Урок по русскому языку в 4 классе по стратегиям развития критического мышления у обучающегося на тему «Изменение глаголов по временам»

Класс 4
УМК «Школа России»
Тема урока: Изменение глаголов по временам
Цель:
“Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и ввести понятие “изменение глагола по временам”; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов .
2.Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, формировать умения работать в группе. Расширять и активизировать словарный запас детей.  3.Воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу, к природе, расширять кругозор, воспитывать самостоятельность, активность. 
Результаты деятельности:
Планируемые результаты:
Личностные: смыслообразование;
Метапредметные:
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выполнение пробного учебного действия; самоконтроль; коррекция.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство; использование знаково
·символических средств
Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения, умение договариваться.
Предметные: умение определять временные формы глаголов, изменять глаголы по временам
Оборудование: учебник русского языка, автор Т.Г. Рамзаева

Этап
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

-Послушайте загадку:
Зазвенели ручьи,  прилетели грачи.  В улей пчела  первый мёд принесла.  Кто скажет, кто знает,  когда это бывает? 
- Какое настроение вызывает весна у вас? Почему?
- Желаю нам всем на этом уроке позитивного настроения.
- Откройте тетради, запишите число, классную работу.


Отгадывают загадку
-Это весна.





Отвечают на вопросы, обосновывают ответ.


Записывают в тетради число, классная работа.



Актуализация знаний и пробное учебное действие
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- Какие слова помогли нам понять, что это весна?
-Какая это часть речи?
-Докажите.





- Подберите глаголы, которые также показывают приход весны?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что еще мы знаем о глаголе?











Организует работу в группах.
Работа в группах.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что ?) ярко сияет.
(Что ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит . момент речи.
Рабочий лист (группа №2)

(Солнце (что ?)ярко сияло.
(Что ?) зацвели кисти черемухи.

Вывод: действие происходит момента речи.

Рабочий лист (группа №3)

Солнце (что ?) будет ярко сиять.
Скоро (что ?) зацветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит момента речи.

План работы:
Прочитайте предложения.
В скобках запишите вопрос к глаголу.
Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.





- Почувствовали разницу? В чем она?


-Сможете назвать тему?

- Зазвенели, прилетели, принесла.
-Это глаголы.
- Обозначают действия предмета, отвечают на вопросы что сделали? Что сделала?

- Тает, звенят, течет, трескается, плывет, капает, растает, зазвенит.
Что делает? что делают? Что сделает?
- Часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать?... В предложении выступает в роли сказуемого. Изменяется по числам.






























Дети читают план работы, работают в группах.

Запись на доске и в тетрадях
Что делает? Что сделали? Что сделают? Что делают? Что делало? Что будет делать?

Вывод детей: действие происходит в разное время.

- Тема урока : Изменение глаголов по временам.

Выявление места и причины затруднения
Выявление и фиксация места и причины затруднения.

На доске записаны слова:
Зазвенели, прилетели, принесла, тает, звенят, течет, трескается, плывет, капает, растает, зазвенит, будет цвести

- Прочитайте слова.
- Распределите слова в три столбика.











Дети читают слова, определяют по какому принципу можно распределить слова.



- самостоятельно записывают в тетради.
1 столбик-глаголы настоящего времени,
2 – прошедшего времени,
3 – будущего времени.
- По вопросам.

Построение проекта выхода из затруднения
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
- Как будем делать?









- Коллективно определяют первые слова в столбиках.
1 столбик - тает,
2 – зазвенели,
3 – растает.
Самостоятельно записывают в тетради.
1 столбик-глаголы настоящего времени,
2 – прошедшего времени,
3 – будущего времени.
- По вопросам.
- Что делает? Что делают?

- Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?
- что будет делать? Что сделает?


Реализация построенного проекта
Построение и фиксация нового знания
Учитель организует проверку.
- Прочитайте глаголы, которые записали в 1 столбик, 2,3. К какому времени отнесем глаголы 1 столбика? 2,3?




- Как определили время?
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
-В будущем времени?

Совместно с детьми составляет таблицу:
Н.в.
П.в
Б.в

Что делает?
Что делают?
Что делал?
Что делала?
Что делало?
Что делали?
Что будет делать?
Что сделает?



1 столбик-глаголы настоящего времени,
2 – прошедшего времени,
3 – будущего времени.



- По вопросам.
- Что делает? Что делают?

- Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?
- что будет делать? Что сделает?
Составляют и записывают таблицу

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Применение нового знания в типовых заданиях
Организует игру «Четвертый лишний»:
Трещит, скрипит, воет, скулил;
Встречает, визжал, поскрипывал, дул;
Прочитает, запишет, нарисует, удивил

Устно определяют лишние слова, объясняют свой выбор.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях
Организует работу по учебнику:
Упр. 406 (задание: изменить по временам и записать глаголы);
Организует самопроверку по эталону (таблица, составленная вместе)
Коррекция ошибок
Выполняют самостоятельно упр.


Самопроверка



Исправляют ошибки (если есть)

Включение в систему знаний и повторение
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Организует работу с текстом (упр. 405): списать текст, вставить пропущенные глаголы в нужном времени
Выполняют коллективно упр.

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Организует опрос:
- Что важного необходимо запомнить?
- Как изменяются глаголы?
- Как определить время глагола?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какой вопрос отвечают?
-Оцените свою работу на уроке. Что узнал? Что получи
лось? Где были затруднения?
Объяснение домашнего задания (упр.404, по желанию сочинить сказку про времена глагола)



Отвечают на вопросы
















Осуществляют самооценку свой работы

Записывают домашнее задание в дневник


15