Конспект занятия по прикладному мастерству в первом классе. Тема: Введение экономического термина « товар» применение орнамента в качестве украшения предметов быта, одежды.

Цели и задачи: Повторить материал о временах года, познакомить с условиями жизни диких животных в лесу, познакомить детей с новыми экономическими терминами. Развитие пространственного мышления, моторики. Развитие и закрепление навыков по использованию материала и инструментов для создания творческой композиции. Умение их упрощать, компоновать, качественно исполнять в материале. Формирование эстетических чувств, любви к природе и истории родного края. Воспитание любви к народным традициям и национальной культуре.
Оборудование: изображения диких животных леса, шаблоны для моделирования, фонограмма сказки « Двенадцать месяцев».
Материалы и принадлежности: Цветная бумага, ножницы, карандаш, линейка, клей, картонные коробы (цилиндрической и прямоугольной формы), модели различных товаров (валенок, варежек) подготовленные учителем.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение целей урока
II. Повторение пройденного - фронтальная работа с классом.
Учитель читает сказку-загадку «Старик-годовик», а ученики отгадывают, о каких птицах идет речь (первый раз учитель читает сказку полностью, а второй по частям):
Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз - полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.-
- Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца - декабрь, январь и февраль.)
Махнул Старик-годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
- Что за птицы полетели? (Весенние месяцы март, апрель, май.)
Махнул Старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
- Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы июнь, июль, август.)
Махнул Старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
- Какие это птицы? (Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Скажите, какое время года сейчас? Вы знаете, что зимой очень трудно приходится диким животным в лесу. Каких животных лесов Башкирии вы знаете? ( Ответы детей). Как они выживают в суровых условиях нашего климата? (Ответы детей). Все ли животные зимой бодрствуют? Назовите животных, которые зимой спят? (Ответы детей). Как вы думаете, почему они спят всю зиму и не просыпаются, чтобы поесть? ( Ответы детей). Скажите, какой сейчас месяц? Можем ли мы с вами очутиться в одном из весенних месяцев? (Нет). А если мы используем волшебство? Вспомните сказку, в которой девочке удалось из декабря попасть в апрель. Как она называется? Кто ее автор? Кто помог девочке? Представьте, что мы с вами в лесу, у костра, в гостях у братьев-месяцев. ( ФОНОГРАММА ОТРЫВКА СКАЗКИ). Представьте, что за окном апрель
«Как-то раз, проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил: такая красота вокруг - просто дух захватывает! Весь лес словно вымытый стоит, переливаясь всеми цветами радуги в лучах нежного мартовского солнышка. Ветки берез, сосен, елей так четко вырисовываются на фоне сияющего голубизной неба, что кажется, будто они выписаны мастерской рукой художника и служат декорацией для сказочного спектакля, в котором все волшебное: и этот лес, и небо, и белый- пребелый снег, от которого, если на него долго смотреть, аж глаза зажмуриваются...
Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу, и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Побрел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет: поздно пришел. Побежал Миша в магазин к Винни-Пуху - и тут неудача, на дверях записка: «Ушел в свой родной лес на день рождения ослика Иа». «Эх - огорчился Миша, - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было». И решил он открыть свой магазин. Сказано - сделано. На следующий день рано-рано утром Миша, хотя еще и чувствовал себя не очень хорошо, чисто вымел берлогу, установил посредине прилавок, поставил на него найденные, на лесной свалке чугунные весы и важно уселся ждать покупателей.
Забежал к Мише Зайчик - внук старого Зайца.
- Ты что, в снежки играть не идешь?
- Не могу, я теперь - хозяин магазина. Видишь, торгую.
- Торгуешь? А чем ты торгуешь?
Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Зайчик постоял-постоял, пожал плечиками и убежал.
Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал он думать-гадать: отчего же у него ничего не получается? Думал-думал и, наконец, понял, что главное в магазине - не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют, - ТОВАР.
Забегал Миша по берлоге, ищет, что выложить на прилавок. Нашел дырявый резиновый мячик, хотел его на прилавок положить, да вовремя спохватился: кому же такое старье нужно? Подумал, было свою шубу продать, да шуба самому пригодится.
И вспомнил Миша, что в дальней кладовке у него несколько бочонков меда припрятано. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя! Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей. Глядит он на мед и думает: «Странное дело! Когда я мед в лесу собирал - это был просто мед диких пчел. Когда мед в кладовке лежал - это был просто мед запасливого медвежонка».
Миша облизнулся и стал думать дальше: «А как только я бочонок меда на прилавок поставил, он уже стал не просто медом, а товаром. Значит, товар - это то, что можно купить и продать».
Но тут Мишины думы прервал новый гость - Ежонок. Он купил баночку меда для своего любимого старого дедушки. Так началась торговля в Мишином магазине. Но мед скоро закончился. Миша задумался: Что делать дальше? Сам он ничего не мог делать. Пошел Миша к белкам попросить у них орехов для своего магазина. Белки согласились приносить ему орехи. Так Миша нашел своих первых поставщиков товара».

Физкультурная минутка.

Наш Мишутка потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Лапы в стороны развел-
Видно, меду не нашел.
Мишка в улей влез и вот
Каплет с лапы сладкий мед:
Кап! Кап! Кап!

Ребята, вы тоже можете стать поставщиками для Миши. Сейчас вы, вместе с учителем, сделаете для Миши товар для его магазина.
Класс делится на команды:
я команда исполняет растительные узоры.
я команда исполняет геометрические узоры для коробов.
я команда исполняет узоры на валенки и варежки.
я команда изготавливает вертушки.
я команда размещает и приклеивает готовые орнаменты на коробы.
Вопросы для повторения:
- Какие виды узоров мы с вами знаем?
- Что мы называем орнаментом?
- Как можно получить повторение одинаковых элементов и технически упростить задачу, добиться одинаковости и точности исполнения?
Сегодня мы поможем лесным зверятам украсить необходимые предметы быта. Для этого нам необходимо:
Выбрать нужный размер полоски цветной бумаги (для орнаментов в полосе), или нужного размера квадрат из цветной бумаги для исполнения самостоятельного элемента.
Согнуть полоску пополам, повторить несколько раз.
В получившийся прямоугольник рисуем узор.
Вырезаем по контуру.
Получаем повторяющийся элемент в полосе.
Таким же образом изготавливаем еще 3 одинаковые полоски с одинаковым рисунком.
Наклеиваем на короб в виде верхней или нижней каймы.
По принципу «снежинки» складываем квадратную заготовку на 6-8 частей. Другая группа исполняет отдельные крупные композиционные элементы в центре коробки.
Для растительных элементов цветной квадрат бумаги нужного размера сгибаем пополам и рисуем половину изображаемого элемента. Вырезаем и наклеиваем на короб.
Подобным образом украшаются все необходимые предметы быта и одежды.
Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Какие новые экономические понятия узнали?
- Кто, по вашему мнению, лучше справился с работой?
Выставка работ, вручение подарков гостям в качестве рекламы произведенного товара.

















Конспект занятия
по прикладному мастерству
в первом классе.


Тема: Введение экономического термина
« товар» применение орнамента в качестве украшения предметов быта, одежды.







Подготовили:

учитель ИЗО и черчения -
Раска А.А.
учитель начальных классов -
Сахацкая Л.Е.



15