Методическая разработка темы Творческий рисунок в ДХШ


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Детская художественная школа
Методическая разработка
Творческий рисунок в ДХШ

Разработала преподаватель ДХШ высшей категории
Фисенко Светлана Викторовна
г. Пятигорск
2016
Введение
Рисунок один из важнейших в образовании художественной школе предмет. Он по праву занимет ведущую роль в изобразительном искусстве. Знания и умения по рисунку тесно переплетаются с живописью и композицией.
Художественные материалы для занятий по рисунку разнообразны: традиционный графитный карандаш, тушь, фломастеры, гелиевые ручки, мягкий материал - уголь, сангина, соус, мел, пастель. Учащиеся художественной школы должны знать и уметь работать многими графическими материалами.
Учебная программа "Рисунок" включает раздел "Работа мягкими материалами". Изучение особенностей мягкого материала в практической деятельности учащихся художественной школы вызывает повышенный интерес. Возможности мягкого материала очень велики - от выполнения наброска до сложной длительной работы.
Человечеству мягкий материал знаком еще с древнего мира. Обугленные палочки, минералы позволяли древнему художнику изображать картины видимые ему миры. До сегодняшнего времени сохранились изображения животных. А сколько интересных изображений не сохранилось, о них можно только догадываться.
Основной материал, используемый в рисунке - графитный карандаш. Для каранадаша характерна штриховая техника, чёткость. При работе мягкими материалами требуется иной подход к работе, скорее более "живописный", более творчекий.
В изобразительной деятельности появились такие терминологии как рисунок "академический", он же учебный, так и "творческий" рисунок. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Рисунок" в области изобразительного искусства "Живопись", начиная с первого класса, внимание обращается на изучение "творческого" -тонально-живописеного рисунка: Раздел 4, "Живописный рисунок. Фактура и материальность" в задании "Тональная зарисовка чучела животного"; во втором классе - первое полугодие - Раздел 1, "Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами" в решении натюрморта с комнатным растением на светлом фоне, во втором полугодии в Разделе 4, "Живописный рисунок. Фактура и материальность" - "Зарисовка чучела птицы", "Зарисовка предметов, различных по материалу"; третий класс - первое полугодие, Раздел 1, "Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами" - "Тематический натюрморт "Осенний"; четвёртый год обучения, первое полуголие, Раздел 2, "Живописный рисунок. Фактура и материальность" - натюрморт с металлической и стеклянной посудой. Для выполнения таких заданий применение мягких материалов будет способствовать расширению изучения графического материала и опыта в практическом применении этих материалов.
Тонально-живописный рисунок
Для выявления особенностей единства рисунка необходимо соспоставить анализ объёмно-конструктивного и тонально-живописного рисунков в изображении предметов. Эти рисунки представляют два наиболее важных подхода в процессе обучения академическому рисунку - объёмно-конструктивный и тонально-живописный. В своей основе они (рисунки) отличаются значительно друг от друга, но и дополняют друг друга.
Достоинства академического рисунка в том, что позволяет изучить особенности конструктивного строения предметов и натуры, определять линии перехода одной простой формы в другую, выявлять линии светотеневой границы при выявлении объёма свето-тенью. Тон в этом рисунке вторичен. (Приложение 1, рис. 1 )
Тонально-живописный рисунок обладает не только качествамихудожественного рисунка, но и решает задачи учебного рисунка. Основным изобразительным средством тонально-живописного рисунка является тональное пятно с его градациями. а линия вторична. Данный рисунок позволяет решать и конструктивные задачи., но с своей технике. Здесь нет необходимости выявлять подробно конструктивные формы, достаточно лишь задать опорные точки. Использование тонально-живописного рисунка в качестве учебного рисунка позволяет усвоить учащимся навыки и умения в применении тона и тональных отношений при изображении световоздушной среды ии пространства.
Для решения тонально-живописных задач в тонально-живописном рисунке хорошо использовать мягкий материал, технику "сухая кисть". Работа разнообразными материалами позволяет более свободно, эмоционально относится к заданию, натуру воспринимать через образы и тем самым, раскрывать в учащихся индивидуальные особенности.
Материал и технические приёмы
Уголь.
Уголь имеет широкое применение в рисовании. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы, берёзы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у графитного карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно, провести тонкую линию и почти молниеносно покрыть большую плоскость тоном, затем облегчить его в нужных местах, стряхивая уголь щетинной кистью или тряпочкой. Уголь легко стирается и осыпается при неосторожном обращении. Поэтому, работая углём требует ответственности от рисующего. Углём можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.
Держат уголь во время работы тремя пальцами - большим, указательным и средним, слегка оприаясь на рисунок только мизинцем. Срезают уголь наискось только с одной стороны. При работе углём пользуются растушёвкой или ваткой. (Рис. 2)
Бумага под уголь берётся относительно малопроклеенная. Для набросков пригодна обёрточная. Чтобы сохранить уголный рисунок, его закрипляют фиксативом или прозрачным лаком для волос. Рисунок кладут горизонтально и распыляют закрепителем равномерно несколько раз, но после просыхания нанесённого слоя.
Углём можно работать двумя способами. Первый - ближе к работе карандашом, когда рисуют линией и штрихом. Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон углём держа его плашмя к поверхности бумаги. Можно применить и немного другой способ - прорисованный детально рисунок растирают ребром ладони руки, затем снова сверху рисуют, выбирая мягкой булкой ( мякиш батона хлеба) освещённые места (ластика применять нежелательно, т. к. после него уголь ложится на поверхность неровно).
Для проведения тонких линий уголь затачивается косо на край. Маленький кусочек угля можно вставить в держатель.

