Методика подготовки мастера производственного обучения к занятиям

Методика подготовки мастера производственного обучения к занятиям
При подготовке к занятиям мастер использует ряд планирующей и профессиональной документации: рабочие учебные программы, учебные планы, перечни, квалификационные характеристики, материалы профессионального содержания.
Квалификационная характеристика - это государственный документ, в котором сформированы основные требования к профессионально техническим знаниям и уровню квалификации. Содержание квалификационной характеристики точное наименование профессий, уровень квалификации по данной профессии, содержание и сложность работы, которую должен выполнять рабочий, данного квалификационного разряда, требования к профессионально-техническим знаниям, и дополнительные требования для присвоения повышенного разряда [49].
Учебный план - государственный документ, который определяет содержание и общие требования к обучению. Содержание, перечень учебных предметов, количества часов на каждый предмет в неделю, год и на весь период обучения, режим учебных занятий и структуры учебного года, время на консультации.
Программа производственного обучения (ППО) - это документ, который определяет содержание профессиональных знаний, навыков и умений, способы и методы их формирования. Содержание, этапы, учебный перечень тем, образцовые объекты учебно-производственных работ, общие рекомендации по организации, характера и объема работ которые выполняются в период производственной практики. Назначение для перспективного планирования системы уроков мастера производственного обучения [50].
Объединено - тематический (поурочный) план ориентировочный документ, который определяет соединение тем производственного и практического обучения. Содержание номер и наименование тем по производственному обучению и спецтехнологии, количество часов, отведенных на тему, период обучения. Назначение - для определения межпредметной связи, используется мастером производственного обучения.
В процессе выполнения производственных задний должен быть вопрос практического характера для развития мышления, развития познавательной активности и самостоятельности, для формирования творческого мышления, развития познавательных интересов и способностей, а так же - для развития навыков и умений. Уроки должны быть взаимосвязанными и преподаваться в логической последовательности. Так же на уроках должно быть распределение по равномерности нагрузки.
В учебных планах и программах определяются содержание и объем материалов по каждой теме, а учебно-производственная работа (УПР) устанавливается самостоятельно мастером производственного обучения под руководством старшего мастера.
Перечень УПР является основным планирующим документом по производственному обучению который разрабатывает мастер. Складывают перечень на полугодие или на учебный год. Во время создания перечня УПР необходимо придерживаться следующих принципов:
последовательность изложения (от простого к сложному);
работа должна отвечать программе;
работа должна быть разнообразна (по форме размерам конфигурации материала, приемам и способу выполнения).
Для всех работ, которые включены в перечень, используется техническая документация (чертежи, технические требования, информационные или инструкционные технические карты, установление норм времени).
Цель создания УПР - оказывать содействие формированию и воспитания квалифицированных рабочих которые отвечают условиям современного производства и социального развития общества.
Обеспечить постоянное усвоение учащимся приемов и методов работ.
Приучить учащихся ценить фактор времени.
Определить начальные данные каждого ученика для правильного планирования производственного обучения и рационального использования оборудования.
Материально-техническая подготовка к изучению темы. С целью создания наиболее благоприятных условий для системного овладения учащимися основных профессиональных навыков и умений в ПТУЗ оборудуются учебными мастерскими и лабораториями. Учебный процесс невозможный без надлежащей материально-технической базы. Учащиеся должны быть обеспечены всем необходимым: оборудованием, инструментом, устройствами, материалом и средствами наглядности.
Разработка планирующей документации. Планирование учебного процесса обеспечивает его качественное, рациональное и полное выполнение учебных планов и программ. Планирование осуществлялся на основе положения о формировании учебно-производственной деятельности ПТУЗ.
Основной задачей по производственному обучению является научить учащихся осуществлять следующие действия:
планирование;
подготовка;
обслуживание;
непосредственные осуществление;
самоконтроль [51].
Главнейшими среди них, являются выполнение правил по охране труда.
Для качественной подготовки квалифицированных работников и полное выполнение учебных планов, программ и эффективное проведение учебных занятий мастер производственного обучения должен составлять следующие планирующие документы:
перечень учебных производственных работ;
план урока;
план работы группы на месяц;
график перемещений учащихся по рабочим местам.
Перечень учебно-производственных работ - это документ, который указывает на характеристику и объем работ, наименование их, которые будут выполнены учащимися по каждой теме программы.
План урока - это основной планирующий документ, который разрабатывается для проведения конкретного занятия по теме программы и является результатом подготовки мастера к занятиям.
