Урок по искусству на тему: Художественные послания предков. Разговор с современником


Урок искусства № ____
8 класс
Дата______________________________________________________________
Тема урока: «Роль  искусства в  сближении  народов»
Цель урока:
-раскрыть специфику искусства и его особенности как универсального способа общения;
-выявить роль искусства в сближении народов, стран, эпох;
-определить формы художественной коммуникации в современном мире.
-помочь учащимся, через собственный опыт осознать, что искусство не только сближает, но и эстетически обогащает людей.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: презентация, ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход урока
I.Организационный момент
Проверка готовности к уроку
II. Мотивация к учебной деятельности
Начну наш урок со сказки.
Где то далеко во вселенной, среди ярких звезд и неизвестных миров – есть маленькая планета. Она настолько мала, что на ней среди океана умещалось всего несколько островов, на которых жили не совсем обычные люди. На одном острове все жители общались только при помощи жестов, а точнее танца. На другом острове, при помощи рисунков, а на третьем все свои чувства передавали пением. Каждый народ достиг высшего совершенства и мастерства, но каждый в своей области искусства. Жители трех островов никогда не встречались и не общались между собой, потому что были уверены….
-В чем?
-Правильно, в том, что не смогут понять друг друга.
Так они и жили долгие века, оттачивая свое мастерство и, даже не пытаясьобщаться друг с другом. И вот однажды, случилась страшная буря. Острова стали уходить под воду. К счастью, всем жителям удалось спастись. Они погрузились на корабли, но все встретились на единственном, уцелевшем острове.
-Что же произошло дальше???
Конечно же, к общему удивлению они сразу поняли друг друга. Почему?
И как, по вашему дальше стали развиваться события?
Разделили остров на три части или стали понятней и ближе друг другу?

Я думаю, что каждый из этих народов открыл для себя новый вид искусства и вряд ли захотел с ним расстаться. Конечно, это всего лишь сказка, но она нас подводит к теме нашего урока «Роль искусства в сближении народов» Запишите тему урока (слайд1)
III. Изучение нового материала
Тема достаточно актуальна, учитывая, что 2016 год объявлен в Российской Федерации Годом кино. А кино и искусство неразрывно связаны друг с другом.
Вы уже знаете о том, что язык искусства интернационален и понятен без перевода. И сегодня мы попытаемся осознать всю ценность этого явления.
Наглядным  подтверждением  художественного  общения,  интернациональности  языка  искусства,  который понятен без перевода, являются музеи, международные  выставки  изобразительного  искусства,  разнообразные конкурсы  (литературные,  музыкальные,  артистов  балета,  театральные, джазовые),  фестивали  искусств. (слайд 2)
Благодаря  общению  людей  с  выдающимися  творениями  мирового искусства  прошлого  и  настоящего времени  становится  возможным  диалог  культур.  По  мнению  академика Д. Лихачева,  исследователя  древнерусской  литературы,  «культура  объединяет все  стороны  человеческой  личности.  Нельзя быть  культурным  в  одной  области  и  оставаться  невежественным  в  другой.  Чем больше  человек  окружен  духовной  культурой, погружен  в  нее,  тем  ему  интереснее  жить, жизнь  приобретает  для  него  содержательность». (слайд 3)
Хранилищами художественных шедевров  являются  музеи.  Во  всем  мире известны  такие  музеи,  как  Третьяковская  галерея, Музей  изобразительных искусств  им.  А. С.  Пушкина  (Москва), Эрмитаж,  Русский  музей  (Санкт-Петербург),  Лувр,  Музей  современного искусства  (Париж,  Франция),  музей Прадо  (Мадрид,  Испания),  Национальная  картинная  галерея  (Дрезден, Германия),  Британский  музей  (Лондон,  Англия)  и  др.(Работа по презентации с просмотром видео о музеях)
Благодаря  просветительской  деятельности этих  музеев,  буклетам  и  альбомам,  которые они  выпускают, путешествиям их  экспонатов по  разным  странам  и  континентам,  знатоки и  любители  искусства  могут  любоваться  такими шедеврами культуры, как Владимирская икона  Богоматери,  «Сикстинская  мадонна» Рафаэля,  «Девочка  на  шаре»  П.  Пикассо,  «Золотая  осень»  И.  Левитана  и  др.
В  2008  г.  в  Сеуле  (Южная  Корея)  на  основе  компьютерных  технологий  была  создана виртуальная  галерея  шедевров  в  стиле  хайтек  (англ.  high  technology,  high  tech,  hi-tech). Этот  стиль,  в  котором  используются  новые материалы  и  композиции,  возник  в  архитектуре  и  дизайне  в  80-е  гг.  XX  в.  Позднее  его черты  стали  проявляться  и  в  других  направлениях  художественного  творчества.
В  этой  галерее  зрители  могут  общаться  с персонажами  более  чем  20  картин  и  скульптур,  среди  которых  «Тайная  вечеря»,  «Мона Лиза»  Леонардо  да  Винчи,  «Гибель  Помпеи» К. Брюллова,  «Дискобол»  Мирона  и  др. Зрители  могут  задать  им  вопросы,  увидеть, что  делали  они  за  миг  до  того,  как  их  изобразил  художник  или  скульптор,  наблюдать их  передвижения  в  пространстве.• Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учебнике.  Выберите  одну  из  них,  которая  привлекла  ваше  внимание.  С  помощью  каких  особенностей языка, композиции  созданы  эти  образы.
•  Какую  эстетическую  и  нравственную  ценность  представляют  эти шедевры  для  зрителей  XXI  в.
• Какие музеи,  художественные  галереи,  выставки,  архитектурные  памятники  есть  в  вашем  городе,  поселке,  селе?  Что  вы  знаете  об  их  экспонатах,  истории  возникновения
III. Закрепление пройденного материала
И в заключение урока, немного фантазии. Представь те, что каждому из вас выпала честь составить программу межгалактического конкурса. Какие пять шедевров мирового искусства обязательно вошли бы в ваш список. Что это будет: картины, музыка, скульптура и т.д. будет зависеть от формы и направления этого конкурса или проекта. Выберите на свое усмотрения. Напишите на предложенных листочках и сдайте мне через 5 минут.

Ребята, мы не будем сегодня анализировать полученные результаты. Я думаю, что многие из вас в данный момент даже сами не смогут объяснить свой выбор. У вас на это будет неделя. Вы ещё раз сделаете свой выбор, но уже вполне осознанно. Возможно, ваш выбор измениться и это нормально. Возможно, кто то откроет для нас что то новое, прекрасное, тот шедевр, который обязательно должен быть, а мы с ним ещё не знакомы
IV.Подведение итогов. Рефлексия

V. Домашнее задание. Художественно-творческое задание
Представьте  себя  в  роли  экскурсовода  (по  музею,  городу)  и  подготовьте  рассказ  об  одном наиболее  значимом  культурном  объекте  своего  края.
(Учащиеся выбирают сами, в какой форме представят домашнее задание. В любом случае объяснение своего выбора обязательно!).