Тема открытого урока Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС


Тема открытого урока:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Опорная схема урока
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Предназначение и задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
2. Структура РСЧС, задачи, режимы работы.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Причины создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Основные цели и задачи РСЧС.
3. Уровни федеральный, региональный, местный, объектовый и подсистемы (территориальная, функциональная) РСЧС, их назначение.
4. Координирующие органы управления РСЧС и их структура.
5. Постоянно действующие органы управления РСЧС и их структура. 6. Силы и средства РСЧС и их структура.
ЗАДАЧИ
1. Ознакомить обучающихся с причинами создания, основными задачами и структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Лекция в сочетании с обсуждением, опросом и демонстрацией наглядных пособий.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. С какой целью создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)? 2. Назовите основные задачи РСЧС.
3. Из каких подсистем и уровней состоит РСЧС?
4. Какие функциональные подсистемы вы знаете?
5. Какой орган координирует деятельность РСЧС на федеральном уровне? 6. Назовите координирующие органы РСЧС на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Раздел I, глава 5, темы 5.1, 5.2, 5.3, задания 18- 23.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г.
«О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС) устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
Соответственно этому были определены ее главные задачи.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Современный уровень развития промышленности, как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.
Практически во всех регионах Российской Федерации в силу географических и климатических условий возможно возникновение различных стихийных бедствий, основными из которых являются землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, лавины, ураганы и смерчи.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций остаются актуальной задачей и сегодня.
- Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья.
- Снижению ущерба окружающей природной среде и локализации зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на правительственном уровне был решён в 1992 г. Тогда было принято Постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)».
В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчинённых им сил и средств, для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от Ч С,
- органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения;
- резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующие органы РСЧС:
- федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);
- на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);
- на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии ло ЧС органов местного самоуправления (КЧС);
- на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (КЧС).
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):
- на федеральном уровне - МЧС России;
- на региональном - региональные центры;
- на территориальном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
- на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОиЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);
- оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС всех уровней:
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций
Размещаются органы повседневного управления РСЧС в пунктах управления, оснащенных средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Силы и средства РСЧС
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:
- силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
- силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;
- силы и средства органов местного самоуправления:
- силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются:
- на силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации Ч С.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят:
- из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;
- формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;
- ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
- служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
- геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;
- учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:
- из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
- формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
- формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
- военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
- аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
- служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
- аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательнокоординационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее - силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
В целях проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения и обеспечения мер по ликвидации ЧС осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий.
Региональных планов взаимодействия субъектов РФ;
Планов действий федеральных органов исполнительной власти; Планов действий субъектов РФ;
Планов действий органов местного самоуправления;
Планов действий организаций и объектов.
Мероприятия по защите населения и территорий от ЧС планируются и проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание планируемых мероприятий определяются, исходя из принципа необходимой точности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне из соответствующего бюджета предприятий и организаций.
Ликвидируются ЧС силами и средствами предприятий, учреждений и орган ций независимо от их организационно-правовой формы (далее – организациями органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством сответствующих комиссий по ЧС.
Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организаций.
Местной ЧС - силами и средствами органов местного самоуправления.
Территориальной ЧС - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ.
Региональной и федеральной ЧС - силами и средствами исполнительной власти субъектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности собственных сил и средств, для ликвидации ЧС начальники ГО могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном рядке.
Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства в соответствии с нормами международного права и международными договорами
К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, войска граждане обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством России.
ЧС считается ликвидированной по завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ (Постановление Правительства РФ № 1 от 13.09.1996 г.).
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного, реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учётом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
В число основных мероприятий, проводимых органами управления и силами единой системы, входят:
а) в режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля над состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;
- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Основные задачи МЧС России:
- разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны (ГО), предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- руководство гражданской обороной РФ, поисково-спасательной службой МЧС России;
- организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении ЧС и выполнением мероприятий по их предупреждению;
- руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других ЧС;
- организация обучения населения, подготовки должностных лиц, органов управления формирований гражданской обороны.
Выводы
1)На территории Российской Федерации возможно возникновение крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой человечески жертвы, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
2)В Российской Федерации в 1992 г. создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
3)Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) имеет постоянно действующие органы управления.
4)Органы управления и силы РСЧС проводят мероприятия в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Вопросы
1.Когда и с какой целью в Российской Федерации была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
2.Какие основные задачи по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решает РСЧС?
3.Какие силы и формирования составляют основу сил постоянной готовности?
4.Какое ведомство, на ваш взгляд, в Российской Федерации непосредственно отвечает за организацию"защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?