Из опыта работы Дифференцированное домашнее задание как способ повышения качества знаний на уроках окружающего мира


РМО учителей начальных классов г.АшаВыступление учителя МКОУ СОШ № 1 г. Сим Дятловой Е.Л.
«Дифференцированное домашнее задание как способ
повышения качества знаний на уроках окружающего мира»

Сегодня уже не нужно убеждать никого, что все дети разные, и подход ко всем должен быть разным. Особенно это касается домашних заданий, самостоятельной работы в классе, творческих работ.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1) развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
2) освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
3) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
4) формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Особое значение в обучении окружающему миру имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Предметом рассмотрения моего выступления являются домашние задания, которые выполняются в наиболее комфортных условиях – дома. Следует учитывать, что любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

Выделяют репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания. Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое выполнялось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и пересказать статью из учебника. Но и здесь следует учитывать уровень подготовки детей..
Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задания, например, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.








Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников.
Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
По содержанию:
1. Вопросник
2. Кроссворд
4. Ребус
5. Сообщение
6. Доклад
7. Сочинение
8. Реферат
По виду деятельности:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3–7 чел)
4. Групповая (10–15 чел)
По уровню оформления:
1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате,содержащая иллюстрации):
– файл-лист;
– буклет;
– брошюра;
– газета;
– альбом;
– «раскладушка»;
Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы ...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Из представленных заданий разрабатываются тематические разноуровневые карточки-задания. (Приложение 1)
Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, неразличение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок.
Систематическое соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся позволяет добиться повышения качества знаний детей, уровня их умений и навыков.

Приложение 1
Пример разноуровневых карточек по окружающему миру 2 класс «Школа России»
2 класс
Окружающий мир
Тема «Если хочешь быть здоров!»
Карточка 1*
С помощью текста учебника вставь пропуски в тексте:
- Режим дня – это_______________, в котором _______________сочетаются учёба, игры, отдых и другие занятия..- Чтобы быть здоровым, нужно питаться ___________________.
- Чистить зубы надо __________раза в день:__________ и ___________.
Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:
1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.
2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.
3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.
4.Смотри все интересные телевизионные передачи.
3. С помощью слов для справок закончи пословицы:
Крепок телом – богат и _______________.
Здоровье дороже ____________________.
Здоров будешь всё ___________________.
Слова для справок: добудешь, делом, золота
2 класс
Окружающий мир
Тема «Если хочешь быть здоров!»
Карточка 1**
Запиши свой режим дня.
Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:
Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.
Запиши одну пословицу о здоровье.
2 класс
Окружающий мир
Тема «Если хочешь быть здоров!»
Карточка 1***
Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.
Реши кроссворд:
2     1       3                 4                     5             1.(верт) Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение. 1.(гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся,
для здоровья, для порядка людям всем нужна … 2.Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет… 3.Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он безтуч и облаков целый день идти готов. 4.Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка и, конечно, … 5.Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих - что за кони у меня?
Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда.