Урок ИЗО на тему «Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета».


Урок изобразительного искусства в 9 классе
тема: «Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета».
Задачи урока:
Закрепить знания детей о жанре, разновидностях портрета.
Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир.
Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуально сходства, но и создание духовного сходства образа человека, отражение его мыслей и чувств.
Познакомить с жанром фотопортрет, его видами.
Сформировать представление о фотокомпозиции, светотени.
Познакомить с правилами выполнения постановочного портрета.
Оборудование: фотоаппарат, ИКТ.
Словарная работа: фотопортрет
План урока:
Организационный момент. Рапорт дежурного. (2-3 мин.)
Вступление. Чтение и обсуждение притчи. (5-7 мин.)
Основная часть. Портрет, его виды. (5-8 мин.)
Изучение нового материала. Фотопортрет, его виды. (10 мин.)
Практическая часть урока - проверка выполнения домашнего задания – просмотр и обсуждение детских фотографий. (10 мин.)
Домашнее задание. (2 мин.)
Итог урока. (3 мин.)
Выставление оценок за урок в журнал и дневник. (2 мин.)
Ход урока:
Организационный момент. Рапорт дежурного. (2-3 мин.)
Вступление. Чтение и обсуждение притчи. (5-7 мин.)
Притча о художнике
Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!
Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!
Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»
И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…
- О чём эта притча?
- В чём вы видите разницу между двумя понятиями «КРАСИВЫЙ», «ПРЕКРАСНЫЙ»?
- О каком жанре искусства идёт речь? (портрет)
3.Основная часть. Портрет, его виды. (5-8 мин.)
- Что вы знаете о портрете?
- Если мы обратимся в толковый словарь, то портрет – это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).
- Вы уже знаете, что существует классификация портретов, по стилю изображения и по количеству изображаемых.
По количеству изображаемых:
- одиночный
- парный
- групповой
По стилю изображения:
- автопортрет
- парадный
- исторический
- семейный
- камерный
- костюмированный
- портрет – картина
4.Изучение нового материала. Фотопортрет, его виды. (10 мин.)
- Молодцы! Сейчас мы с вами вспомнили само понятие «портрет», его виды и тем самым подошли к теме нашего урока.
Тема урока звучит как «Человек на фотографии».
- Как вы думаете, что такое фотоизображение? (Это изображение, полученное при фотографировании)
- Что такое фотопортрет? (портрет, сделанный фотографическим способом)
- Каждый фотограф в своей работе придерживается следующих правил:
Определение точки и места съёмки;
Постановка света;
Выбор эмоционально-психологического состояния;
Выбор позы и фона для портретируемого
Говоря условно, фотопортрет является одной из форм изображений человека. Качественно выполненный фотопортрет может передать большое количество информации о фотографируемом объекте - особенности его внешности, переживаемые эмоции, положение в обществе и т.д. Даже самый простой студийный портрет может раскрыть характер и глубину души человека, что особенно отчетливо проявляется в выражении лица и во взгляде.
Не существует строгой классификации для выделения видов фотопортретов. В самом общем смысле все фотопортреты условно разделяют на групповые и индивидуальные. Если не привязываться к какому-либо конкретному основанию, можно обнаружить следующие виды фотопортретов.
Классический фотопортрет. Представляет собой плечевой или поясной портрет с классическими постановками освещения, стандартными позами и положениями рук.
Концептуальный фотопортрет. Фотографируемый объект предстает в неком образе, передающем замысел съемки.
Имиджевый фотопортрет. Отражает статус, характер деятельности, убеждения человека для передачи их публике. Очень часто востребован у политиков, руководителей, общественных деятелей. Как правило, демонстрирует человека в "лучшем свете".
Романтический фотопортрет. Используются соответствующие реквизиты для создания нежного, романтического образа.
Корпоративный фотопортрет. Представляет собой съемку сотрудников какой-либо компании, например, для постеров, рекламных буклетов и т.д.
"Fashion" фотопортрет. Представление образа в стиле Fashion. Применяется в модельном и шоу-бизнесе для создания портфолио, модных каталогов, журналов и т.д.
Репортажный фотопортрет. Используется при создании отчета о каком-то событии, явлении или человеке. Например, свадебная фотосессия - типичный вариант репортажной съемки.
Натурный фотопортрет. Фотосъемка производится на природе без использования дополнительных источников света.
Жанровый фотопортрет. Фотографирование человека в привычной обстановке или на рабочем месте.
Исходя из особенностей композиции и выбора плана съемки, можно условно выделить такие виды фотопортретов, как плечевой, поясной и фотопортрет в полный рост. Каждый их этих видов имеет свои специфические особенности и предъявляет к фотографу соблюдение определенных правил фотографирования.
Плечевой фотопортрет подразумевает съемку с близкого расстояния, когда в кадре оказываются только голова и плечи модели.
Поясной фотопортрет, как видно из названия, предполагает фотографирование объекта по пояс, не захватывая в кадр ноги и стопы модели. Этот вид портрета позволяет экспериментировать с различными позами и ракурсами, что особенно привлекает внимание зрителей.
При создании поясного портрета важная роль отводиться настроению фотографируемого, которое очень четко проявляется в его мимике и позах. Ни в коем случае, не нужно просить своих моделей "расслабиться", гораздо эффективнее предложить переместить вес тела с одной ноги на другую.
Фотопортрет в полный рост гораздо сложнее, по сравнению с поясными и плечевыми портретами. 
- А как вы думаете, играет ли роль освещения в качестве результата фотопортрета?
- В своей работе фотограф использует софтбокс – это насадка на источник света, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения без резких бликов. Бестеневой бокс – используется для бестеневой предметной или макросъёмки. А для создания фотопортрета, фотограф использует «Портретную тарелку».
Как вы уже наверно поняли, перечисленные мною приборы фотограф использует в фотостудии. А для съёмок на улице фотограф использует фотоаппараты с улучшенной внешней вспышкой и специальные зеркала.
5.Практическая часть урока - проверка выполнения домашнего задания – просмотр и обсуждение детских фотографий. (10 мин.)
Вам было дано задание, сфотографировать своих друзей. Давайте мы сейчас посмотрим и обсудим ваши фотографии. (просмотр и обсуждение фотографий учащихся)
Домашнее задание. (2 мин.)
К следующему уроку вы должны будете сделать фотоподборку школьных мероприятий, в которых вы или ваши друзья принимали участие.
Итог урока. (3 мин.)
- Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир человеческих образов.
- Вам было интересно?
- Вы согласны, что портрет и фотопортрет можно назвать зеркалом души?
- Совершенно верно. Через портрет или фотопортрет автор передаёт богатый духовный мир человека и ту эпоху, в которой живёт этот человек. На этом наш урок заканчивается.
8.Выставление оценок за урок в журнал и дневник. (2 мин.)
Мне осталось только выставить оценки за урок. Всем большое спасибо.
Учитель: ________ /О.Г. Белова/
Заместитель директора по УР: _____ /Т.Б. Жукова/