Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшей группы на этапе вопросно-ответной речи по теме: «Все профессии важны. Парикмахер»

Конспект
логопедического занятия
с заикающимися детьми старшей группы
на этапе вопросно-ответной речи
по теме: «Все профессии важны. Парикмахер».
Составила учитель – логопед
Пономарева Светлана Владимировна
 МКДОУ № 44 «Родничок» г. Саров

Задачи:
(П) Расширять представления о профессиях. Продолжать знакомить с профессией парикмахера. Подчеркивать значимость его труда, раскрывать личностные качества. Знакомить с пословицами о труде.
(Р) Способствовать пониманию и осмыслению содержания стихотворения. Создавать условия для коллективного рассказывания по картине по вопросам взрослого. Учить правильно строить предложения. Упражнять в согласовании числительных с существительными, помогать употреблять несклоняемые существительные, понимать многозначность слов, употреблять синонимы, употреблять предлог из-под.
(ФР) Развивать диафрагмальное и речевое дыхание, мелкую и общую моторику, психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление).
(С-К) Расширять знания детей об опасных ситуациях, связанных с профессией парикмахера.
Побуждать выполнять правила речи.

Материал: картина «В парикмахерской», игра – лото «Кому что нужно для работы», конверты с номерами с заданиями, полоски бумаги с номерами 1,2,3.4, предметные картинки.

Индивидуально – дифференцированный подход: Контролировать произношение звуков Р, Ш у Артура, Ярослава. Предупреждать инспираторный вдох у Леры. Поддерживать внимание у Вадима. Проговаривать многосложные слова с Дариной.

Словарная работа: пелерина, клиент.

Ход занятия

1-я часть – подготовительная
Организационный момент:
Логопед:
Здравствуйте, ребята,
Я вас видеть рада.
Вспомните, как вы «работали» вентиляторами, выпускали на ладошку то холодную, то горячую струю воздуха. Выполним это упражнение 3 раза.
(Дети выполняют упражнение «Вентиляторы», стоя в кругу).
Сегодня мы продолжим путешествие по стране «Профессии» и поговорим о парикмахере.
Сделайте спокойный глубокий вдох и произнесите на одном выдохе:
В парикмахерской с утра за работой мастера.
(дети произносят фразу 3 раза).
Логопед:
Прежде чем сесть на стулья (стулья стоят полукругом перед доской), скажите, что такое профессия?
Не забывайте о правилах речи: сначала подумай, потом отвечай
Дети:
Профессия это дело (занятие, работа, труд).
2-я часть – основная
Логопед (выставляет картину «В парикмахерской»):
Да, а теперь внимательно посмотрите на картину и представьте, что мы волшебным образом оказались в этой парикмахерской. (Читает стихотворение).
Привели постричь ребенка
Логопед:
-Осмотрелись? У меня микрофон. Я буду брать у вас интервью. Смотрите мне в глаза смело. Отвечайте на вопросы полно, плавно, уверенно.
-Саша. Кто работает в парикмахерской?
Саша:
- В парикмахерской работает парикмахер.
- Сережа, как по - другому можно назвать парикмахера.
Сережа:
-Мастер по прическам
Логопед:
- Полина, что сейчас делает мастер?
Полина:
-Сейчас мастер стрижет мальчика.
Логопед:
- Ярослав, чем стрижет?
Ярослав:
- Он стрижет мальчика ножницами.
Логопед задает еще вопросы, дети отвечают, соблюдая правила речи.
- Что еще нужно парикмахеру для работы?
- Для чего нужна пелерина? (закрывать одежду клиента).
- Про какого парикмахера говорят «золотые руки»? (умелого).
- Что опасного, трудного есть в профессии парикмахера? (острые предметы, работа постоянно «на ногах»).
- Как себя надо вести в парикмахерской? (Быть вежливым, терпеливым, не шуметь).
- Каким должен быть парикмахер? (Общительным, терпеливым, внимательным, осторожным, творческим).
-Нужно ли парикмахеру соблюдать пословицу «Поспешишь, людей насмешишь»?
-Почему?
Логопед:
Ну что ж, ребята, оставим парикмахера за работой и вернемся в группу.
Вставайте в круг.
Пальчиковая гимнастика «Расческа», «Ножницы»
Причешу тебя расческой. Будет гладкою прическа.
Мастер, ножницы возьми, волосы мне подстриги.
(ритмичные движения пальцев рук под текс двустиший, имитирующие расческу и ножницы)
Логопед:
-Ребята. Посмотрите друг на друга. Вам нравятся ваши прически?
Дети:
-Да, нравятся.
Логопед:
Поиграем в подвижную игру «Если нравится тебе».
(Дети выполняют движения синхронно с текстом)
Если нравится тебе, то сделай так: хлоп, хлоп.
Если нравится тебе, то сделай так: топ, топ.
Если нравится тебе, то повернись, повернись.
Если нравится, скажи: «Хорошо-о-о!»
Логопед:
Продолжим знакомиться с профессией парикмахера и поиграем в игру «Искатели».
Дети находят на столах полоски бумаги с номерами, а потом ищут по всему логопедическому кабинету конверты с заданиями под такими же номерами.
Под №1 упражнение «Веселый счет» (в конверте лежат картинки: полотенце, расческа и цифра 5).
Дети по очереди считают:
-Одно полотенце, два полотенцапять полотенец.
- Одна расческа, две расческипять расчесок.
Под №2 упражнение «Омонимы» - многозначные слова.
Дети рассматривают картинки ежа и мальчика с прической «ёжик».
Под №3 упражнение «Запомни неизменяемое слово»
В конверте картинка: бигуди. Логопед начинает, а дети добавляют, не изменяя, слово БИГУДИ: вот бигуди, нет бигуди, мама радуется бигуди, на голове с бигуди, говорит о бигуди.)
Упражнение «Где предмет?»
Логопед:
Молодцы! Справились с таким трудным заданием. Посмотрите, на столах лежат салфетки. Присаживайтесь за столы, посмотрите, что же под салфетками?
Дети:
Игрушечные расчески и ножницы.
Логопед:
Лера, где лежали эти предметы?
Лера:
Эти предметы лежали под салфеткой.
Логопед:
-Откуда ты их достала?
Лера:
-Я их достала из-под салфетки.
(Логопед задает эти же вопросы 3-4 детям.
Манипуляции с предметами меняются).
3-я часть – заключительная
(соединяются два стола, дети садятся вокруг)
Проводится игра – лото «Кому, что нужно для работы?»
Логопед достает маленькую карточку и спрашивает - Кому нужен глобус?
Ребенок:- Глобус нужен учителю. (Карточку кладет на свое поле).
Выигрывает тот, кто первым закроет все поле.
Итог:
Логопед хвалит детей за активное участие на занятии и спрашивает:
-- Про кого рассматривали картину?
- Какие игры понравились?
- Как говорили?

15