Рис. 2
Методика работы углём.
Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения упражнений, где происходит знакомство с различными приёмами работы углём. Это простые упражнения, напоминающие упаражнения графитными карандашами, с которыми учащиеся ДХШ знакомятся на первых занятих по рисунку в первом классе: упражнения на проведение линий, штриховки, разными способами, растушёвки, получение раличных тонов, мягкого перехода меду тонами. (Рис. 3)
Подбор натуры для учащихся необходим для правильного выбора необходимого приёма в работе.



Рис. 3 Упражнения на технику рисунка углём.
Для передачи особенностей меха, оперения птиц или фактура букета из сухих трав и веточек требуется различный приём в работе, который отрабатывается на занятиях, начиная с младшего возраста по программе раннего эстетического обучения, конечно, если ребёнок посещает занятия в группе раннего эстетического обучения, но если обучение в ДХШ начинается позже, то этому обучению - работы мягким материалом отводятся часы, начиная с первого класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Рисунок" в области изобразительного искусства "Живопись". Постепенно от года в год, после приобретённых знаний и навыков в работе мягкими материалами усложняются задания и натурные постановки. (Рис. 4)

Рис. 4 Работы учащихся мягким материалом (из фонда ДХШ г. Пятигорск)
Рисунки углём

Рис. 5 Набросок

Рис. 6 Пейзаж

Рис. 7 Длительный тональный рисунок натюрморта

Рис. 8 В. Шварц "Иоанн Грозный у тела убитого им сына"
Сангина, соус, пастель
Кроме угля художники для рисования применяют и такие художественные материалы как сангина, соус, пастель. (Рис.9)



Рис. 9 Художественные материалы
Сангина - сыпучий. как уголь, материал, но цвет сангины красновато-коричневый, делают её из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать так же, как и углём: линией, штрихами, точкой, пятном, используя приём растирания (растушёвки).
Прессованный уголь и соус (чёрный) - материалы жирные, глубокого чёрного тона. Но не только соус чёрный, он может представлять и другие цветовые оттенки - коричневые, серые. Соус имеет ту особенность, что им можно работать по-сухому, растирая и разводя его кистью в воде.
Пастель - материал, применимый в живописи и графике. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющими форму брусков с круглым или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов - "сухая", масляная и восковая. В технике "сухой" пастели широко используется метод "растушёвки", что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов. Так же можно использовать акварельную бумагу, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.
Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. Так же используют ластик или кусочек хлеба (батон).
Для защиты рисунков, выполненые сангиной, соусом, пастелью их фиксируют специальным фиксатором или лаком. Рисунок пастелью при этом немного теряет свою пастельность , цвета становятся более глубокими.
Часто в работе художники используют смешенный материал: уголь, сангина, мел или пастель, уголь. (Рис.10 а, б)

