Приемы формирования основ смыслового чтения

Приёмы формирования основ смыслового чтения

Выявление в тексте ключевых слов
Ключевые слова это слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку.
Задание на выявление и выделение ключевых слов можно предлагать детям при работе с правилами, определениями и текстами различных жанров.
Работа с таблицами
Данная работа может вестись по двум направлениям:
Вычитывание и понимание табличной информации
Занесение информации из текста в предложенную таблицу
Для развития умения понимать табличную информацию помогут задания такого вида:
В летний лагерь привезли фрукты и овощи для младших и старших классов.
Количество продуктов занесено в таблицу.


Младшие классы
Старшие классы

Картофель
20 кг
25 кг

Яблоки
32 кг
18 кг

Морковь
11 кг
15 кг

Груши
10 кг
15 кг

Бананы
5 кг
10 кг

Капуста
4 кг
6 кг

Рассмотри таблицу. Ответь на вопросы. Запиши ответы.
Каких овощей привезли больше всего? ____________________________________________________________
Сколько всего фруктов привезли? (Обведи кружком в таблице числа, которые ты использовал при решении для получения ответа на этот вопрос)____________________________________________________________
Во сколько раз больше привезли фруктов, растущих в нашей местности, чем фруктов, растущих в южных странах? (Подчеркни в таблице названия фруктов, растущих в нашей местности)______________________________
Проанализируй текст, найди ошибки
Задания такого типа можно предлагать на любом уроке, составив тексты с фактическими или смысловыми ошибками по изученному материалу. Тексты, предлагаемые устно, должны содержать мало ошибок. Прочитав текст, необходимо выслушать учащихся, а затем повторно поэтапно прочитать и разобрать исходный текст. Если текст предъявляется письменно, то количество ошибок можно увеличить.
Данный приём можно использовать на этапе закрепления изученного материала и при проверке домашнего задания.

Логическая перегруппировка/восстановление последовательности – Детям предлагается деформированный текст и предлагается перераспределить материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

Работа с графиками, диаграммами, схемами
Данный вид работы предполагает обучение «чтению» информации, представленной в графическом виде. Чтобы дети научились «читать» графики, схемы и диаграммы следует организовать беседу по вопросам:
Что представлено на графике, схеме, диаграмме (перечислите все объекты, тела, детали, элементы, т.е. всё, что изображено и представляет собой единое целое)?
Как связан каждый отдельный объект с другими объектами, представленными на картинке?
Какие свойства объектов меняются и почему?
Какие изменения других объектов при этом последуют и почему?
Какое явление, закон, правило и т.д. иллюстрирует картинка?

Деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
Верные / неверные утверждения
Выполняя упражнение, учащиеся не должны видеть одновременно текст и задание. Каждый ученик получает текст и внимательно изучает его определённое время. Потом закрывает текст и выполняет задание: отметить номера истинных утверждений. Выбор верных суждений осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста. Ложными считаются не только те утверждения, которые противоречат тексту, но и те, которые в тексте не содержатся.
Опрос по тексту
Выполняя упражнение, учащиеся не должны видеть одновременно текст и задание. Каждый ученик получает текст и внимательно изучает его определённое время. Потом закрывает текст и отвечает на вопросы по его содержанию. Данное упражнение можно проводить в виде викторины, в ходе которой дети отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 

Упражнение на расшифровку
Предлагаем обучающимся среди бессмысленного набора букв найти слова и прочитать определение чего-либо. Данное упражнение помогает улучшать концентрацию внимания при работе с текстом.
ВЖДКВХЗЩСМЫСЛОВОЕЧПРЛОЛДЛАРЧТЕНИЕРОЛДЩГШЗНКЙЦУККРПВИДДРОЛДВПРЧТЕНИЯЫАРЫАПРВОВПРОАПРОКОТОРОЕЧППРОРОДРЛОЖДЛОЭЖВАПРЫПНАЦЕЛЕНОЖТЕЛПРОРОЛУЖДШКХЗНЛАПЛДРЖНАЛМСЛДБЬМТОПОНИМАНИЕВАПЫВЖДЛФУХЗЩУКЕЗЩАЛМСДЛАЧИТАЮЩИМЖДЛВЫЖАДПРОСМЫСЛАДЛРОЖЫДЛОРМАТРЖУЕЗЩШЫКЗШЩАЖДЛПРОЧИТАННОГОДЖЛАДЫЖДЛАСЖДЛАВСТГРТ
Список литературы
1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
2.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.
3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
Источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15