV. Ход занятия (описание инструкций логопеда, основных приемов, речевого материала). V. Литература. Эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-педагогического коллектива детского образовательного учреждения и родителей.Заключение Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью. В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.Значительные расхождения также наблюдаются в классификации видов заикания.- для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;- изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дает возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания; Заикание - одна из сложнейших проблем логопедии как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной. Исходя из вышесказанного, мы знаем как важно знание психолого-педагогической характеристики для преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Именно поэтому важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников, ведь именно в детском возрасте легче всего исправить нарушения речи. Литература1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. 2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб., - 2005. 3. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений., - М., - 2004. (Коррекционная педагогика). 4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2002. 5. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000.6. Сикорский И. А. О заикании. - СПб., 1889 //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997