Рис. 10 а) Работы детй ДХШ г. Пятигорск. Просмотр 2016


Рис. 10 б). Работы учащихся (2012 - 2013 уч. год), пр. Фисенко С. В.
"Сухая кисть"
Сухая кисть - живописный и графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенным связующими веществомами, с помощью кисти на фактурную поверхность. Подходит для рисования сухой кистью бумага для акварели. В качестве красителя можно использовать гуашь, тушь, акрил, темперу, масло.
Основой приёма в технике "сухая кисть" является применение очень незначительного количества связующих веществ (вода), так, чтобы кисть оставалась почти сухой. Кисти выбираются жёсткие - натуральная щетина. До начала работы краска наносится кистью на политру и растирается до однородной массы. Кисть после растирания должна быть практически сухой. Начинать работу надо большой кистью, прорабатывая основные тона, мелкими кистями ведётся работа над небольшими формами. деталями. В завершении, с помощью ластика (или мела) просветляются детали и наносятся блики. Блики можно нанести белилами или мелом. (Рис. 11 а, б)

Рис. 11 а). Дадашева Елизавета, 13 лет. пр. Фисенко С. В.

Рис. 11 б). Саркисян Ангелина, 14 лет, пр. Фисенко С. В.
"Творческий" рисунок в третьем классе натюрморта "Осенний"
Учебные задачи рисунка натюрморта включают следущее: освоение принципов последовательности ведения рисунка. умение доводить рисунок до определённой степени завершённости; овладение навыками целостного видения натуры; развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Материал исполнения - уголь.
Натюрморт состоит из табурета, предмета быта - глиняный горшок, натуральные овощи: кабачок, тыква, связка лука (муляж), луковицы, однотонная драпировка. Постановка находится на полу, линия горизонта высокая. Общая продолжительность работы над натюрмортом 12 часов.
Рисунок над натюрмортом "Осенний" выполняется в несколько этапов. Работы учащихся 2014 - 2015 учебного года иллюстрируют этапы работы над тематическим натюрмортом "Осенний", преподаватель Фисенко Светлана Викторовна.
( Приложение 2, рис. 2 - 7)
Приложение 1
Линейно-конструктивный рисунок

Рис. 1 Линейно-конструктивный рисунок натюрморта "Осенний", бум., граф. кар.
Приложение 2
Тонально-живописный рисунок. Последовательность работы над натюрмортом "Осенний".

Рис. 2 Натюрморт "Осенний", бум., уголь, 1-й этап

Рис. 3 Натюрморт "Осенний", бум., уголь, 2-й этап

Рис. 4 Натюрморт "Осенний", бум., уголь, 3-й этап

Рис. 5 Натюрморт "Осенний", бум., уголь, 4-й этап

Рис. 6 Натюрморт "Осенний", бум., уголь

Рис. 7 Натюрморт "Осенний", бум., уголь
Литература
1. Ломоносова М. Т. "Графика и живопись" Москва АСТ "Астрель" 2002
2. Щипанов А. С. "Юным любителям кисти и резца" Москва "Просвещение" 1981
3. Беда Г. В. "Основы изобразительной грамоты" Москва "Просвещение" 1981
4. Ли Н. "Основы учебного академического рисунка" Москва ЭКСМО 2005
5. Сафаралиева Д. А. "Учебный рисунок в академии художеств" Москва "Изобразительное искусство" 1990
6. Тонконог С. С. "Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке" статья, Хабаровск 2010