План работы группы на месяц - устанавливает конкретное содержание обучения на группу, последовательность и организацию их выполнения составляет этот план на основе перечня НИР учебного плана и программы. Следует помнить, что стандартных, обязательных форм плана урока не существует. Содержание плана, детализация примененных на уроке методов, глубокое раскрытие материала, зависят от характера предполагаемых работ, цели их выполнения, опыта мастера. Существенными требованиями к плану урока являются четкое определение его учебной и воспитательной цели, правильный выбор типа и структуры урока, методов и приемов обучения. В плане целесообразно записывать даже вопросы, которые предусмотрены ставить учащимся во время опрашивания и беседы, отображать методы самоконтроля во время выполнения определенных операций, а также содержание домашнего задания учащимся.
Во время производственного обучения и производственной практики на предприятиях, если учащиеся работают на самостоятельных объектах или в составе бригад рабочих, в плане подаются перечень работ, которые учащиеся должны выполнять на протяжении учебного процесса, а также создают график движения учебных программ по рабочим местам, бригадам и участкам.
В графике перемещения учащихся по рабочим местам или рабочим бригадам указываются фамилия учащихся, темы программы, наименование рабочих мест, участков или наименования работ и продолжительность обучения на данном месте.
Разработка учебно-технической документации. Учебно-техническая документация влияет и имеет большое значение в процессе производственного обучения. Кроме устных методов инструктирования существуют также и письменные. Формирование профессионального мастерства является важнейшим качеством квалифицированного рабочего, поэтому требуют дальнейшего усовершенствования производственного обучения. Этому оказывает содействие широкое применение письменного инструктирования. Необходимость применения этой документации обусловлено тем, что с одной стороны все более повышаются требования к подготовке квалифицированных рабочих, а с другой - мастеру не хватает для эффективного управления процессом обучения учащимися. Применение письменного инструктирования дает возможность мастеру в управлении процессом производственного обучения.
Учебная информация положена в документации и носит характер четко выраженной системы. Использованнная информации имеет 2 этапа:
производственно-технологический, который определяет, что и в какой последовательности выполнять ту или иную работу;
учебный - содержит указания, как выполнять.
Распространены существующие связи теории с практикой - главный принцип производственного обучения.
Виды учебно-производственной документации:
инструкционные карты;
инстркционно-технологические карты;
технологические карты;
карточки-задания;
учебные алгоритмы.
Инструкционные карты разрабатываются на трудовой процесс, вмещают последовательность выполнения технологического процесса и рекомендации как их выполнять.
Технологические карты разрабатываются на трудовой процесс, содержат последовательность выполнения технологического процесса.
Карточки-задания содержат задания по изучению состава работы оборудования.
Учебные алгоритмы содержат правила выполнения работ в разных ситуациях.
Критерии оценивания. При оценке успешности учащихся надо использовать учебно-воспитательные задания каждого этапа производственного обучения. Полнота и качество выполнения этих заданий определяются на основе критериев оценок, которые приведены в инструкции [60]. Основными общими показателями качества усвоение учащимися знаний, навыков и умений по производственному обучению являются:
Точность приемов в работе и рациональной организации рабочего места;
Соблюдение технических требований и других качественных показателей при использовании учебно-производственных требований к работе;
Выполнение установленных норм времени;
Соблюдение правил безопасности труда;
Степень самостоятельности выполнения задания.
Воспитание квалифицированных рабочих в значительной мере зависит от подготовки мастера к занятиям.
Для эффективного проведения и качественной подготовки квалифицированных рабочих, мастер производственного обучения должен осуществлять следующую подготовку:
перспективную подготовку к учебному уроку и изучения темы программы;
текущую подготовку к конкретному занятию.
Подготовка проводится поэтапно и включает:
личностную подготовку мастера;
подготовку материально-технического оборудования;
планирующая подготовка.
Личностная подготовка:
поучение методической и технической литературы, материалов по передовому опыту работы;
подготовка к показу трудовых приемов и способов выполнения.
Подготовка материально-технического оснащения:
подготовка и проверка материалов и оборудования для проведения уроков;
подготовка наглядных пособий, учебно-технической документации, технических средств обучения;
проверка работы оборудования.
Планирующая подготовка [61]:
анализ итогов предшествующих занятий, уточнение содержания, темы, учебно-воспитательной цели урока;
определение структуры урока и время на каждый его элемент;
определение методов и методических приемов проведения, вступительного инструктажа;
определение содержания самостоятельных работ и методов текущего инструктажа;
определение конкретного домашнего задания.
Создавая учебные программы мастер производственного обучения внимательно знакомится с перечнем исключительных тем и ее содержанием, которое даст возможность вообразить цель изучающей учащимися темы, установить связь пройденного материала, который выучили учащиеся по следующей теме. Мастер должен определять и подготовить учебные работы, оборудование для проведения занятий.




Преподаватель спецдисциплин Э.Л.Данилевский